СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель деятельности школьного краеведческого музея "К истокам"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моделью образовательной деятельности школьного краеведческого музея МБОУ Пешковской СОШ предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности, воспитательной работы. Она последовательно реализуется во всех концентрах общеобразовательной средней школы.

Концептуальной основой модели является система ценносто-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности. Ею определяются выбор образовательных технологий и оценка результатов при оперативном и итоговом контроле.

Просмотр содержимого документа
«Модель деятельности школьного краеведческого музея "К истокам"»

9



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района










Модель

деятельности школьного краеведческого музея

МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района

Составитель - Кадченко В.А.,

заместитель директора по ВР,

руководитель школьного музея


Моделью образовательной деятельности школьного краеведческого музея МБОУ Пешковской СОШ предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности, воспитательной работы. Она последовательно реализуется во всех концентрах общеобразовательной средней школы.

Концептуальной основой модели является система ценносто-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности. Ею определяются выбор образовательных технологий и оценка результатов при оперативном и итоговом контроле.

Ценностные ориентиры:

  • гражданско-патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти;

  • укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;

  • формирование у обучающихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы;

  • развитие личности, творческой активности детей.

Принципы образовательной деятельности:

  • субъектность восприятия;

  • самоактуализация;

  • дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;

  • право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;

  • разноплановость творческой деятельности.

Цели:

  • обеспечение условий дли формирования мотивации личности к познанию истории родного края,

  • развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.

I этап - базовый (7-10 лет). Предполагает формирование определенной базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, создание оптимальных условий для культивирования мотивации к познанию исторического прошлого нашей Родины. Развитие детей младшего школьного возраста, направленное на формирование целостного восприятия мира и себя в нем. Задача музея на этом этапе - раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить в них творческие начала через игровую музейную практическую деятельность.

Содержание учебной деятельности на базе музея:

  • проведение уроков литературы по теме «Стихи, рожденные войной»; истории — по темам «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Наши сверстники в годы войны»;

  • уроки ИЗО по теме «Война в истории моей семьи».

Содержание дополнительного образования:

  • проведение фольклорных праздников «В гостях у бабы Веры»,

  • проведение экскурсий «Здравствуй, музей!»,

  • работа туристско-краеведческого кружка «Мой край родной»,

  • внеурочная деятельность «Туризм и здоровье»,

  • авторская программа поискового отряда «Дорогами отцов».

II этап - самоопределение (11—14 лет). Предполагает закрепить и продолжить развитие мотивации ребенка к заинтересовавшей его музейной деятельности (экскурсовод, архивист, художник-экспозиционист, сценарист, поисковик, менеджер-музейщик и т.д.); предоставляет возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и найти применение своим силам.

Содержание учебной деятельности на базе музея:

  • проведение уроков истории по темам: «Любовь и верность, преданность и память», «Великая Отечественная война в истории страны и родного края»;

  • проведение уроков литературы по темам: «А музы не молчали», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Содержание дополнительного образования:

  • программа объединения «Музейное дело» (VII—VIII классы, 1-й год обучения). Актуализация деятельности школьного музея. Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Музейные профессии;

  • основы музееведения. Музееведческие понятия: экспозиция, экспонат, учет, хранение, их особенности. Специфика школьного музея: исследовательская, фондовая, экспозиционная деятельность; разработка и проведение экскурсий.

  • Программа «Школа юного экскурсовода» (1-й год обучения).

  • Программа историко-краеведческого кружка «Мой край родной» (1-й год обучения).

Теоретический курс дополняется практическими занятиями в музее по комплектованию, учету и хранению фондов, про­ектированию экскурсий, новых форм работы музея.

III этап — профильная подготовка (17 лет). Предполагает создание условий для целенаправленной и систематической работы в сфере начальной профессиональной подготовки в музее. На этом этапе обеспечивается углубленное изучение выбранной деятельности с ориентацией на будущую профессию — экскурсовод, архивист, менеджер и т.п.; создание условий, при которых обучающиеся могли бы овладеть не только суммой теоретических знаний, необходимых для музейной работы, но и приобрести умения музейной деятельности.

Основные принципы:

  • проектный подход к обучению как условие результативности учебного процесса;

  • системность как условие формирования целостного взгляда на содержание деятельности музея;

  • проблемность при изложении учебного материала.

Содержание основного учебного процесса на базе музея:

  • проведение уроков истории по теме «Великая Отечественная война»,

  • проведение уроков литературы по теме: «Писатели и поэты Донского края и Приазовья».

