Моделирование ситуации успеха учителем
Приветствие и обозначение темы…
Успех в учении –
единственный источник
внутренних сил ребенка,
рождающий энергию для
преодоления трудностей,
желания учиться...……
Сухомлинский В.А.
- С психологической точки зрения
УСПЕХ - это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
- С педагогической точки зрения
СИТУАЦИЯ УСПЕХА - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Ситуация- это то, что способен организовать учитель, задача которого состоит в том, чтобы дать своим воспитанникам пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии. Тактики учителя, пед. коллектива, семьи.
Младший школьник не столько осознаёт успех , сколько переживает.
Подросток и осознаёт , и переживает ,но не
всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.
Старший школьник , как взрослый подходит к своему успеху или не удаче
пытается прогнозировать свои возможности.
Ситуация успеха основана на уважении
и вере в ребёнка , в сотрудничестве, во
взаимном уважении ученика и учителя ,
в готовности помочь ребёнку.
Если ребёнок успешен в учёбе он испытывает
радость от результатов своего труда , а радость
от предстоящего урока приносит ему
положительные эмоции , веру в свои силы.
Выделяют несколько типов ситуаций успеха:
Неожиданная радость -это чувство
удовлетворения от того , что результаты
деятельности ученика превзошли его ожидания
На уроках труда мы применяем некоторые
приёмы «неожиданной» радости:
Приём « Лестница » – речь идёт о ситуации,
когда учитель ведёт ученика поступательно
вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний,
психологического самоопределения , веры в
себя и окружающих.
Приём « Исповедь » -это когда наше искреннее
обращение к лучшим чувствам детей получит понимание , ответный отклик детей.
Ситуация «Общая радость» состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции
одноклассников, это прежде всего эмоциональный
отклик всего класса на успех ученика.
Например : приём « Следуй за нами » состоит в том , чтобы разбудить дремлющую мысль ученика»
Ситуация «Радость познания» когда учебный труд может доставлять универсальные знания, умения и
навыки , которые являются основой общения.
Приём «Эврика» - суть в том, чтобы создать условия,
при которых ребёнок выполняя учебное задание,
неожиданно для себя пришёл к выводу , раскрывающему
неизвестные для него возможности.
Задача учителя в том и состоит , чтобы дать каждому
из своих учеников возможность пережить радость
достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя.
При создании ситуации успеха учащимся необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой
категории могли бы справиться без особых
затруднений и лишь потом переходить к более
сложным упражнениям, поэтому мы используем
такой приём :
- сдвоенные задания ,где первое подготавливает к
выполнению более сложного- второго .
- Словесное поощрение подбодряющее ученика,
вызывающее у него уверенность в своих силах.
- Положительная оценка учителя в процессе которой
появляется стремление соответствовать оценке
учителя.
- Создание морально –психологического фона в
процессе фронтальной работы при котором у
детей исчезает чувство неуверенности , боязни
приступить к сложным заданиям .
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми,
поведение которых осложнено целым рядом
внешних и внутренних причин, поскольку позволяет
снять у них агрессию , преодолеть изолированность
и пассивность.
Ситуация неуспеха- это субъективное эмоциональное
переживание неудовлетворения собой в ходе и
результате совершения деятельности .Педагогическое
назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха,
заключается в создании личного индивидуального
развития ребёнка.
При рассмотрении причин ситуации неуспеха(не
могу, потому что не понимаю) выведен пошаговый
алгоритм действий к успешности ученика.
1 шаг-Психологическая атака: суть состоит в том,
чтобы переломить состояние психологического
напряжения, создание условий для вхождения
в эмоциональный контакт.
2 шаг-Эмоциональная блокировка: суть состоит в том,
чтобы локализовать, заблокировать состояние
обиды, разочарования, потери веры в свои силы.
Самое главное помочь ученику переосмыслить
свой неуспех, найти его причину с позиции:
«неуспех- случаен, успех –закономерен».
3 шаг-Выбор главного направления : необходимо
установить не только очаг психологического
напряжения личности, но и определить пути
его нейтрализации.
4 шаг-Выбор разных возможностей : необходимо
создать условия, при которых ученик, для
которого создаётся ситуация успеха имел
равные возможности проявить себя по
сравнению с одноклассниками.
5 шаг-Неожиданное сравнение : может сработать
единожды.
Таким образом, необходимо стараться акцентировать
внимание на том , чтобы дети поняли, что необходимо достигать в любой деятельности положительных результатов и радоваться тем изменениям,
которые происходят в них самих , учить радоваться
очередному личностному достижению.
Структура учебной деятельности как фундамент для создания ситуации успеха
Этапы создания ситуации успеха:
Структура учебной деятельности:
Установка на
деятельность
Мотивационный
этап
Обеспечение
деятельности
Организационный
этап
- Мотивационный этап , или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя "творцом обстоятельств", преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
- Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача учителя - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения, как одно из средств формирования умственных действий в процессе оптимизации обучения. На этом этапе у некоторых учащихся наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой - недостаток условий для реализации задачи (недостаток способностей; трудность задания; слабость волевых усилий).
