СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов в условиях смены образовательных парадигм

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Напрвления и содержание деятельности методиста образовательного учреждения в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов в условиях смены образовательных парадигм»

Яковлева Валентина Ивановна

методист

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СПО В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ



В условиях модернизации образования и перехода на новые федеральные государ­ственные образовательные стандарты (ФГОС) объективно повышаются значимость и роль методической службы. ФГОС предъявляет новые требования к педагогу. В настоящее время личность педагога, его профессиональ­ная компетентность, социальная и духовная зрелость представляют собой важные усло­вия обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поко­ления, а уровень сформированности профес­сиональных компетенций является основным критерием результативности процесса обра­зования, его соответствия потребностям со­временного общества.

Целью деятельности методической службы Каменск-Уральского радиотехнического техникума является методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающее до­стижение нового качества образования через расширенный спектр методических услуг.

В современных условиях научно-методическое сопровождение – это целенаправленная совместная деятельность методической службы и педагогического коллектива техникума, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической практики.

Методическая работа осуществляется в соответствии со следу­ющими принципами:

  • принцип «зоны ближайшего професси­онального развития» – выявление про­фессиональных затруднений педагога через анкетирование и «точек профес­сионального методического роста» пу­тём анализа методической активности педагога;

  • принцип стимулирования творческого роста педагогов способствует преодо­лению профессиональных затрудне­ний, получению профессионального признания через участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и поддержку инициативы пе­дагогов, занимающихся самообразова­нием;

  • принцип непрерывности и преемствен­ности подразумевает координацию, со­гласованность деятельности педагогов, реализующих ФГОС, через работу твор­ческих групп; сохранение традицион­ных форм методической работы наряду с внедрением новых.

Содержательный компонент методического сопровождения характеризуется:

  • формированием технологической культуры педагога как одного из важнейших аспектов в развитии профессионального мастерства;

  • развитием методической культуры как условие совершенствования преподавателя;

  • совершенствованием дидактической культуры как основы для овладения современными педагогическими технологиями;

  • развитием исследовательской культуры педагога, умением проектировать и осуществлять педагогический эксперимент.

В соответствии с этим методическая служба радиотехнического техникума осуществляет свою деятель­ность по следующим направлениям:

  • создание нормативных и информационно-аналитических условий функционирования методической службы, мониторинг методической деятельности;

  • организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников техникума;

  • организационное, консультационно-методическое и экспертное сопровождение введения требований ФГОС (в том числе ФГОС по ТОП-50), профессиональных стандартов и стандартов Worldskills в образовательный процесс техникума;

  • организация различных форм профессионального общения педагогических и руководящих работников техникума;

  • организация и консультационно-методическое сопровождение инновационной (проектной) деятельности педагогических и руководящих работников техникума;

  • организационное и консультационно-методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности, технического творчества, проектной деятельности обучающихся и иных мероприятий обучающихся;

  • экспертиза методических и дидактических материалов.

В техникуме разработаны, прошли экспертизу, утверждены на заседании методического совета и корректируются по мере необходимости локальные нормативные акты, методические рекомендации и пособия для педагогов. Благодаря этому методическая служба техникума добилась единообразия в оформлении учебно-планирующей документации всеми педагогами и обеспечила коллектив методическими рекомендациями по основным направлениям работы.

Результаты методического сопровождения профессионально-педагогической деятельности преподавателей определяются по критериям:

  • Развитие педагогической деятельности:

    • методическая подготовка преподавателей;

    • повышение квалификации;

    • представление и трансляция опыта педагогов.

  • Результаты ГИА выпускников.

  • Оценка качества обучения работодателями, заказчиками

образовательных услуг (в том числе родителями).

Создание и реализация индивидуального маршрута профессионального развития педагога становится эффективным механизмом становления кадровых условий реализации ОПОП. В связи с этим методическая служба грамотно и целенаправленно ведет работу с каждым педагогом. Во-первых, она корректирует выбор методической темы, над которой работает педагог, т.е. темы по самообразованию, которая должна быть приведена в соответствие задачам реализации ОПОП в техникуме.

Во-вторых, методист посещает учебные занятия, открытые мероприятия педагогов, знакомится с мониторингом выполнения контрольных или итоговых работ обучающихся.

Все сведения о педагоге в целом (результаты диагностики, мониторинга, разработка методической темы, материалы, подтверждающие результативность индивидуального профессионального роста) представлены в портфолио и методическом паспорте педагога.

В составе педагогического коллектива работают 34 педагога. Все имеют высшее педагогическое образование. 11 педагогов имеют высшую квалификационную категорию и 19 – 1ю.

В настоящее время все педагоги техникума прошли программы повышения квалификации. Расширился спектр организаций-партнеров для повышения квалификации. При этом ставится задача не просто иметь свидетельство о прохождении курсовой переподготовки, а получить новые, ценные для образовательного процесса, компетенции. 5 преподавателей и мастеров производственного обучения приняли участие в программе повышения квалификации по компетенциям Worldskills Россия, прошли стажировку на предприятиях по инновационным производственным технологиям. Есть педагоги, которые прошли специальное обучение и являются сертифицированными экспертами на чемпионатах Worldskills.

В техникуме используются разнообразные формы методической работы,

направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов:

  • обучающие и практико-ориентированные семинары,

  • научно-методические конференции,

  • профессиональные конкурсы,

  • методические декадники по дисциплинам,

  • участие в работе сетевых сообществ Интернета,

  • консультирование по проблемам педагогики и методики,

  • самообразовательная деятельность по индивидуальной методической теме,

  • инновационная работа;

направленные на обобщение, представление и распространение передового педагогического опыта:

  • разработка учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ОПОП,

  • круглые столы по обмену опытом,

  • мастер-классы,

  • открытые уроки,

  • участие в конкурсах методической продукции,

  • публикации авторских разработок и т.д.

Методической службой отслеживается участие педагогов в методических семинарах, мастер – классах, инновационных проектах, использование цифровых образовательных ресурсов, ТСО, современных образовательных технологий для достижения результатов, учитывается участие в конкурсах профессионального мастерства, экспертной деятельности.

Отмечено, что в последние годы значительно вырос интерес педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.

Также педагоги техникума принимают участие в мероприятиях, проводимых в сети Интернет, многие создали персональные сайты и успешно используют их для организации и контроля самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, можно утверждать, что в техникуме создана инновационная образовательная среда для педагогов, позволяющая каждому раскрыть свой профессиональный потенциал.

Методическая работа спо­собствует созданию необходимых условий для развития профессионализма педагогов, обеспечению эффективности их деятельно­сти в изменяющихся условиях, а всё это на­правлено, прежде всего, на повышение каче­ства образования.


Используемые источники

1. Василевская Е.В. Электронное методическое сопровождение педагога – современное направление деятельности методической службы // Методист. 2015., № 4. С.19-23

2. Кандакова Н.А. Роль научно-методической службы колледжа в формировании профессиональной и информационной компетентности педагогов // Методист. 2012., № 3. С. 37-41.

3. Крючкова С.Г. Модульно-компетентностный подход в развитии инновационного процесса // Среднее профессиональное образование. 2012., № 7. С. 3-4.

4. Петрова Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 22 с.

5. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. режим доступа: http://wwwdu.ru