Содержание дополнительного образования:

    1. Программа объединения «Музейное дело» (2-й год обучения).

/. Общие вопросы музееведения.

Специфика музея МБОУ Пешковской СОШ. Классификация музейных предметов. Программа деятельности совета музея. Программа деятельности актива музея. Основы планирования деятельности.

//. Поисково-исследовательская деятельность.

Организация экспедиций, краеведческих походов. Особенности работы в фондах, библиотеках, архивах, интервьюирование, анкетирование.

///. Организационная деятельность музея.

Понятие «музейная аудитория». Установление обратной связи, изучение роли музея в школьной жизни (анкетирование, интервьюирование). Организация экскурсионной программы. Требование к экскурсии. Экскурсия как исследовательская деятельность. Разработка текстов экскурсий. Разработка материалов конкурса экскурсоводов. Организация и проведение мероприятий музея. Основные понятия.

Практические занятия: работа с инвентарной книгой, работа с фондами музея, про­слушивание экскурсий экскурсоводов 1-го года обучения. Подготовка к поисковой экспедиции.

IV. Содержание индивидуальной работы.

Самоопределение через участие в деятельности музея: экскурсовод; архивист; мене­джер-организатор музея; актив музея (совет музея); организатор поисковой экспеди­ции; организатор мероприятий музея.

    1. Программа туристско-краеведческого кружка «Мой край родной» (2-й год обучения).

Таблица I.

Содержание воспитательного процесса на базе музея:

1-й этап – базовый (7-10 лет)

Название темы

Содержание

Музей




Понятие «музей» как место погружения в прошлое, как место хранения предметов. Специфика Музея боевой славы. Коллекция Стенд. Витрина

Культура

поведения в музее


Понятие «культура поведения».

Правила поведения в музее

Домашний музей

Сущность понятия «домашний музей».

Семейный фотоальбом. Фотографии родственников — участников

Великой Отечественной войны, работников тыла. Правила хранения

фотографий, семейных реликвий: медалей, орденов и др.

Экскурсия

Понятия «экскурсия», «экскурсовод». Правила подготовки к экскурсии.

Экскурсия в школьный музей

Наш край в годы

войны

Жители деревни в тылу и на фронте. Воспоминания участников.

Понятия «Книга Памяти», «Обелиск», «Мемориал»

Ветераны

Войны и труда

Ветеран рядом. Операция «Милосердие». Правила оформления

приглашений ветеранам Великой Отечественной войны и труда.

Формы записи воспоминаний

День Победы

Понятие «Вахта памяти». Возложение венков к «Вечному огню»,

обелискам на братские могилы

Познавательная

прогулка, поход

Понятия «прогулка», «поход». Цели, результаты, отчет


Таблица II.

Содержание воспитательного процесса на базе музея:

II-й этап - самоопределение (11-14 лет)

Название темы

Содержание

Музей

История школьного Музея боевой славы. Основные направления деятельности музея. Комплектование, учет, хранение,

экспозиционная работа, фонды музея, экскурсионная работа.

Обзорная экскурсия по музею: боевой путь 347-й стрелковой

дивизии, боевой путь 151 стрелковой дивизии;

операция «Малый Сатурн», история «Миус-Фронта», боевой путь

133 миномётного полка, встречи актива музея разных лет с

ветеранами войны и труда.

День открытых дверей

школьного музея

Осмотр тематико-экспозиционного оформления; стела, ампула с

землей города-героя Волгограда, книжки-раскладушки,

повествующие о поисково-краеведческой работе.

Альбомы о поисковой работе школьников. Различные стенды,

на которых в фотографиях, фотодокументах раскрыто содержание

боевого пути дивизий и соединений. Экскурсии: обзорная,

тематическая. Книга отзывов. Книга предложений о работе.

Интерактивные методы: анкетирование, интервьюирование, видео-, фотосъемка, погружение в деятельность.

Практические занятия: оформление записей в книгах, запись

на диктофон, фотосъемка. Составление тематических кроссвордов,

опросников. Тематические театрализованные представления,

литературно-исторические постановки.

Военно-патриотическая

акция

Понятие «акция». Патриотизм. Идеалы милосердия, гуманизма.

Культура почитания памяти павших, почитание здравствующих

ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Дни воинской

славы России, региона. Практическая работа: поздравления

ветеранов Великой Отечественной войны. Оформление открыток,

текста. Определение адресатов. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Оформление приглашений, класса музея.

Беседа: понятие, содержание, методика проведения.

«Вахта Памяти»

Сущность понятия «Вахта памяти». Положение о проведении.

