Отдел образования администрацииКазачинского района Красноярского края
МБОУ Момотовская СОШ
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ Момотовская СОШ _____________/ Черных Л.Н./ «31» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Момотовская СОШ _____________/Черных Н.К./ Приказ № 171 от «31» августа 2017 г. |
Рабочая программа кружка «Юный пешеход» учителя
Матлай Сергея Фёдоровича.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от «31» августа 2017 г.
2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по направлению кружка «Юный пешеход» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования - М. 2012, на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Момотовской СОШ; Устава МБОУ Момотовской СОШ;
Учебного плана МБОУ Момотовской СОШ на 2017-2018 уч.г.
. Программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» модифицированная и предназначена для обучающихся 6 класса.
Актуальность программы кружка «Юный пешеход » заключается в формировании у детей позиции познания ценностей здоровья, чувства ответственности за сохранения и укрепление своего здоровья, расширение знаний о детском травматизме и его предупреждения. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья учащихся. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребенок знакомится со сложной техникой, когда с 10- 11 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.
Как научить ребенка сознательно относится к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но все это необходимо соединить в единую целостную систему непрерывного обучения детей.
Важно решить вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Программа кружка «Юный пешеход» охватывает область знаний, необходимых для безопасного поведения на улице и проезжей части, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.
Цель:
-развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке; создание условий для формирования у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
-Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
-Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
-Обучение школьников правилам дорожного движения.
-Обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания. Развитие творческих способностей школьников.
Новизна данной программы
В программе используются неурочные формы организации учебной деятельности в виде урока экскурсии, урока проекта, интернет – урока, урока игры, урока викторины. Это уроки, позволяющие максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, и развивать интерес к предмету.
Программа кружка «Юный пешеход» для 6 класса рассчитана на 34 часа за учебный год (1 час в неделю),
Содержание программы 6 класса
Вводное занятие
На первом занятии ребята знакомятся с планом работы, узнают о правилах по технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, во время экскурсий, при проведении мероприятий
Раздел 1.Ты и улица .
Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекресток.
Просмотр презентации, С последующим обсуждением.
Почему на улице опасно? Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Мы идем в школу. Безопасный маршрут.
Дорога – не место для игр. Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»
Раздел 2. Виды дорожных знаков
Просмотр видеоклипов по ПДД «Изумрудный город»
Работа с дорожными знаками (тренировочные занятия)
Работа по видеоклипу «Изумрудный город»
Конкурс «Мои новые знаки»
Игра «Собери дорожные знаки» (игра на внимание). Что можно и что нельзя», «Угадай дорожный знак»
Обязанности пассажира.
Игра «Пешеход – водитель» (сюжетно-ролевая игра). Проектная работа «Дорожные знаки»
Раздел 3. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 7ч
Виды ожогов и первая медицинская помощь
Обморожения и первая медицинская помощь.
Переломы
Показ презентации проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.
Итоговое занятие Тестирование по правилам дорожного движения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
Принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
Осознание ответственности человека за общее благополучие;
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; Способность к самооценке.
Метапредметные результаты
\Умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
Формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
Формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
Формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Предметные результаты
Разделение различных дорожных знаков, узнавание их и соотношение с особенностями своего поведения как участника движения;
Объяснение значения и функций конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
Нахождение и исправление ошибок в графическом изображении дорожных ситуаций;
Знание и демонстрация правил дорожного движения в соответствии с дорожными знаками;
Разыгрывание различных ролей участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передача особенностей их поведения в зависимости от ситуации.
Комукотативные результаты
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
Познавательные результаты
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по направлению «Юный пешеход» обучающиеся должны знать:
права, обязанности и ответственность участников дорожного движения;
где и как переходить улицу, правила движения пешеходов;
правила пользования транспортом;
элементы улиц и дорог;
особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге.
