СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методические рекомендации по освоению технологии РКМЧП предназначены для учителей русского языка и литературы. В данной работе представлен практический опыт по использованию некоторых приёмов технологии развития критического мышления на примере изучения  стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» в 5 классе, феерии  А. Грина «Алые паруса»  в 6 классе, рассказа М. Шолохова «Судьба человека» в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
««Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы»»

Муниципальный конкурс

«Педагогические таланты»





Номинация: «Педагог - методист»

Жанр: методические рекомендации





Название работы:


«Использование приемов технологии развития критического

мышления на уроках литературы»


Попова Наталья Геннадьевна



МБОУ «Трудармейская средняя

общеобразовательная школа»









Прокопьевский муниципальный район

2018












СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………3

  1. Теоретический аспект технологии развития критического мышления……………………………………………………………..4

  2. Приёмы технологии развития критического мышления…………

  3. Реализация методических приемов технологии развития

критического мышления на уроках литературы…………………11

  1. Заключение……………………………………………………………37

  2. Список используемой литературы……….........................................40

























Введение



Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Л.Н.Толстой

И действительно, хорошо знаем и понимаем мы лишь то, что смогли узнать самостоятельно, добыв нужную информацию.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

В моей педагогической деятельности – это ведущие вопросы, которые направляют на поиск более интересных, продуктивных технологий обучения. Поэтому мои уроки – это всегда творческий процесс, в котором у учащихся есть возможность быть успешными.

Одной из таких технологий я отдаю предпочтение – это технология критического мышления.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

- низкий уровень мотивации;

- снижение или отсутствие интереса к предмету;

- быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка.

Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках литературы через использование приемов технологии развития критического мышления.

Цель применения технологии: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы через использование приемов технологии развития критического мышления.

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

Приступив к изучению литературы о технологии, я, прежде всего, задалась вопросом о том, что же такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров он в себя включает. Авторы технологии Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл дают следующее определение критическому мышлению:

Критическое мышление – это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Развивать мышление — значит развивать умение думать. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников.


  1. Теоретический аспект технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия - вызов.

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  1. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

  2. вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  3. сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

  4. побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Рекомендую использовать приёмы на стадии вызова:

«Мозговая атака»;

«Ключевые слова»;

«Кластер»

«Древо предсказаний»

«Верите ли вы, что……»

«Знаю – хочу узнать – узнал»

«Корзина идей»

Вторая стадия - осмысление.

Здесь другие задачи:

  1. получить новую информацию;

  2. осмыслить ее;

  3. соотнести с уже имеющимися знаниями;

  4. искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Рекомендую использовать приёмы на стадии осмысления:

«Чтение с остановками»;

«Инсерт»

«Кластер»

«Фишбоун»

«Взаимоопрос»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Ромашка Блума»

Третья стадия - рефлексия.

Здесь основным является:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;

  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Рекомендую использовать приёмы на стадии рефлексии:

«Письмо по кругу»;

«Синквейн»

«Эссе»

«Шесть шляп критического мышления»

«Фантастическая добавка».

«Ключевые слова»

«Перепутанные логические цепочки»

«Групповая дискуссия».

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.


2. Приемы технологии развития критического мышления.

Используя технологию развития критического мышления на уроках литературы, наиболее продуктивными считаю и рекомендую использовать такие приёмы:

«Мозговая атака» - это групповое решение творческой проблемы. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.

Прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

Проводится в группах из 4-5 человек. Этот прием помогает развивать не только творческое мышление, но и речь. Уместен этот прием и на уроках по развитию речи.

На первом этапе учащимся предлагаю подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. На втором этапе идет обмен информацией. Для данного приема наиболее эффективны следующие формы работы: индивидуальная, парная и групповая. Их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Парная мозговая атака помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обмениваясь мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Мозговой штурм» - приём, который позволяет оперативно решить проблему на основе стимулирования творческой активности.

