Воспитательное занятие «Моя ответственность перед законом».
Сегодня я проведу воспитательное занятие «Моя ответственность перед законом» в рамках реализации программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Сделай правильный выбор» в 7 в классе, где я являюсь классным руководителем.
Данное занятие является вводным в цикле бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В настоящее время данная проблема является актуальной и решить её можно только сообща, всем вместе.
Цель занятия: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Познакомить учащихся с видами юридической ответственности, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;
Формировать у учащихся понимание того, что,совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим окружающим нас людям;
Продолжать воспитание законопослушного гражданина, формировать правовое сознание учащихся.
Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки, умение отстаивать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
Понижение фактора риска, приводящего к правонарушениям;
Улучшение микроклимата;
Формирование юридических знаний по теме.
Оказание помощи при возникновении проблемной ситуации.
Форма проведения: групповая, коллективная беседа.
На занятии я использовала: технологии проблемного обучения, коллективного способа обучения, ИКТ.
Для активизации познавательного интереса, повышения мотивации применялись такие приёмы как: КВЕСТ, разрешение жизненных ситуаций, анализ поступков литературных, сказочных героев.
Оборудование: мультимедиа, карточки, удостоверение, карта.
I. Вступительное слово.
Социальный ролик
Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый из ребят осознает, что он совершает поступки, которые потом трудно будет исправить.
Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Наиболее распространенные - имущественные преступления (кражи, грабежи). Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Как же мы будем жить дальше?
Много зависит от того, какую цель поставил каждый из вас перед собой.
Не оступиться в жизни – трудно. А стать настоящим человеком, гражданином своей страны очень сложно.
Некоторые думают: «Вот нарушу закон, мне ничего не будет, значит, я сильный, ничего не боюсь». Все не так, а наоборот. Нарушил закон, значит ты ищешь лёгких путей в жизни. Какой же ты сильный?
Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться сегодня.
Для начала давайте разберёмся, что такое проступок и преступление. Потому что многие из вас путают эти два понятия.
Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.
Обратите внимание на слайд.
Проступок- это нарушение, которое не вредит другим людям, обществу.
Преступление – это то серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, приносящее вред людям, обществу.
Это вам понятно?
Рассмотрим несколько ситуаций и постараемся их разобрать.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Но правильно ли поступает Дима? Почему? ( В законе об образовании написано, что каждый ребёнок должен получить образование)
- Что же тогда совершил Дима? (проступок)
- Какое наказание может получить за такой проступок школьник?
Ситуация № 2.Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников, как проступок или преступление?
Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Давайте попробуем определить, какие действия людей будут проступком, а какие преступлением.
(красные карточки – преступление, зелёные – проступок)
- обозвал одноклассника
- тайно взял чужую вещь
- курит в туалете
- угнал машину
- убежал из дома
- похитил человека
- продавала наркотики
- опаздывает на уроки
- толкнул одноклассника, тот упал на камень и получил серьёзную травму.
-За каждый проступок или преступление человек несёт ответственность.
Какие виды ответственности вы знаете?
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – самая строгая ответственность, ответственность за нарушение законов. Она наступает за преступления, которые опасны для людей и общества: убийство, кража, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.
- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления наступает с 14-ти лет.Например такие: Убийство;Похищение человека; Изнасилование;Кража, грабеж, разбой; Вымогательство и др.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)правильно поступить?
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
КВЕСТ
У каждого человека всегда есть право выбора, и сейчас я предлагаю вам воспользоваться этим правом. Перед вами маршрут от школы до дома, но сможете ли вы пройти его, зависит от вас.
Вы вышли из школьной ограды и вам необходимо перейти дорогу, как вы поступите?
- перейдёте дорогу по пешеходному переходу;
- перебежите дорогу, как получится.
2. По дороге домой к вам подъехала машина, из которой вышел
незнакомый вам мужчина и предлагает подвезти вас домой. Ваши
действия?
- сядете в машину к незнакомому мужчине и поедете с ним;
- откажитесь, и быстрым шагом уйдёте от машины.
3. Вы с другом зашли в супермаркет, ваш друг предлагает вам украсть
жвачку и пару шоколадок, а он в это время будет следить, чтоб ни кто не
увидел. Как вы поступите?
- откажитесь;
- поступите так, как предлагает вам ваш друг.
4. Ваш друг предлагает вам завтра прогулять уроки, тем более будет
контрольная работа по математике, а вместо школы пойти на каток.
Согласитесь ли вы на его предложение?
- да
- нет.
5. По дороге домой ты увидел, как старшеклассники бьют младшего школьника, каковы твои действия.
- пройду мимо.
- позову на помощь взрослых.
Сейчас мы с вами немного отдохнём и в шуточной форме повторим виды юридической ответственности.
Какой вид юридической ответственности можно применить к Волку, который съел козлят в сказке «Волк и семеро козлят» (Уголовная ответственность)
Какой вид юридической ответственности можно применить к Буратино, который не хотел учиться и прогуливал школу. (административная ответственность).
Какой вид юридической ответственности можно применить к лисичкам, которые взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли в стихотворении «Путаница» К.И. Чуковского. (административная ответственность).
Какой вид юридической ответственности можно применить к разбойникам из сказки «Бременские музыканты», которые грабили людей? (уголовная ответственность)
Какой вид юридической ответственности можно применить к медведю из сказки «Теремок», который сломал жилище зверей. (Гражданско - правовая ответственность)
Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно и нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение.
Работа в группах (3 мин.)
Примерная памятка «как не допустить правонарушение»
Если вы готовы, то я прошу одного представителя от команды выйти и зачитать.
Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность.
Учитель: Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
На слайде вы видите «древо мнений».
На этом древе каждый из вас поместит либо яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо лист, что значит - я задумаюсь, либо червяк - я останусь при своем мнении.
Ребята, я очень рада, что вы все выбрали законопослушное поведение.
Ведь на самом деле на нашей земле совершается много правонарушений и преступлений. Обратите внимание на доску, вы видите перед собой нашу планету Земля, на которой к сожалению совершаются правонарушения и преступления, и только мы вместе сможем сделать мир лучше. Самым активным предоставляется право очистить нашу планету от негатива. Прошу выйти ……ФИ ученика.
Удачи вам.