Яковлева Валентина Ивановна
методист
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СПО В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ
В условиях модернизации образования и перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) объективно повышаются значимость и роль методической службы. ФГОС предъявляет новые требования к педагогу. В настоящее время личность педагога, его профессиональная компетентность, социальная и духовная зрелость представляют собой важные условия обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, а уровень сформированности профессиональных компетенций является основным критерием результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества.
Целью деятельности методической службы Каменск-Уральского радиотехнического техникума является методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающее достижение нового качества образования через расширенный спектр методических услуг.
В современных условиях научно-методическое сопровождение – это целенаправленная совместная деятельность методической службы и педагогического коллектива техникума, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической практики.
Методическая работа осуществляется в соответствии со следующими принципами:
принцип «зоны ближайшего профессионального развития» – выявление профессиональных затруднений педагога через анкетирование и «точек профессионального методического роста» путём анализа методической активности педагога;
принцип стимулирования творческого роста педагогов способствует преодолению профессиональных затруднений, получению профессионального признания через участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и поддержку инициативы педагогов, занимающихся самообразованием;
принцип непрерывности и преемственности подразумевает координацию, согласованность деятельности педагогов, реализующих ФГОС, через работу творческих групп; сохранение традиционных форм методической работы наряду с внедрением новых.
Содержательный компонент методического сопровождения характеризуется:
формированием технологической культуры педагога как одного из важнейших аспектов в развитии профессионального мастерства;
развитием методической культуры как условие совершенствования преподавателя;
совершенствованием дидактической культуры как основы для овладения современными педагогическими технологиями;
развитием исследовательской культуры педагога, умением проектировать и осуществлять педагогический эксперимент.
В соответствии с этим методическая служба радиотехнического техникума осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
создание нормативных и информационно-аналитических условий функционирования методической службы, мониторинг методической деятельности;
организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников техникума;
организационное, консультационно-методическое и экспертное сопровождение введения требований ФГОС (в том числе ФГОС по ТОП-50), профессиональных стандартов и стандартов Worldskills в образовательный процесс техникума;
организация различных форм профессионального общения педагогических и руководящих работников техникума;
организация и консультационно-методическое сопровождение инновационной (проектной) деятельности педагогических и руководящих работников техникума;
организационное и консультационно-методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности, технического творчества, проектной деятельности обучающихся и иных мероприятий обучающихся;
экспертиза методических и дидактических материалов.
В техникуме разработаны, прошли экспертизу, утверждены на заседании методического совета и корректируются по мере необходимости локальные нормативные акты, методические рекомендации и пособия для педагогов. Благодаря этому методическая служба техникума добилась единообразия в оформлении учебно-планирующей документации всеми педагогами и обеспечила коллектив методическими рекомендациями по основным направлениям работы.
Результаты методического сопровождения профессионально-педагогической деятельности преподавателей определяются по критериям:
Развитие педагогической деятельности:
Результаты ГИА выпускников.
Оценка качества обучения работодателями, заказчиками
образовательных услуг (в том числе родителями).
Создание и реализация индивидуального маршрута профессионального развития педагога становится эффективным механизмом становления кадровых условий реализации ОПОП. В связи с этим методическая служба грамотно и целенаправленно ведет работу с каждым педагогом. Во-первых, она корректирует выбор методической темы, над которой работает педагог, т.е. темы по самообразованию, которая должна быть приведена в соответствие задачам реализации ОПОП в техникуме.
Во-вторых, методист посещает учебные занятия, открытые мероприятия педагогов, знакомится с мониторингом выполнения контрольных или итоговых работ обучающихся.
Все сведения о педагоге в целом (результаты диагностики, мониторинга, разработка методической темы, материалы, подтверждающие результативность индивидуального профессионального роста) представлены в портфолио и методическом паспорте педагога.
В составе педагогического коллектива работают 34 педагога. Все имеют высшее педагогическое образование. 11 педагогов имеют высшую квалификационную категорию и 19 – 1ю.
В настоящее время все педагоги техникума прошли программы повышения квалификации. Расширился спектр организаций-партнеров для повышения квалификации. При этом ставится задача не просто иметь свидетельство о прохождении курсовой переподготовки, а получить новые, ценные для образовательного процесса, компетенции. 5 преподавателей и мастеров производственного обучения приняли участие в программе повышения квалификации по компетенциям Worldskills Россия, прошли стажировку на предприятиях по инновационным производственным технологиям. Есть педагоги, которые прошли специальное обучение и являются сертифицированными экспертами на чемпионатах Worldskills.
В техникуме используются разнообразные формы методической работы,
направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов:
обучающие и практико-ориентированные семинары,
научно-методические конференции,
профессиональные конкурсы,
методические декадники по дисциплинам,
участие в работе сетевых сообществ Интернета,
консультирование по проблемам педагогики и методики,
самообразовательная деятельность по индивидуальной методической теме,
инновационная работа;
направленные на обобщение, представление и распространение передового педагогического опыта:
разработка учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ОПОП,
круглые столы по обмену опытом,
мастер-классы,
открытые уроки,
участие в конкурсах методической продукции,
публикации авторских разработок и т.д.
Методической службой отслеживается участие педагогов в методических семинарах, мастер – классах, инновационных проектах, использование цифровых образовательных ресурсов, ТСО, современных образовательных технологий для достижения результатов, учитывается участие в конкурсах профессионального мастерства, экспертной деятельности.
Отмечено, что в последние годы значительно вырос интерес педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.
Также педагоги техникума принимают участие в мероприятиях, проводимых в сети Интернет, многие создали персональные сайты и успешно используют их для организации и контроля самостоятельной работы обучающихся.
Таким образом, можно утверждать, что в техникуме создана инновационная образовательная среда для педагогов, позволяющая каждому раскрыть свой профессиональный потенциал.
Методическая работа способствует созданию необходимых условий для развития профессионализма педагогов, обеспечению эффективности их деятельности в изменяющихся условиях, а всё это направлено, прежде всего, на повышение качества образования.
Используемые источники
1. Василевская Е.В. Электронное методическое сопровождение педагога – современное направление деятельности методической службы // Методист. 2015., № 4. С.19-23
2. Кандакова Н.А. Роль научно-методической службы колледжа в формировании профессиональной и информационной компетентности педагогов // Методист. 2012., № 3. С. 37-41.
3. Крючкова С.Г. Модульно-компетентностный подход в развитии инновационного процесса // Среднее профессиональное образование. 2012., № 7. С. 3-4.
4. Петрова Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 22 с.
5. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. режим доступа: http://www.еdu.ru