9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района |  |

Модель
деятельности школьного краеведческого музея
МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района
Составитель - Кадченко В.А.,
заместитель директора по ВР,
руководитель школьного музея
Моделью образовательной деятельности школьного краеведческого музея МБОУ Пешковской СОШ предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности, воспитательной работы. Она последовательно реализуется во всех концентрах общеобразовательной средней школы.
Концептуальной основой модели является система ценносто-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности. Ею определяются выбор образовательных технологий и оценка результатов при оперативном и итоговом контроле.
Ценностные ориентиры:
гражданско-патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти;
укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;
формирование у обучающихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы;
развитие личности, творческой активности детей.
Принципы образовательной деятельности:
субъектность восприятия;
самоактуализация;
дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
разноплановость творческой деятельности.
Цели:
обеспечение условий дли формирования мотивации личности к познанию истории родного края,
развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.
I этап - базовый (7-10 лет). Предполагает формирование определенной базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, создание оптимальных условий для культивирования мотивации к познанию исторического прошлого нашей Родины. Развитие детей младшего школьного возраста, направленное на формирование целостного восприятия мира и себя в нем. Задача музея на этом этапе - раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить в них творческие начала через игровую музейную практическую деятельность.
Содержание учебной деятельности на базе музея:
проведение уроков литературы по теме «Стихи, рожденные войной»; истории — по темам «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Наши сверстники в годы войны»;
уроки ИЗО по теме «Война в истории моей семьи».
Содержание дополнительного образования:
проведение фольклорных праздников «В гостях у бабы Веры»,
проведение экскурсий «Здравствуй, музей!»,
работа туристско-краеведческого кружка «Мой край родной»,
внеурочная деятельность «Туризм и здоровье»,
авторская программа поискового отряда «Дорогами отцов».
II этап - самоопределение (11—14 лет). Предполагает закрепить и продолжить развитие мотивации ребенка к заинтересовавшей его музейной деятельности (экскурсовод, архивист, художник-экспозиционист, сценарист, поисковик, менеджер-музейщик и т.д.); предоставляет возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и найти применение своим силам.
Содержание учебной деятельности на базе музея:
проведение уроков истории по темам: «Любовь и верность, преданность и память», «Великая Отечественная война в истории страны и родного края»;
проведение уроков литературы по темам: «А музы не молчали», «Никто не забыт, ничто не забыто».
Содержание дополнительного образования:
программа объединения «Музейное дело» (VII—VIII классы, 1-й год обучения). Актуализация деятельности школьного музея. Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Музейные профессии;
основы музееведения. Музееведческие понятия: экспозиция, экспонат, учет, хранение, их особенности. Специфика школьного музея: исследовательская, фондовая, экспозиционная деятельность; разработка и проведение экскурсий.
Программа «Школа юного экскурсовода» (1-й год обучения).
Программа историко-краеведческого кружка «Мой край родной» (1-й год обучения).
Теоретический курс дополняется практическими занятиями в музее по комплектованию, учету и хранению фондов, проектированию экскурсий, новых форм работы музея.
III этап — профильная подготовка (17 лет). Предполагает создание условий для целенаправленной и систематической работы в сфере начальной профессиональной подготовки в музее. На этом этапе обеспечивается углубленное изучение выбранной деятельности с ориентацией на будущую профессию — экскурсовод, архивист, менеджер и т.п.; создание условий, при которых обучающиеся могли бы овладеть не только суммой теоретических знаний, необходимых для музейной работы, но и приобрести умения музейной деятельности.
Основные принципы:
проектный подход к обучению как условие результативности учебного процесса;
системность как условие формирования целостного взгляда на содержание деятельности музея;
проблемность при изложении учебного материала.
Содержание основного учебного процесса на базе музея:
проведение уроков истории по теме «Великая Отечественная война»,
проведение уроков литературы по теме: «Писатели и поэты Донского края и Приазовья».
Содержание дополнительного образования:
Программа объединения «Музейное дело» (2-й год обучения).
/. Общие вопросы музееведения.
Специфика музея МБОУ Пешковской СОШ. Классификация музейных предметов. Программа деятельности совета музея. Программа деятельности актива музея. Основы планирования деятельности.
