Мотивационно – образовательные стимулы ситуативной методики в преподавании географии.
Динамичное развитие общества влечёт за собой необходимость «быстрого реагирования» на изменения и в образовательной системе. Главная цель современной школы, каждого учителя – формирование творческой личности, способной к рефлексии, самопознанию, открытию нового.
Для реализации этой задачи использую технологию проектно-исследовательской деятельности, технологию проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, игровых методов. В данный момент нтересен опыт использования ситуативной методики на уроках географии, которая в последние годы становится одним из эффективных способов преподавания социальных наук.
Использование данной технологии позволяет обучающимся совершенствовать специальные предметные универсальные учебные действия. Данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, выполнять интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание-применение-анализ-синтез-оценка. При решение ситуативной задачи учитель и обучающиеся преследуют разные цели: для обучающихся - найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя –освоение обучающимися способа деятельности и осознание его сущности. При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру. Как правило, задача включает в себя:
название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся);
Глобальное потепление: реальность или миф
ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни;
Например: Одна моя знакомая рассказала, что отдыхая этим летом на Балтийском море, отметила, что вода совсем не солёная. По словам местных жителей, низкая солёность наблюдается только этим летом. По многолетним наблюдениям средняя солёность 10-18 промилле, этим летом 3-4 промилле.
Кто помнит встречу с полярником Михаилом Малаховым, о чём он говорил, какие приводил факты?
От чего зависит солёность воды в Мировом океане, от каких факторов. Что способствует снижению солёности воды?
На острове Врангеля наблюдается нашествие белых медведей к станциям полярников. Можно использовать фотографии, видеофрагменты. А вы знаете как питаются белые медведи?
С чем это связано?
информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные); это государственный образовательный стандарт, необходимость умения работы с данной информацией
вопросы или задания для работы с задачей.
личностно-значимый познавательный вопрос;
Если вы решили отдохнуть на море и вы заинтересованы в солёной воде в лечебных целях, поедете ли вы на Балтийское море? Дети, может быть у вас есть примеры из жизни или сведения, подтверждающие факт о потепление климата?
Обучающихся важно ориентировать на решение проблем по смягчению последствий изменения климата. чтобы имели возможность находить ответы на экологически проблемы, которые затрагивают экономику и общество, с целью укрепления устойчивости в случае возникновения ЧС.
Существует определенный перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:
Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.
Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся, она должна быть актуальна, доступна.
Предпочтительнее выбирать современные случаи.
Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.); необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.
Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.
Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» обучающегося за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики и самостоятельной поисковой деятельности.
Полная технологическая цепочка ситуативной методики такова:
Вид задания для решения | Действия обучающегося |
Знание. Какова численность населения России? Дайте определение понятий «трудоспособное население», «естественный прирост», «сальдо миграции» | — Знает основные понятия курса; — знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины |
Понимание. Как будет меняться численность населения России в ближайшие десятилетия? Подтвердите свои выводы статистическими данными | Преобразует статистические данные в словесную форму; - производит отбор фактов и их интерпретацию, анализирует статистические данные в учебнике, или интернет ресурсов, или предоставленные учителем |
Анализ. Проанализируйте статистические данные. Как естественный прирост и сальдо миграции влияют на численность населения России? Почему увеличивается коэффициент демографической нагрузки? | — Оценивает значимость данных; — формулирует предположения, Что происходит естественная убыль населения, по половозрастной пирамиде в учебнике выявляют, что доля населения в возрасте от 55 до 69 намного превышает население в возрасте от 10 до 24 лет. |
Синтез. В настоящее время на пенсию уходит самое многочисленное поколение рожденных в 1951 — 1961 гг., а выходят работать немногочисленные «дети 90-х». Как эти процессы влияют на экономику России? | — Осуществляет поиск информации для выполнения намеченных целей по разрешению познавательной проблемы. |
