СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения экскурсии на природе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная экскурсия - это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения: изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.

Методика проведения экскурсии на природе

Экскурсия является составной частью системы  занятий  на воздухе.

 Продолжительность  экскурсии: 2-2,5 часа , протяженность маршрута 2—З км. На экскурсиях преобладает двигательная  и  игровая деятельность обучающихся.

Цель экскурсии: с одной стороны ,обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей, с другой — ненавязчиво организовать их деятельность.

Воспитательно-образовательные задачи:

1.формирование знаний о неживой природе, связях между объектами и явлениями природы.

2. Неотъемлемая часть усвоения знаний - сенсорная культура - совершенствование анализаторов, накопление чувственного опыта, формирование элементарных природоведческих понятий.

3.  Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимание, речи, наблюдательности и  любознательности. 

4. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать.

5. Пребывание в труд детей в природе нужно использовать для их здоровья и физического развития.

6. Красота природы является одним из средств эстетического воспитания.

Закрепление знаний, полученных в ходе экскурсии, будет продолжаться в дальнейшем на внеклассных занятиях и уроках в виде небольших сообщений, демонстраций рисунков, поделок.

Просмотр содержимого документа
«методика проведения экскурсии на природе»

«Подготовка и проведение экскурсии»

«Подготовка и проведение экскурсии»

Экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.    Мероприятие может называться экскурсией, если соответствует семи признакам:

Экскурсия — это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы. Мероприятие может называться экскурсией, если соответствует семи признакам:

Общие признаки экскурсий 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.   2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).   3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.   4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

Общие признаки экскурсий

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток. 2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов). 3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. 4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.   6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.   7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. 7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Основной признак экскурсии  — высокая степень наглядности.  Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа.

Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа.

Классификация экскурсий. А) По содержанию: - обзорные - тематические Б) По месту в учебном процессе: -вводные - текущие -обобщающие В) По содержанию: -предметные -комплексные Г)По месту проведения : на природе; на производстве; в музее.

Классификация экскурсий.

А) По содержанию:

- обзорные

- тематические

Б) По месту в учебном процессе:

-вводные

- текущие

-обобщающие

В) По содержанию:

-предметные

-комплексные

Г)По месту проведения : на природе; на производстве; в музее.

Д) По способу передвижения: пешеходные  с использованием различных видов транспорта. Ж) По форме проведения:   учебная экскурсия  экскурсия-прогулка экскурсия-лекция  экскурсия-концерт экскурсия-спектакль экскурсия-демонстрация

Д) По способу передвижения:

пешеходные

  • с использованием различных видов транспорта.

Ж) По форме проведения:

учебная экскурсия

экскурсия-прогулка

экскурсия-лекция

экскурсия-концерт

экскурсия-спектакль

  • экскурсия-демонстрация
Экскурсии в природу. Важное место в работы педагога занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. На экскурсиях , как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.

Экскурсии в природу.

  • Важное место в работы педагога занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.
  • На экскурсиях , как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.
  • Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе.
  • Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.
Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся . Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. По содержанию  экскурсии   делятся на 2 вида: 1. природоведческие (познавательные)  эк-скурсии  – в парк, лес, к озеру 2. экскурсии  с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся .

Пребывание на чистом воздухе, в естественной

природной среде, содействует закалке и

укреплению здоровья учащихся.

По содержанию  экскурсии   делятся на 2 вида:

1. природоведческие (познавательные)  эк-скурсии  – в парк, лес, к озеру

2. экскурсии  с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Методика подготовки и     проведения   экскурсий  Экскурсию  провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки педагога и детей. Методика экскурсионной работы  состоит из двух главных частей – - методики подготовки экскурсии - методики ее проведения.

Методика подготовки и    проведения   экскурсий 

Экскурсию  провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки педагога и детей.

Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей –

- методики подготовки экскурсии

- методики ее проведения.

Подготовка педагога . Формулировку цели и задачи экскурсии Выбор темы Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках природоведения и экологии

Подготовка педагога .