//. Поисково-исследовательская деятельность.
Организация экспедиций, краеведческих походов. Особенности работы в фондах, библиотеках, архивах, интервьюирование, анкетирование.
///. Организационная деятельность музея.
Понятие «музейная аудитория». Установление обратной связи, изучение роли музея в школьной жизни (анкетирование, интервьюирование). Организация экскурсионной программы. Требование к экскурсии. Экскурсия как исследовательская деятельность. Разработка текстов экскурсий. Разработка материалов конкурса экскурсоводов. Организация и проведение мероприятий музея. Основные понятия.
Практические занятия: работа с инвентарной книгой, работа с фондами музея, прослушивание экскурсий экскурсоводов 1-го года обучения. Подготовка к поисковой экспедиции.
IV. Содержание индивидуальной работы.
Самоопределение через участие в деятельности музея: экскурсовод; архивист; менеджер-организатор музея; актив музея (совет музея); организатор поисковой экспедиции; организатор мероприятий музея.
Программа туристско-краеведческого кружка «Мой край родной» (2-й год обучения).
Таблица I.
Содержание воспитательного процесса на базе музея:
1-й этап – базовый (7-10 лет)
Название темы | Содержание |
Музей | Понятие «музей» как место погружения в прошлое, как место хранения предметов. Специфика Музея боевой славы. Коллекция Стенд. Витрина |
Культура поведения в музее | Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее |
Домашний музей | Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии родственников — участников Великой Отечественной войны, работников тыла. Правила хранения фотографий, семейных реликвий: медалей, орденов и др. |
Экскурсия | Понятия «экскурсия», «экскурсовод». Правила подготовки к экскурсии. Экскурсия в школьный музей |
Наш край в годы войны | Жители деревни в тылу и на фронте. Воспоминания участников. Понятия «Книга Памяти», «Обелиск», «Мемориал» |
Ветераны Войны и труда | Ветеран рядом. Операция «Милосердие». Правила оформления приглашений ветеранам Великой Отечественной войны и труда. Формы записи воспоминаний |
День Победы | Понятие «Вахта памяти». Возложение венков к «Вечному огню», обелискам на братские могилы |
Познавательная прогулка, поход | Понятия «прогулка», «поход». Цели, результаты, отчет |
Таблица II.
Содержание воспитательного процесса на базе музея:
II-й этап - самоопределение (11-14 лет)
Название темы | Содержание |
Музей | История школьного Музея боевой славы. Основные направления деятельности музея. Комплектование, учет, хранение, экспозиционная работа, фонды музея, экскурсионная работа. Обзорная экскурсия по музею: боевой путь 347-й стрелковой дивизии, боевой путь 151 стрелковой дивизии; операция «Малый Сатурн», история «Миус-Фронта», боевой путь 133 миномётного полка, встречи актива музея разных лет с ветеранами войны и труда. |
День открытых дверей школьного музея | Осмотр тематико-экспозиционного оформления; стела, ампула с землей города-героя Волгограда, книжки-раскладушки, повествующие о поисково-краеведческой работе. Альбомы о поисковой работе школьников. Различные стенды, на которых в фотографиях, фотодокументах раскрыто содержание боевого пути дивизий и соединений. Экскурсии: обзорная, тематическая. Книга отзывов. Книга предложений о работе. Интерактивные методы: анкетирование, интервьюирование, видео-, фотосъемка, погружение в деятельность. Практические занятия: оформление записей в книгах, запись на диктофон, фотосъемка. Составление тематических кроссвордов, опросников. Тематические театрализованные представления, литературно-исторические постановки. |
Военно-патриотическая акция | Понятие «акция». Патриотизм. Идеалы милосердия, гуманизма. Культура почитания памяти павших, почитание здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Дни воинской славы России, региона. Практическая работа: поздравления ветеранов Великой Отечественной войны. Оформление открыток, текста. Определение адресатов. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Оформление приглашений, класса музея. Беседа: понятие, содержание, методика проведения. |
«Вахта Памяти» | Сущность понятия «Вахта памяти». Положение о проведении. Договор с сельской администрацией, библиотекой, Практическая работа: увековечивание памяти солдат, погибших в Великой Отечественной войне (проведение митинга, благоустройство мемориала, памятных знаков в с. Пешково). Разработка Положения о дне освобождения Азовского района, с Пешково от немецко- фашистских захватчиков. Военизированная игра «Зарница». Положение о проведении игры. Цели. Содержание. Программа деятельности, участники. Критерии оценки. Подведение итогов. |