«Ключевые слова» - этот прием на стадии вызова, заставляет творчески мыслить, говорить. За 3-5 минут пишется «легенда», «рассказ», «история». Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.

«Кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

На первом этапе посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

На втором этапе учащиеся записывает все то, что знают по поводу данной темы.

На третьем этапе осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

На четвёртом этапе по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами рекомендую соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Приём рекомендую использовать также для организации индивидуальной работы дома.

«Корзина идей, понятий, имен».

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше «все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные.

Прием позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят.

«Знаю – Хочу знать – Узнал». Цель данного приема - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. В каждую колонку необходимо разнести информацию. Это развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии. Этап «знаю» предполагает работу в паре: что я знаю по теме урока; «хочу узнать» - формулирование цели; «узнал» - соотношение старой и новой информации.

«Древо предсказаний» - этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы, формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

«Ствол дерева» - это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы.

Правила составления древа предсказаний:

На первом этапе предлагаю учащимся высказать предположения по какой-либо теме.

На 2 этапе учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии записываю на доску.

Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксирую и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся, где ствол дерева – тема, ветви – предположения,

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.

На третьем этапе после изучения новой темы вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения.

«Верите ли вы, что……». В начале урока предлагаю утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные.

После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе предлагаю систему маркировки текста, чтобы подразделить информацию следующим образом:

V «галочкой» помечаем то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

На втором этапе, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

На третьем этапе предлагаю систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

Четвёртый этап – это последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Развитие аналитического мышления является средством отслеживания понимания материала. Это может быть статья по биографии, художественный текст.

«Чтение с остановками» - прием организации чтения с использованием разных типов вопросов. Предлагаю прочитать текст. Он делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка». Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков:

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

- Почему именно так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

Прием «Чтение с остановками» рекомендую использовать, чтобы заинтересовать книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

«Письмо с дырками»

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ....., мужчина ……, сложенный богатырем и ……. Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком».

«Толстые и тонкие вопросы»

Использование этого приема развивает у учащихся умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие вопросы» - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые вопросы» - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Толстые ?

Тонкие ?

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно ли...


«Взаимоопрос» - это один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

«Синквейн» от французского слова «cing» – пять.

Правила написания синквейна:

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Приём используем как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый, заботится, любит, работает, не должен страдать из-за жестокости людей человек. 

«Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но  и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. Приём развивает творческое воображение, мышление.

«Радуга». Задача обучающихся мысленно представить цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении.

«Групповая дискуссия».

Учащимся предлагаю поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Учащиеся самостоятельно формулируют и высказывают мнение, обмениваются мыслями, совместно приходят к выводам по уроку.

1.Могла ли ситуация, описанная Тургеневым, произойти в наше время?

2. Что могло произойти, если бы Герасим не утопил Муму?

3. Почему Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?

«Перепутанные логические цепочки».

После знакомства с текстом на уроке литературы в 5 классе на стадии «рефлексии» учащимся предлагаю восстановить нарушенную последовательность.

  1. ворона нашла кусочек сыру;

  2. лиса близёхонько бежала;

  3. плутовка подходит на цыпочках;

  4. лисица говорит сладкие слова вороне;

  5. ворона каркнула;

  6. сыр выпал;

  7. лисица схватила сыр и убежала.

«Фантастическая добавка».

Задание: Представьте, что вы можете встретиться с героем произведения. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.

«Эссе» - этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Учащимся предлагаю написать, что они узнали по новой теме или задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.



  1. Реализация методических приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы



Цель каждого приема и стратегии в критическом мышлении – раскрыть творческий потенциал учащихся.

Приведу использование приемов технологии развития критического мышления на примере изучения стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» в 5 классе.

Тема урока: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».

Первая стадия – вызов 

 Прием «Мозговая атака» 

Предлагаю посмотреть музыкальную композицию, задаю вопрос:

- Ребята, все вы когда-нибудь попадали под весенний тёплый дождь, расскажите, что вы при этом чувствовали?