Формулировку цели и задачи экскурсии

Выбор темы

Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей

Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии.

Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий

Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках природоведения и экологии

План описания проведения  экологической экскурсии В плане-конспекте педагог указывает: -содержание вступительной беседы, - конспектирует пояснения на каждом этапе, - записывает, что именно должны увидеть и сделать учащиеся. Педагог должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.

План описания проведения экологической экскурсии

В плане-конспекте педагог указывает:

  • -содержание вступительной беседы,
  • - конспектирует пояснения на каждом этапе, - записывает, что именно должны увидеть и сделать учащиеся.

Педагог должен продумать, какие учебные игры и какой активный отдых организовать с учениками во время экскурсии, определить основные вопросы с ними после экскурсии.

План проведения экскурсии Название экскурсии Тема: Цель: Задачи Образовательные: Воспитательные: Оборудование: Содержание экскурсии. Содержание практических заданий. Итоги экскурсии.

План проведения экскурсии

  • Название экскурсии
  • Тема:
  • Цель:
  • Задачи
  • Образовательные:
  • Воспитательные:
  • Оборудование:
  • Содержание экскурсии.
  • Содержание практических заданий.
  • Итоги экскурсии.
Подготовка детей Подготовка учащихся к экскурсии: 1. Инструкция по ТБ. 2. Предупредить об одежде и обуви. 3. Сбор оборудования для каждого звена. Подготовка  детей  начинается с сообщения педагогом цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При  подготовке  к  экскурсии  нужно обратить внимание на одежду детей .

Подготовка детей

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструкция по ТБ.

2. Предупредить об одежде и обуви.

3. Сбор оборудования для каждого звена.

Подготовка  детей начинается с сообщения педагогом цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При  подготовке  к  экскурсии  нужно обратить внимание на одежду детей .

Методика   проведения   природоведческих экскурсий.    Природоведческая экскурсия  включает в себя: -вводную беседу, -коллективное наблюдение, -индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, -сбор природоведческого материала, - игры детей с собранным материалом. Педагог должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

Методика   проведения  природоведческих экскурсий. 

Природоведческая экскурсия включает в себя:

-вводную беседу,

-коллективное наблюдение,

-индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,

-сбор природоведческого материала,

- игры детей с собранным материалом.

Педагог должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

Приёмы, которые использует педагог в работе с детьми во время экскурсии:  - вопросы, - загадки, - сравнения, - обследовательские действия, - игры, - рассказы, - пояснения.

Приёмы, которые использует педагог в работе с детьми во время экскурсии:

- вопросы,

- загадки,

- сравнения,

- обследовательские действия,

- игры,

- рассказы,

- пояснения.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала . В заключительной части экскурсии педагог обращает внимание детей на общую картину природы

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала .

В заключительной части экскурсии педагог обращает внимание детей на общую картину природы

Беседа с учащимися по  итогам экскурсии Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы . Итоговые беседы имеют большое образова-тельно-воспитательное значение. В процессе беседы учащиеся: - расширяют, - углубляют, - закрепляют знания по изученному на экскурсии материалу. Заканчивается работа по экскурсии анализом педагога ее окончательных результатов .

Беседа с учащимися по итогам экскурсии

Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы .

Итоговые беседы имеют большое образова-тельно-воспитательное значение.

В процессе беседы учащиеся:

- расширяют,

- углубляют,

- закрепляют знания по изученному на экскурсии материалу.

Заканчивается работа по экскурсии анализом педагога ее окончательных результатов .

Список литературы: 1. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. 2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 1988 3. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. 4. Смирнов А.В. Как правильно выбрать экскурсию / А.В. Смирнов // Справочник классного руководителя. – 2008

Список литературы:

  • 1. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984.
  • 2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 1988
  • 3. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980.
  • 4. Смирнов А.В. Как правильно выбрать экскурсию / А.В. Смирнов // Справочник классного руководителя. – 2008