Первые два условия учитель может учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролируемой попыткой улучшить результат деятельности. Таким образом, на данном этапе достижения ситуации успеха задачей учителя является создание условий для успешного выполнения учебного задания. Методами решения задачи будут: организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы); содержательный контроль (консультации по содержанию работы); интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
3. Результативный этап , или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого учащийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности.
Сравнение полученных
результатов с
предполагаемыми
Результативный
этап
Успех на уроке
Мотивирующий
фактор
Стимулирующий
фактор
Успех как мотивирующий фактор
Ситуация успеха на уроке -
залог позитивной мотивационной установки на
предстоящую учебную деятельность.
- переживание приятного чувства, вызванного преодолением трудностей, предложенных учителем;
- удовлетворение, испытываемое после преодоления трудностей, выбранных самим обучающимся;
- эмоции радости, интеллектуального подъема в
процессе решения учебных задач.
Позитивная
учебная
мотивация
Ситуация успеха оказывает влияние на формирование
позитивной учебной мотивации за счет положительных
эмоций, связанных с: словами
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодоление им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании. Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,
На операционном - обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,
На результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
Успех как стимулирующий фактор
В переживании ситуации успеха
особенно нуждаются учащиеся,
испытывающие определенные
затруднения в учении.
- моделирование ситуации успеха направлено не на весь класс, а на конкретного учащегося
Надежным путем реализации ситуаций успеха
как стимулирующего фактора, является
дифференцированный подход к определению содержания
деятельности и характеру помощи учащимся при ее
осуществлении.
Всегда ли хорош успех?
Сегодня успех,
завтра успех,
послезавтра…
- постоянное обеспечение успешности может развить ситуацию индифферентного отношения к учебной деятельности.
- постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
И закончить свое выступление мне бы хотелось напоминанием о том, что необходимо помнить о том как у медали есть две стороны так и у успеха……
Алгоритм моделирования ситуации успеха.
- Снятие страха
- Авансирование
- Скрытое инструктирование
- Внесение мотива
- Персональная исключительность
- Мобилизация активности или педагогическое внушение
- Высокая оценка детали
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Операция → назначение → речевая парадигма → результат
Таблица №1
Психолого-педагогические принципы моделирования ситуации успеха.
- Использование психолого-педагогической информации о ребенке или группе.
- Поддержание положительного эмоционального фона.
- Недопустимость поддержания успеха учащегося
за счет репутации других ребят.
- Сотрудничество с учащимися на всех этапах учебной деятельности
- Учитель «за кадром», его помощь ребенку должна быть скрытой.
- Наличие группы педагогов-единомышленников!!!
Психолого-педагогические принципы – это инструменты в руках педагогов. Каждый учитель из всего арсенала выбирает их для себя с учетом особенностей аудитории, с которой работает, возрастных и психологических особенностей воспитанников, от того на какую сторону успеха он работает (мотивационный или стимулирующий аспект). Вы чуть позже сможете познакомиться с тем, как наши учителя на практике реализуют эти принципы. Однако ведущим принципом, на котором строится моделирование ситуации успеха в нашей школе стал принцип наличия группы педагогов-единомышленников, поскольку он согласуется с такими основополагающими педагогическими принципами систематичности и последовательности.
Создание ситуации успеха на уроке, Как один из способов повышения мотивации учения
Внешние признаки возникновения трудностей восприятия материала
- частая смена позы
- потягивание
- слёзы
- психозы
- остановившийся взгляд
- нарушение дисциплины и т.д.
Почему ученику трудно?
- Диагноз ребёнка
- Особенности познавательной деятельности
- Физиология ребёнка
- Соматические нарушения
- Нарушения психических процессов
- Нарушение эмоционально волевой сферы
- Нарушения поведения
Защитная реакция
- Не хочу, потому что мне трудно!
- У меня не получится!
- Я не понимаю!
- Я не знаю как!
- Я не смогу!
Методы и приёмы
- практическая направленность
- упрощение материала до доступного
- дифференцированный подход
- работа с наглядностью( репродукциями картин, иллюстрациями)
- народный фольклор, традиции
- использование опорных схем, карточек-инструкций, таблицами, программированными заданиями
- работа в малых группах;
- работа с тестами;
- создание ситуации противоречия;
- создание проблемной ситуации,
- поиск правильного ответа,
- сравнение, обобщение
- индивидуальная работа
- самостоятельная работа
Средства
- сигнальные карточки
- технологическая карта
- карточки-инструкции
- памятки
- игры
- использование ЭОР, ТСО;
- музыкальные произведения
- художественная книга
- репродукции картин
- природный материал
- алгоритм выполнения заданий
- инструкция
- видеофильмы и т.д.
Нетрадиционные формы проведения уроков
- урок – конкурс; -урок - викторина; - урок путешествие; - урок ролевой игры; - выставка; - КВН
- экскурсия и т.д.
Как можно поддержать самооценку ребенка?
- Безусловно принимать.
- Активно слушать его переживания.
- Считаться с его потребностями.
- Быть с ним всегда р ядом.
- Не вмешиваться в его занятия , с которыми он справляется.
- Помогать, когда он просит.
- Поддерживать успех.
- Доверять ребенку.
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать чаще приветливые фразы одобрения и поощрения.
- Не скупиться на ласковые жесты, нежность – это знак принятия и любви, не смотря ни на что.
Ура! у меня всё получилось! Мне уже не очень трудно!
Спасибо за внимание!