Приём «Кластер»

Группе из 4 человек сейчас предлагаю поработать у доски с дождевой тучкой и капельками дождя. Задача ребят - выбрать капельки и представить свой дождь?

Приём «А верите ли вы, что…»

1.Афанасий Афанасьевич Фет - великий русский писатель.

2.Поэт получил образование в Московском университете.

4.Более всего на свете Афанасий Афанасьевич ценил красоту в природе.

Вторая стадия - осмысление.

Приём «Чтение с остановками», « Толстые и тонкие вопросы»

Предлагаю прочитать 1 строфу.

Обращаю внимание на последние 2 строчки.

- Какую народную примету «спрятал» там А.А.Фет?

- А знаете ли вы, что воробьи купаются в пыли – к дождю.

Читаем 2 строфу

- Как вы понимаете слово завеса?

Обращаемся к словарной статье.

-Какое значение слова использует А.Фет?

- Какие художественно-изобразительные средства использует автор?

- Какое слово употребляет Афанасий Фет в переносном значении?

- Какое слово указывает на сравнение?

Читаем 3 строфу

- А что подошло к саду?

-А как вы поняли, что это дождь? Обсудите этот вопрос в паре.

- Какой приём использует автор для создания дождя?

Приём «Радуга

Предлагаю прочитать стихотворение ещё раз и мысленно представить цветовую гамму всех образов, изображённых в стихотворении. Представить стихотворение в цвете в виде радуги. Образуйте группу. На столе у вас цветные полоски, выберете те полоски, цвет которых использовал поэт в стихотворении. 1 группа работает с 1 строфой, 2-я со второй, 3-я группа – с третьей.

Третья стадия - рефлексия.

Приём «Общая дискуссия»

-Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?

Приведу использование приемов технологии развития критического мышления на примере изучения феерии А. Грина «Алые паруса» в 6 классе.

1 стадия - вызов

Приём « Мозговой штурм»

Всего четыре буквы,

А за ними – целый мир –

Неповторимый, поэтичный,

Загадочный и романтичный,

Что волнует, увлекает,

Поверить в чудо помогает.

Этот необычный мир

Сотворил писатель … Грин.





Приём «Верите ли вы, что……»

-А верите ли вы, что именем Александра Грина названа одна из малых планет «Гриневия», открытых в 1985 году?

-А верите, что «Алые паруса» написал Гриневский Александр Степанович?

-А верите ли вы, что во время Великой Отечественной войны в 1943 году феерию «Алые паруса» читали по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве показали одноименный балет? 

-А если я скажу, что Александр Грин впервые увидел море только в16 лет городе Одессе, когда хотел стать матросом.

Является ли Александр Грин автором произведения «Серый автомобиль»?

Приём «Ассоциации»

-Предлагаю посмотреть видеофрагмент из художественного фильма по мотивам повести Александра Грина, задаю вопосы:

- Скажите, а доводилось ли вам видеть когда-нибудь в жизни алые паруса?

- Расскажите, какие ассоциации возникли у вас, глядя на алые паруса Грэя?

Приём «Фантастическая добавка»

Задание: сыграть роль встречи Ассоль и Грея. Подумайте о том, что герои сказали бы друг другу при встрече?

Вторая стадия - осмысление

Приём «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»

Добрый волшебник Эгль предсказал маленькой Ассоль её будущее.

«Однажды утром в морской да­ли под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая грома­да алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль. Он подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки…

-Подумайте, а какая это будет музыка?

- Кто помнит, о каких музыкальных инструментах упоминает Грин?

…Нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят лю­ди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он…

-Какие ассоциации вызывает у вас это имя Ассоль?

Имя девушки в переводе с испанского языка обозначает «к солнцу».

…Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь…

-А какая у Ассоль мечта?

…Он посадит тебя в лодку, привезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

-Предлагаю вспомнить, как назывался корабль Артура Грея? («Секрет»)

-А какой секрет был у Грэя?

Третья стадия – рефлексия

Приём «Кластер»

-Что такое мечта?