Договор с сельской администрацией, библиотекой,

Практическая работа: увековечивание памяти

солдат, погибших в Великой Отечественной войне (проведение

митинга, благоустройство мемориала, памятных

знаков в с. Пешково). Разработка Положения о дне

освобождения Азовского района, с Пешково от немецко-

фашистских захватчиков. Военизированная игра «Зарница».

Положение о проведении игры. Цели. Содержание. Программа деятельности, участники. Критерии оценки. Подведение итогов.

Туристско-краеведческое

движение «Отечество»

Положение о движении «Отечество». Основные направления,

содержание. Целевые программы движения: «Военная история»,

«Великая Отечественная война», «Дети и война», «К туристскому мастерству». Положение об областном конкурсе исследовательских

работ. Конференция участников туристско-краеведческого

движения «Отечество». Понятия «научное краеведческое

исследование», поисковая деятельность. Алгоритм исследования.

Требования к оформлению исследовательской работы.

Практическая работа: Положение о школьной конференции.

Ее цели, задачи, содержание, результат. Проведение школьной

конференции. Рефлексия. Пополнение фондов школьного музея.

Положение о проведении туристского слета. Цель, программа

слета, участники, оформление результатов.

Актив музея

Сущность понятия «актив школьного музея». Положение о

деятельности. Содержание: научно-исследовательская работа,

научно-экспозиционная работа, поисково-собирательская работа,

работа с фондами, со средствами массовой информации,

издательская деятельность, экскурсионная работа. Практическая

работа: самоопределение в деятельности. Проектирование

планов работы по направлениям деятельности. Защита проектов.

Рефлексия. Улучшение проектов. Разработка заданий классам.

Изучение истории

родного края

Понятие «краеведение». Методы познания. Комплексный характер исследования. Хронологические рамки. География исследований.

Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия,

поход, работа в библиотеках, в архивах, в музеях, опрос населения, анкетирование, интервьюирование. Переписка с земляками,

встречи с интересными людьми. Просмотр телепередач,

прослушивание радиопрограмм. Экспедиционный сбор материалов. Практическая работа: поход (цель, изучение района похода,

разработка конкретного маршрута, подготовка снаряжения,

краеведческое задание, отчет по итогам похода для картотеки

музея); экскурсия (цель, выбор маршрута, программа оформления

отчета для фондов музея). Работа в библиотеках, архивах: правила

работы в библиотеке, аннотированный список литературы,

оформление карточек по теме исследования. Опрос населения:

разработка опросника, правила единой записи, адреса собеседника. Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны:

правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация

ответов, оформление документов для фонда музея.


Таблица III.

Содержание воспитательного процесса на базе музея:

III-й этап – профильная подготовка (15-17 лет)

Название темы

Содержание

Областная военно-патриотическая

акция «Равнение

на героев»»

Положение об акции (участники, цели, задачи, техника

безопасности). Мемориалы «Самбек», «Пост №1» г. Ростов-на-Дону. Деятельность поискового отряда «Дорогами отцов»

МБОУ Пешковской СОШ. Сотрудничество

с военно-патриотическим клубом «Рысь» г. Ростова-на-Дону.

История акции «Равнение на героев».

Школьная

краеведческая

экспедиция

«Тропою былых

сражений»

Понятие «экспедиция». Положение: цели, задачи, участники,

результат. Изучение литературы, материалы фонда музея.

Практическая работа: разработка маршрута, план проведения,

определение места проведения экспедиции.

Подготовка экспедиционных документов и снаряжения:

• полевой дневник. Основные разделы: анализ первичных

результатов, выводы, перспективы дальнейшего исследования;

• тетрадь для ведения полевой описи. Запись воспоминаний.

Адрес и подпись рассказчика;

• тетрадь фотофиксации (запись фотографа или его помощника,

номер кадра, содержание кадра);

• подготовка материальной части экспедиции: записные книжки, фотоаппарат, кинокамеры, пакеты для хранения найденных

материалов, номерки для прикрепления к найденным предметам;

• подготовка туристского снаряжения (проверка, ремонт,

приобретение). Групповое снаряжение: палатки,

костровое хозяйство, аптечка. Личное снаряжение: рюкзак, спальник,

смена одежды, обуви, предметы личной гигиены.






Приложение 1.

Компоненты системы

гражданско-патриотического воспитания

МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района согласно воспитательной концепции «От личности сельского школьника – к гражданину и патриоту России»








Приложение 2.

Концептуальная основа модели деятельности

школьного краеведческого музея

МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района




Приложение 3.

Модель

образовательной деятельности школьного краеведческого музея МБОУ Пешковской СОШ, Азовского района