Пояснительная записка.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительной и памятнико - охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые - специалисты но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Образовательная программа по краеведению «Мой край родной» для учащихся школы разработана в соответствии с документами: 1.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014г. № 1726-р)
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
4.Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г.Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11. 15.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашей области, района, села; культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости смолян, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий- актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательную активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 5-11 классов. В ее основе – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Актуальность
Смоленская земля – наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура, питающая сегодняшний день. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знаний своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление. Основной источник впечатлений детей - их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Знание доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев. Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край. Учитывая, что дети восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача педагога - пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля- наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа.
Отличительные особенности
Данная программа позволит всесторонне изучить свою малую Родину-Смоленщину, территорию Татарского сельского поселения. Программа будет давать дополнительные знания в области краеведения, способствовать внедрению проблемного обучения в образование детей.
Цель программы.
Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного края на основе познавательной деятельности,практической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Личностные
воспитывать активную жизненную позицию;
-воспитание патриотизма.
-воспитание потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе.
-формирование ЗОЖ
Метапредметные
-развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных
Предметные
-углубление и расширение знаний обучающихся по истории родного края;
-учить детей самостоятельной поисковой деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации программы, формы и режим занятий
Запись и прием в объединение осуществляется на добровольной основе, по итогам собеседования и при наличии заявления родителей. В творческое объединение принимаются учащиеся 10 – 17 лет, проявляющие интерес к краеведческой деятельности
Программа рассчитана на 2 года обучения, на группу учащихся в составе 8-10 человек. Количество часов в неделю по 3 часа, 102 часа в год.
Первый год обучения
Формируется интерес к выбранному направлению деятельности, приобретаются основы деятельности, обеспечивается подготовка к последующему изучению предмета, развивает навыки самостоятельной и поисковой работы.
Второй год обучения – углубление изучения предмета, приобщение учащихся к исследовательской деятельности.
На занятиях 1 и 2 года обучения теоретический материал дается педагогом в виде лекции, кроме того учащиеся самостоятельно добывают учебный материал .Весь материал закрепляется на практических занятиях куда входит самостоятельная творческая, поисковая и исследовательская работа учащихся. Итогом являются творческие, исследовательские работы, материалы для школьного музея.
Технологии. Формы и методы.
Для достижения целей и задач программы будут применяться следующие педагогические технологии: технология проблемного и развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения. Будут использоваться следующие методы и формы работы:
-методы обучения: методы самостоятельной работы, частично - поисковой, проблемно-поисковый.
-методы воспитания: личный пример, требование, убеждение, самоубеждение , стимулирование, мотивация, коррекция поведения.
-методы преподавания: информационно-сообщающий, иллюстративный, инструктивный.
Воспитание и социализация
Одним из важных направлений программы является воспитание и социализация детей, что представляет собой целенаправленную работу педагога с целью воспитания и развития личности, ее адаптации, индивидуализации и интеграции на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Учащимся будут прививаться следующие общественные базовые общественные ценности по П.В. Степанову: Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания, Другие люди ( такие же, как и я сам), Иные люди ( не такие, как я), Я телесное ( мое здоровье), Я душевное, мой внутренний мир, Семья)
-При реализации программы будут использованы следующие методы воспитания: личный пример, требование, убеждение, самоубеждение , стимулирование, мотивация, коррекция поведения.
Формы организации образовательно-воспитательного процесса:
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, воспитательное занятие или мероприятие, учебное занятие с воспитательными фрагментами, предусматриваются походы к ветеранам, жителям микрорайона.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Психологическое обеспечение программы.
Данная программа предусматривает целый ряд методик в виде анкетирования, бесед и т.д. для определения способностей, возможностей, интересов и желаний воспитанников, которые проводятся в процессе обучения.
Обеспечение программы включает в себя:
-создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях,
-представление каждому обучающему условий для самореализации,
-формирование сплоченности коллектива,
-создание условий для творческой работы, формирование знаний на разных психологических уровнях.
Работа с родителями.
Работа с родителями по реализации данной программы включает в себя:
-объяснение родителям основной стратегии развития, которая выбрана в отношении их ребенка.
-партнерство с родителями.
-совместная работа родителей с детьми.
-проведение совместных мероприятий.
-индивидуальные консультации и беседы.
Ожидаемые результаты
Личностные:
Выпускнику объединения должны быть
-привиты следующие базовые национальные ценности:
уважения к товарищам, педагогам, объединению, учреждению, землякам, чувство гордости за свою малую Родину.
следовать правилам безопасного образа жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
- использовать знаковосимволические средства на занятиях;
- строить сообщения в устной и письменной форме по собранной информации;
- устанавливать причинноследственные связи прошлого с настоящим;
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план работы в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей;
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с товарищами, педагогами,
- работать в группе, паре, достигать, с одной стороны, общих, а с другой стороны – индивидуально значимых целей;
Предметные
Учащиеся должны знать:
-сущность и значение краеведения;
-историю и символику Смоленска и Монастырщины.
-Героев Советского Союза Монастырщинского района
-правила оформления творческих и исследовательских работ;
-иметь представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь и последовательность;
-имена выдающихся земляков;
-памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;
-свою родословную;
-историю, направления деятельности и традиции школы
Учащиеся должны уметь:
-проводить краеведческие исследования своей местности;
-работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
-грамотно оформлять творческие и исследовательские работы;
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
Способы определения их результативности
Применяются следующие виды оценки результативности работы:
Входной контроль, текущий контроль, тематический контроль, промежуточная, итоговая аттестация.