Приём «Ролевая игра»

-Какие слова скажут друг другу при встрече Ассоль и Грэй?

Приведу использование приемов технологии развития критического мышления на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе.

Тема урока: "Человек на войне" по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

1 этап – вызов 

 Прием «Мозговая атака» 

Обращаю к личному опыту обучающихся.

‒ Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?

Прогнозирование по назначению.

‒ Рассказ М. Шолохова называется «Судьба человека». Как вы думаете, о чем это произведение?

  Прием «Ключевые слова».

‒ По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдёт речь сегодня на уроке?

 Прием «Ассоциации».

‒ Какие ассоциации вызывают у вас фамилия главного героя?

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Предлагаю заполнить первый столбик, затем в парах идет обсуждение и заполнение второго столбика (мотивация к изучению нового), и на стадии рефлексии заполняется третий столбик.

Что я знаю о писателе

Что хочу о нём узнать

Что узнал

Биографию писателя.

Произведения М.А. Шолохова.

Шолохов – это

псевдоним?

Какие ещё произведения писал?

Памятники литературным героям М.А. Шолохова.

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Написал рассказ «Судьба человека» в 1957 году (за 8 дней).

Опубликовал в газете «Правда» (31.12.1956 -1.01.1957 г.).

А. Соколов – «настоящий русский солдат».

 Прием «Кластер» 

- Назовите черты характера, которые помогли Андрею Соколову преодолеть все испытания, выпавшие на его долю?

Мужество, храбрость, смелость, умение любить, патриотизм, стойкость уверенность в себе, сострадание , трудолюбие, доброта.

2 этап – осмысление.

 Прием «Инсерт»

Предлагаю прочитайте статью в учебнике с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

«V» – уже знал; «+» – новое для меня;

«–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопрос.

V

Я уже знал

+

Новое для меня

Я думал иначе

?

Я хочу узнать больше

Главных героев, смысл названия.

Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места на страницах литературных произведений.

Думал, что «Судьба человека» – это рассказ, а оказывается, по широте обобщения – это произведение можно отнести к жанру эпопеи.

«Зависит ли судьба страны от поступков и действий конкретного человека?»

 Важный этап работы – обсуждение записей.

‒ Что было для вас знакомым из прочитанного произведения?

‒ Что нового вы узнали для себя из этого текста?

‒ У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? 

 Прием «Толстые и тонкие вопросы».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто является главным героем рассказа?

От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова?

Что поразило автора во внешности Андрея?

Докажите, что каждое слово у Шолохова символично?

Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?

Какова же жизненная позиция А.Соколова?

Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»?

 3 этап – рефлексия.

Прием «Синквейн».

1. Андрей Соколов

2. Мужественный, самоотверженный.

3. Преодолевает, защищает, усыновляет.

4. «Это настоящий русский солдат».

5. Патриот.

Заключение

Приёмы ТРКМ помогают делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

ТРКМ направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

Апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование приёмов технологии развития критического мышления дает хороший результат. Многие ученики с интересом читают тексты, умеют четко аргументировать свою позицию при написании сочинения, учатся сотрудничеству, работая в группах. У учащихся чётко формируется умение планировать свою деятельность, ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.

Я рекомендую на уроках литературы использовать приёмы технологии критического мышления, так как они очень эффективны, поскольку способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требуется в ФГОС.



















Список литературы:


  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления[Текст] /Р. Бустром . СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — 134 с.

  2. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004 г.- 23 с.

  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. [Текст] / С.И Заир-Бек, И.В. Муштавинская М.: Просвещение, 2004г. — 175 с

  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / :учеб. метод. пособие И.В. Муштавинская . – СПб.: КАРО, 2009 г.- 15 с.

  5. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога [Текст] / С.В Сафарова Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

  6. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы. [Текст] / В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 1985.- 84 с.

  7. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. [Текст] / А.И. Павлова //Русский язык в школе. -  2009. – 54 с. 











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!