СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа: «МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЗАКОНОМ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя освещение следующих вопросов:

- Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,

 -Воспитание правового сознания учащихся

-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;

-Ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа: «МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЗАКОНОМ»»



КЛАССНЫЙ ЧАС: «МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЗАКОНОМ»

   

 Цель:

- Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,

-Воспитание правового сознания учащихся

-Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия;

-Ознакомление подростков с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях»;

Форма проведения: беседа.

Высказывания:

«Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, - все это, в конечном счете, не принадлежит человеку. А то жалко, что человек теряет свою истинную собственность – человеческое достоинство» (Л. Вовенарг),


«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» (Ф.М. Достоевский),


«Торгуя честью, не разбогатеешь» (Л. Вовенарг),


«С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся» (Латинская пословица).


План классного часа: 
1. Вступительное слово

2. Информационный блок:

1 Виды ответственности
3. Разбор ситуаций.
4. Подведение итогов. Рефлексия.


Ход классного часа


I. Вступительное слово. 

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

 В каждом из нас есть противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Потому каждый год детская преступность растет с ужасающей быстротой.
В совершении преступлений и правонарушений приняли участие около трехсот тысяч подростков. Наиболее распространены имущественные преступления – две трети от общего числа. Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой. 
Преступления совершаются как в вечернее время, так и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов. Как же мы будем жить дальше?
Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой. 
Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь». Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?
Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота.
Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо только знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться сегодня.



2. Информационный блок.

Какие виды ответственности вы знаете?

 

            Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

 

            1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

            За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего Саши? – Статья 87 гласит:

Статья 87: Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.

3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: – штраф; – лишение права заниматься определённой деятельностью; – обязательные работы; – исправительные работы; – арест; – лишение свободы на определённый срок.



Какие условия будут работать на нас и оградят нас от таких обстоятельств? Социально здоровая среда, отсутствие вредных привычек, возможность получения хорошей профессии, удовлетворяющей материальные и духовные потребности.)

 

            2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

Статья 2.1. Административное правонарушение. 1.Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Статья 2.2. Формы вины.

1.Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний.

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: – предупреждение; – административный штраф; – изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; – лишение специального права, предоставленного физическому лицу; – административный арест; – конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; – административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; – дисквалификация.



Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 7.27. Мелкое хищение. Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб – пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных спец. служб – влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

            3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

 

            4. Гражданско правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

 

3. Разбор ситуаций:

 

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

 

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

 

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

 

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

 

№5  Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

            В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

            Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

С какого возраста человек отвечает по всей строгости законаза подобные «шутки»? (ребята отвечают).

           с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

            И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

            2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

 

Виды ответственности:

 

А - административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

 

Виды нарушений:

 

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

 

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

 

3. Избил одноклассника (У)

 

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

 

5. Совершил прогул в школе (Д)

 

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

 

7. Разбил мячом окно. (Г)

 

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

 

 

А как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам?

            Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

            Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

 

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае?

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

 

1.Скорее позвони по телефону «02»

 

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

 

3.Сообщи приметы хулиганов

 

4.Поставь в известность родителей.

 

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

 

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия?

Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

            Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?

            Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

 

            А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете?

            Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

            Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.



            Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

            Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

            Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

            Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

            Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

 

4. Подведение итогов. Рефлексия.



При подготовке классного часа использованы интернет ресурсы.































Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»











КЛАССНЫЙ ЧАС:

«МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПЕРЕД ЗАКОНОМ»











Подготовила: Аметова Л. Ш.,

воспитатель 6-б класса








С. Танковое – 2017 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!