Прогноз. Составьте прогноз, какие меры можно принять для решения данной проблемы? | — Высказывает предположения и возможные пути решения проблем. Пенсионный возраст, размеры пенсионных выплат, налоги, миграционный поток. Пенсионная реформа. В сложившейся ситуации повышения работоспособного возраста, особенно важным становится создание учебных программ для поддержания/повышения/смены квалификации работников на протяжении всего карьерного пути. Возрастает роль непрерывного образования и постоянного обновления навыков. Здесь встают вопросы: Должна ли какая-либо форма обучения на протяжении всей жизни быть обязательной? Должно ли обучение на протяжении всей жизни быть «правом»? |
Оценка. Оцените, как введение пенсионной реформы повлияет на вашу жизнь и жизнь ваших близких? Составьте анкету но данной теме и проведите мини-исследование среди членов вашей семьи. | — Оценивает значимость проблемы; — оценивает ход и результат решения познавательной проблемы |
В старших классах на этапе понимания, анализа, синтеза, оценки обучающиеся вовлекаются в самостоятельную работу посредством технологии опорно - логических конспектов. Благодаря этому развивается самостоятельность в познавательной деятельности, обучающиеся сами овладевают знаниями, и применяют их в изучении, так и в практической деятельности. Преимущества выполнения опорно-логического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания. Таким образом, подобные конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирования творческого мышления обучающихся, оценке работы каждого ученика. Мотивация обучающихся на активизацию деятельности проводится посредством вопросов, составленных учителем. Например: Многие выезжают за рубеж, чтобы выбрать страну, что вы изначально будете узнавать? Конечно, перечисляться будут многие факторы и конечно вопрос безопасности, который во многом зависит от межнациональных отношений. В чём причина обострения межнациональных отношений, этот вопрос дети изучают самостоятельно.
Опорный конспект по теме: «Население Зарубежной Европы»
Выделите пять самых населенных стран Зарубежной Европы. Сравните их население с населением России. Покажите соотношение численности этих стран и населения России с помощью столбчатых диаграмм.
Население, млн. чел.
80
70
60
50
40
30
20
Вывод: Страна
Проанализируйте карту в атласе «Естественный прирост населения» стр.11. Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям естественного прироста. Используя табл.12 в «Приложениях» стр.406 выделить страны, где остро стоит демографическая проблема.
Назовите самую урбанизированную страну____________, страну, в которой показатель городского населения значительно ниже среднеевропейского_____________. Стр.83 рис.15
Используя рис 44, дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции и эмиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Ответ полный, развёрнутый.
Используя карты атласов, определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.
Проведите классификацию городов-миллионеров по их ЭГП. Определите города, расположенные: а) на морских побережьях; б) в устьях рек; в) вдали от морей, но на судоходных реках; г) вдали от морей.
Вывод.
Опорный лист по теме: «Африка».
Пользуясь табл.1 в «Приложениях», нанесите на к/к страны Африки, получившие политическую независимость после второй мировой войны.
Пользуясь табл.2 в «Приложениях», выделите на к/к страны, имеющие монархическую форму правления.
Используя карты атласа и таблиц 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Заполните таблицу.
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья | Страны, богатые одним – двумя видами минерального сырья (примеры) | Страны, бедные минеральным сырьем |
По рис.4 стр.36 определите страны, где есть обрабатываемые земли.
По рис.5 стр.37 определите страны, где высокая обеспеченность ресурсами полного речного стока и страны, страдающие от недостатка водных ресурсов.
По рис.6 стр. 38 определите страны, которые располагают лесными ресурсами.
Вывод.
Практика показывает, что при использовании опорно-логических конспектов легче запоминается материал, осуществляется самооценка своей работы. Таким образом: в силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи, опорно-логические конспекты, интеллектуальные карты ( их нередко называют ментальными картами) способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому они могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, а так же использоваться на других учебных предметах.
Процесс решения ситуационной задачи, составление опорно- логических конспектов всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, т.е выход на проектную деятельность или исследовательскую работу.