Цель входного контроля –диагностика имеющихся знаний.
Форма оценки: анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей по темам и разделам изучаемого материала.
Тематический контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей по темам и разделам изучаемого материала
Формы оценки; тестовые, творческие задания, собеседования. В практической деятельности оценивается качество выполнения исследовательских работ.
Промежуточная аттестация проводится после каждого года обучения.
Формы оценки: творческие задания, собеседования. В практической деятельности оценивается качество выполнения исследовательских работ.
Итоговая аттестация-диагностика качества предметных, метапредметных, личностных результатов по всей программе.
Формы оценки: итоговые тестовые задания, выставки исследовательских и творческих работ, оформление экспозиций в музее.
Содержание учебного плана 1-года обучения
1 . Вводное занятие.
Введение в программу, техника безопасности и инструктаж по ОТ,ЗОЖ
Входной контроль
2.Край мой Смоленский.
3. Цель: знакомство с историей родного края, памятники и памятные места поселка, символика района и области. История семьи.
Теория: лекции, правила работы с дополнительной литературой.
Практика: организация творческой и поисковой работы, встречи с ветеранами войны и труда, старожилами села, уборка памятных мест, подготовка и проведение викторин , выставок.
Результат: подготовка и оформление материалов для школьного музея
3 Мой дом. Моя родословная
Цель: знакомство с жизнью предков, своей родословной
Теория: лекции, правила работы с дополнительной литературой.
Практика. Составление генеалогического древа. Организация творческой и поисковой работы, встречи со старожилами села (жилище, убранство, утварь)
Итоговое занятие: подведение итогов творческой работы обучающихся за год. Анкетирование и опрос учащихся
Содержание учебного плана 2-года обучения
1.Вводное занятие.
Введение в программу традиций, инструктаж по ОТ., ЗОЖ
2.Родная школа, ее история и традиции.
Цель: Знакомство с историей школы, ее традиции и роли в обществе.
Теория: лекции, правила работы с дополнительной литературой.
Практика: организация поисковой и исследовательской работы.
Результат: подготовка и оформление материалов для школьного музея.
3.Основные направления работы школы.
Цель: показать работу школы в различных направлениях по воспитанию гармоничной личности, о проблемах и трудностях школы.
Теория: лекции, правила работы с дополнительной литературой.
Практика: организация поисковой и исследовательской работы, встречи с руководителями местных предприятий, бывшими учениками школы.
Результат: оформление материалов для школьного музея, участие в праздновании Дня рождения школы.
4.Педагоги разных поколений.
Цель: знакомство с деятельностью работы учителей.
Практика: поисковая и исследовательская работа, как собирательный материал.
Результат: оформление стенда « Наши учителя».
5.Судьбы воспитанников.
Цель: собрать сведения о судьбах воспитанников, их участие в трудовой деятельности, защите Родины, культурной и общественной жизни страны, края.
Теория: обучение правилам работы с темой.
Практика: поисковая и исследовательская работа.
Результат: подготовка материалов ко дню рождения школы.
6.Традиции школы.
Теория: ознакомить учащихся объединения с традициями школы.
Практика: поиск и изучение документов, записи воспоминаний и рассказов учителей и воспитанников школы.
Результат: составление летописи школы
7.Школа в судьбах воспитанников.
Цель: показать работу школы в разные времена.
Теория: обращение к историко-краеведческой литературе, справочным изданиям.
Практика: подготовка сообщений, докладов, сочинений.
Результат: проведение бесед для учащихся школы и гостей.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Анализ творческих работ учащихся за год. Анкетирование и опрос.
Методическое обеспечение программы
-разработка лекций, походов, экскурсий;
-рекомендации по проведению исследовательской работы, оформлению родословной, материалов для музея;
Список литературы, рекомендованный педагогам:
1.Боярский В.И. "Генерал армии Матросов: портрет на фоне границы"/ В.И. Боярский -М.: Граница, 2002.- 392 с.
2.Воробьев, М. В. Смоляне - Герои Советского Союза / М.В. Воробьев. - М. : Московский рабочий, 1966.
3.Куксин А.Н. В бассейне реки Вихры / А.Н. Куксин. - С.: Смядынь, 1998.- 488
Смоленский край в истории СССР. М.: Московский рабочий, 1971 - 78 с.
4.Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности / О.В. Лебедева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с
5.Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы / В.Ю. Микрюков. – М.: ВАКО, 2009.- 192 с.
6.Никитаева М.В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. – М.: УЦ «Перспектива», 2015.- 40 с.
7. Рябков Г.Т. В бассейне Вихры / Г.Т. Рябков.- С.: Смядынь, 1993.- 400 с.
Список литературы, рекомендованный учащимся:
1. Куксин А.Н. В бассейне реки Вихры / А.Н. Куксин. - С.: Смядынь, 1998.- 488 с.
2. Рябков Г.Т. В бассейне Вихры / Г.Т. Рябков.- С.: Смядынь, 1993.- 400 с.
Тематическое планирование. 1-й год обучения.
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Край мой Смоленский | 72 |
3 | Мой дом. Моя родословная. | 24 |
4 | Итоговое занятие. Итоговая аттестация. | 3 |
2-й год обучения.
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Родная школа, ее история и традиции | 15 |
3 | Основные направления работы школы | 21 |
4 | Педагоги разных поколений | 15 |
5 | Судьбы воспитанников | 15 |
6 | Традиции школы | 15 |
7 | Школа в судьбах воспитанников | 15 |
8 | Итоговое занятие. Итоговая аттестация. | 3 |