Уметь: пользоваться дорожными знаками и дополнительными средствами информации на улицах и дорогах;
самостоятельно переходить улицу в указанном месте;
уметь пользоваться телефоном вызова экстренной помощи;
определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, на роликах.
Календарно- тематическое планирование 6 класс.
№ занятия | Тема занятия | Кол- во часов | Характеристика учебной деятельности учеников | Примечание |
1. | Вводное занятие. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД. | 1. | Формулировать знания о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков | |
Раздел 1. Ты и улица. |
2- 3. | Почему дети попадают в дорожные аварии. Причины ДТП на улицах. | 1. | Расширить представления детей о дорожной среде. -Развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. | |
4- 5. | История появления автомобиля и Правил дорожного движения. Викторина «История ПДД» | 1. | Развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения. -Воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенным в ПДД обязанностям пешеходов и пассажиров. | |
6- 7. | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Игра «Инспектор ДЛС- Пешеход». | 1. | -Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС. -Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров. | |
8- 9. | Новое о светофоре. Игра «Светофор- Пешеход». | 1. | -Познакомить учащихся с историей появления светофора. -Развивать интерес к технике. -Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улице. | |
10- 11. | Правила безопасного перехода улиц и дорог. Игра «Переход» | 1. | | |
12- 13. | Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. Экскурсия на спортивную площадку. | 1. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. | |
14- 15- 16. | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | 2 | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |
Дорожные знаки. |
17- 18- 19. | Дорожные знаки, их виды. Запрещающие предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Информационно- указательные знаки. | 1. | Распознавать дорожные знаки для пешеходов, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах | |
20. | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1. | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. | |
21- 22- 23.23. | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 2. | Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. | |
Первая медицинская помощь . |
24- 25 | Виды ожогов и первая помощь. Просмотр видеофильма о ПМП. | 1. | Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Запомнить особенности движения пешеходов на загородных дорогах | |
26- 27. | Обморожение и первая помощь. Просмотр видеофильма о ПМП | 1. | |
28. | Экскурсия по зимнему посёлку. | 1. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. | |
29- 30- 31. | Проектная работа «Первая медицинская помощь при ДТП | | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |
32. | Итоговое тестирование по правилам дорожного движения. | 1. | Выбирать стихи, составлять собственный текст, готовить выступление по материалам, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, распределять роли, инсценировать произведение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
33. | Итоговое занятие проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения | | |
34. | Резервное занятие. | | | |
Итого; | 34 часа. |
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам. Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определѐнного навыка.
Учебно-методическое обеспечение
Необычные физкультурные занятия.
Издательство «Учитель» авт.-сост. Е.И.Подольская. Волгоград 2011г.
Формирование двигательной активности детей. «Игры-эстафеты».
Автор составитель Е.К. Воронова Волгоград 2012г.
Спортивный серпантин Сценарий спортивных мероприятий для младших Школьников. Авторы составители Е.А. Гальцова, О.П. Власенко. Волгоград; Учитель, 2007 г.
Занимательная физкультура для детей 6-7 лет. Автор-составитель В.В. Гаврилова. Волгоград 2009 год.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяснино Тридцать уроков здоровья методическое пособие творческий центр Сфера. Москва 1999 г.
М.Ю. Картушина Оздоровительные занятия с детьми. Творческий центр Сфера. Москва 2010 г.
О.В. Старцева Школа дорожных наук –М. ТЦ Сфера 2012 г.(Модули программы ДОУ)
Т.А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-9 лет –М: ТЦ Сфера 2013 г. Авторы-составители Л.Н. Волошина Ю.М. Исаенко Т.В. Курилова
Обучение детей игровой деятельности. Издательство «Учитель» Волгоград 2012 г.
Ресурсы интернета
Материально-техническое обеспечение
Спортивный инвентарь: мячи (большие и маленькие), обручи, скакалка
Презентации по ЗОЖ, по ПДД
Видеофильмы по ЗОЖ Экран, проектор, ноутбук