Педагогический совет: Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома.
«Образование через всю жизнь…»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А.Дистервег
Цель: Мотивировать педагогов детского дома к повышению уровня профессионального мастерства через самообразование
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть различные точки зрения по вопросу «самообразование».
- Определить мотивы педагогов к самообразованию.
- Познакомить педагогов с направлениями и источниками самообразования.
- Определить составляющие процесса и результат самообразования.
ФОРМА проведения: организационно - деловая игра.
Мотивы, побуждающие педагогов к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией.
- Стремление к творчеству.
- Стремительный рост современной науки.
- Изменения, происходящие в жизни общества.
- Конкуренция.
- Общественное мнение.
- Материальное стимулирование.
- Интерес.
БУТЛЕРОВ Александр Михайлович
ЛАНДАУ Лев Давидович
ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович
ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт
ТЯНЬ-ШАНЬСКИЙ Петр Петрович
ПИКУЛЬ Валентин Саввич
МАКОВСКИЙ Владимир Егорович
ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе
Самообразование педагога -
основная форма повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.
Учитель 21 века - это
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Учитель 21 века - это
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Учитель 21 века - это
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность
( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека)
Учитель 21 века - это
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности
С Р Е М О Н И Т О С
МОНТЕССОРИ (Montessori) Мария (1870-1952), итальянский педагог. Разрабатывала методы развития органов чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сторонница свободного воспитания.
О К Н К А Р М А Е
МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939), советский педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии.
Н О К А З В
ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901-77), российский психолог и педагог. Под его руководством создана дидактическая система развивающего обучения.
П К У Р К Я А С
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869 -1939), жена В. И. Ленина, советский политический деятель, занималась вопросами педагогики.
Т Е Р Г Д И В Е С
ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Адольф (1790-1866), немецкий педагог-демократ, последователь И. Г. Песталоцци. Труды по педагогике, учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.
Х О Л И Н С У М И Й С К
СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918-1970), педагог, учитель украинского и русского языков и литературы. Выразил стремление к гуманизации школьного образования,отстаивал право на педагогическое творчество.
Ц К А Ш И Й
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934), российский педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы, детской трудовой колонии в Калужской губ. Труды по проблемам школы, формированию детского коллектива и др.
И Й К О Н С К М Е
КОМЕНСКИЙ (Komensky) Ян Амос (1592-1670),, чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики.
Направления самообразования педагога:
- Профессиональное (предмет преподавания)
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
- Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
- Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
Направления самообразования педагога:
- Правовое
- Эстетическое (гуманитарное)
- Историческое
- Иностранные языки
- Политическая
- Информационно-компьютерные технологии
- Охрана здоровья
- Интересы и хобби
- …
Источники самообразования
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Курсы (платные)
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
Источники самообразования
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Курсы повышения квалификации
- Путешествия
Кто является автором золотого правила дидактики, и как оно называется?
Ян Амос Коменский
Правило наглядности
Кто является одним из создателей системы начального обучения детей шестилетнего возраста, высказывается о безоценочном обучении?
Шалва Алексеевич Амонашвили
Педагог - новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрешки и навязывания - только игра (много использует таблицы, кубики, плакаты)
Зайцев Николай Александрович
Разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена практически вся коррекционная педагогика. Является автором учебника по возрастной психологии для педагогических вузов.
Выготский Лев Семенович
Основоположник коллективного воспитания
Антон Семенович Макаренко
Широко продвигал идеи народности в педагогике России
Константин Дмитриевич Ушинский
Он строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
Василий Александрович Сухомлинский
В основе его педагогики лежит доверие к ребёнку, уважение его мечты, формирование в детских коллективах и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления.
Это польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить 200 своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере.
Януш Корчак
Формы самообразования учителя:
- Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- Групповая, направленная на активное участие педагогов в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
Составляющие процесса самообразования учителя:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
Составляющие процесса самообразования учителя:
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
- Систематический просмотр определенных телепередач;
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Посещение семинаров, тренингов конференций, уроков коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опыта с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Организация кружковой и внеклассной деятельности;
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий;
- Обзор в Интернете необходимой информации;
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете;
- Общение с коллегами в образовательном учреждении, городе, и в Интернете;
- Участие в конкурсах разных типов и уровней (подготовка участников из числа детей; конкурсы профессионального мастерства)
Результат самообразования:
- Повышение качества преподавания (воспитания)
- Разработанные методические пособия
- Разработка новых форм, методов и приемов обучения
- Доклады, выступления
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
Результат самообразования
- Выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
- Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- Создание комплектов педагогических разработок
- Проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
ССУЗ
Среднее специальное учебное заведение
НОД
Непосредственно-образовательная деятельность
ОГЭ
Основной государственный экзамен
ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт
УУД
Универсальное учебное действие
ООП
Основная образовательная программа
УМК
Учебно-методический комплекс
ПМПК
Психолого-медико-педагогическая комиссия
РППС
Развивающая предметно-пространственная среда
ОРКСЭ
Основы религиозных культур и светской этики
Самообразование педагога будет продуктивным если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
- Педагог обладает развитой способность к рефлексии;
Самообразование педагога будет продуктивным если:
- Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности;
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
Отношение государства к учителю -
это государственная политика, которая свидетельствует
либо о силе государства, либо о его слабости.
«Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.»
Бисмарк
Три пути ведут к знанию:
путь размышления
- это путь самый благородный,
путь подражания
- это путь самый легкий
и путь опыта
- это путь самый горький.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.»
Конфуций
Послушайте
- и Вы забудете,
посмотрите
- и Вы запомните,
сделайте
и Вы поймете.
«Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.»
Конфуций
Сильным ,
опытным
становится
педагог,
который
умеет
анализировать
свой труд
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
В.А. Сухомлинский
«Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.»
Я.А. Коменский
«Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы…»
Бисмарк
«Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
А.С. Макаренко
«Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?» Ш. Амонашвили