СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника: технология обучения детей дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника: технология обучения детей дошкольного возраста»

Мнемотехника: технология обучения детей дошкольного возраста.

История мнемотехники (или мнемоники) насчитывает не одну сотню лет. К началу двадцатого столетия в России появилось множество руководств и пособий по укреплению памяти.

Одним из значительных была педагогическая мнемоника
В.И. Фармаковского. Именно с В.И. Фармаковского начинается период очевидного расхождения путей мнемонистов. Одни идут путем усиления работы памяти через установление искусственных ассоциативных связей при запоминании больших объемов не связанной по смыслу информации (используя различные приемы, методы и технику). Другие идут путем создания условий для лучшего запоминания (переработка запоминаемого материала, учет возрастных особенностей и предмета деятельности, формирование и осознание цели запоминания, создание положительных эмоций, повторение материала по определенной системе и т.п.).

Идущие по первому пути используют мнемотехнику, идущие по второму пути — педагогическую мнемонику (по М.А. Зиганову). В нашем исследовании мы придерживаемся второго пути, хотя термин мнемотехника кажется нам более приемлемым, чем мнемоника, и мы используем и установление ассоциативных связей.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Педагогу необходимо организовать учебный процесс, используя основные правила мнемотехники в ее педагогическом потенциале:

1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.

2. Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.

3. Запоминание лучше происходит в перекодированном виде, а не в том, в котором представлено.

4. Лучше запоминается то, что хорошо осознано.

5. Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать, принять как личностно значимое [16].

В настоящее время мнемотехника как педагогическая технология разрабатывается М.А. Зигановым, А.К. Колеченко, И. Матюгиным, И. Рыбниковой, Е.Д. Сафроновой и др.

Таким образом, мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Обучение описательному рассказу эффективно будет происходить с использованием приемов мнемотехники.