Туристско-краеведческое движение «Отечество» | Положение о движении «Отечество». Основные направления, содержание. Целевые программы движения: «Военная история», «Великая Отечественная война», «Дети и война», «К туристскому мастерству». Положение об областном конкурсе исследовательских работ. Конференция участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Понятия «научное краеведческое исследование», поисковая деятельность. Алгоритм исследования. Требования к оформлению исследовательской работы. Практическая работа: Положение о школьной конференции. Ее цели, задачи, содержание, результат. Проведение школьной конференции. Рефлексия. Пополнение фондов школьного музея. Положение о проведении туристского слета. Цель, программа слета, участники, оформление результатов. |
Актив музея | Сущность понятия «актив школьного музея». Положение о деятельности. Содержание: научно-исследовательская работа, научно-экспозиционная работа, поисково-собирательская работа, работа с фондами, со средствами массовой информации, издательская деятельность, экскурсионная работа. Практическая работа: самоопределение в деятельности. Проектирование планов работы по направлениям деятельности. Защита проектов. Рефлексия. Улучшение проектов. Разработка заданий классам. |
Изучение истории родного края | Понятие «краеведение». Методы познания. Комплексный характер исследования. Хронологические рамки. География исследований. Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия, поход, работа в библиотеках, в архивах, в музеях, опрос населения, анкетирование, интервьюирование. Переписка с земляками, встречи с интересными людьми. Просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм. Экспедиционный сбор материалов. Практическая работа: поход (цель, изучение района похода, разработка конкретного маршрута, подготовка снаряжения, краеведческое задание, отчет по итогам похода для картотеки музея); экскурсия (цель, выбор маршрута, программа оформления отчета для фондов музея). Работа в библиотеках, архивах: правила работы в библиотеке, аннотированный список литературы, оформление карточек по теме исследования. Опрос населения: разработка опросника, правила единой записи, адреса собеседника. Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея. |
Таблица III.
Содержание воспитательного процесса на базе музея:
III-й этап – профильная подготовка (15-17 лет)
Название темы | Содержание |
Областная военно-патриотическая акция «Равнение на героев»» | Положение об акции (участники, цели, задачи, техника безопасности). Мемориалы «Самбек», «Пост №1» г. Ростов-на-Дону. Деятельность поискового отряда «Дорогами отцов» МБОУ Пешковской СОШ. Сотрудничество с военно-патриотическим клубом «Рысь» г. Ростова-на-Дону. История акции «Равнение на героев». |
Школьная краеведческая экспедиция «Тропою былых сражений» | Понятие «экспедиция». Положение: цели, задачи, участники, результат. Изучение литературы, материалы фонда музея. Практическая работа: разработка маршрута, план проведения, определение места проведения экспедиции. Подготовка экспедиционных документов и снаряжения: • полевой дневник. Основные разделы: анализ первичных результатов, выводы, перспективы дальнейшего исследования; • тетрадь для ведения полевой описи. Запись воспоминаний. Адрес и подпись рассказчика; • тетрадь фотофиксации (запись фотографа или его помощника, номер кадра, содержание кадра); • подготовка материальной части экспедиции: записные книжки, фотоаппарат, кинокамеры, пакеты для хранения найденных материалов, номерки для прикрепления к найденным предметам; • подготовка туристского снаряжения (проверка, ремонт, приобретение). Групповое снаряжение: палатки, костровое хозяйство, аптечка. Личное снаряжение: рюкзак, спальник, смена одежды, обуви, предметы личной гигиены. |
Приложение 1.
Компоненты системы
гражданско-патриотического воспитания
МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района согласно воспитательной концепции «От личности сельского школьника – к гражданину и патриоту России»

Приложение 2.
Концептуальная основа модели деятельности
школьного краеведческого музея
МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района

Приложение 3.
Модель
образовательной деятельности школьного краеведческого музея МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района
