Научно-познавательное внеурочное мероприятие по теме «Можно ли жить без воды?»
Учитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости . Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну «ПОЧЕМУЧКА». Но чтобы туда попасть, надо отгадать загадку.
Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком
И запела ручейком.
Что это?
Учащиеся. Вода!
Учитель. Итак, отгадав загадку, мы попадаем в страну «ПОЧЕМУЧКА» для того, чтобы найти ответ на вопрос темы урока «Можно ли жить без воды?». Стук в дверь.
Ученица в костюме Капельки. Здравствуйте! Вы меня не узнаете?
Меня зовут Капелька. Я очень много путешествую и сегодня вместе с вами хочу отправиться по этой загадочной стране.
Учитель. Итак, мы отравляемся. Первая наша станция называется «КАКАЯ?»
У вас в стаканчиках вода. Попробуйте ее на вкус, посмотрите цвет, исследуйте на запах и скажите какая она – вода?
Капелька. Земля – голубая планета
В гидросферный костюм одета.
Вода снаружи, вода нутрии,
Вон сколько ее, посмотри!
Вода проплывает над нами
Кудрявыми облаками.
Вода прозрачна, вода текуча,
Вода без запаха и без цвета,
Вода в вышине проплывает как туча,
Льдами глядит с полюсов планеты.
Учитель. А между тем мы добрались до второй станции «ГДЕ?»
Где же есть вода? А есть ли она в живых организмах? Проведем опыты.
1.Кусочек картофеля сжимаем в промокательной бумаге. Что мы видим? О чем это говорит?
2.Откусим яблоко. Почему оно сочное?
3.Посидим не разговаривая. Что собирается у нас во рту? Что это означает?
ВЫВОД: ВОДА ВХОДИТ В СОСТАВ ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ.
Третья станция «СКОЛЬКО?»
Учитель. В одной сказке король, собираясь отдать руку своей дочери, объявляет конкурс, в котором задает хитроумные вопросы, один из которых такой: «Что везде?» И только один из претендентов – женихов ответил вода.
Больше всего жидкой воды в морях и океанах – 1370 млн.км3, под землей – 1300 млн. км3,
Во льдах – 27млн.км3, в озерах и реках – 2,7 млн.км3, в воздухе – 15 тыс. км3.
ВЫВОД: ВОДА ВЕЗДЕ И ПОВСЮДУ.
Четвертая станция «КАК?» запасают растения и живые организмы воду.
Учитель. Вспомните, ребята, а как запасают воду кактусы, верблюды. Как люди запасают воду?
Капелька. Я много путешествую, у меня много друзей в разных частях планеты и давайте спросим у них, как же они запасают воду?
Ученик в одежде американского подростка.
- Привет! Я Алекс. Живу в огромном городе – Нью — Йорке. И у меня всегда в кране есть вода. Мне только лишь надо повернуть ручку крана. Утром я трачу столько воды, что можно было бы наполнить до краев ванну.
Ученица в костюме африканки.
-А меня зовут Дэдэ. Я живу в африканской деревне. Где до ближайшей реки 8 км и я каждое утро беру сосуды, устраиваю их на голове и иду за водой. Каждый день на это уходит по 4 часа. А потом еще 1 час, чтобы ее прокипятить, очистить от паразитов и грязи, процедить в три емкости – для питья, домашних дел, умыться вечером. Стираем мы только в реке.
Учитель: Как вы поняли, ребята, как распределена вода на земле, какая проблема стоит перед многими народами Мира?
Если чистая вода –
Для людей в ней нет вреда.
Нет микробов, нет бацилл,
Отфильтрован грязный ил!
Пей, еду готовь, плескайся,
Зубы чисть и умывайся!
Учитель. Что же надо делать, чтобы у всех была чистая вода?
Ответы учащихся.
Пятая станция – «ОТКУДА?»
Учитель. Ребята, а почему Капельке приходится много путешествовать? Откуда же она всех знает? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок ».
Учитель. Ребята, так все же, откуда капелька все знает? Что такое круговорот воды в природе?
Шестая станция «ВДРУГ»
Капелька. Что такое капля?
Мелочь, ерунда.
Что, если вдруг по капле
Исчезнет вся вода?
Учитель. Действительно, ребята, что же произойдет в результате? Что станет с планетой?
А теперь ответим на главный вопрос «Можно ли жить без воды?»
ВЫВОД: ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
На этом наше путешествие заканчивается. А теперь посмотрите на названия станций, что у нас получилось?
Да, радуга. А как вы думаете, причем тут радуга?
Оказывается, если бы не было воды, мы не увидели бы это замечательное явление природы. Радуга – это солнечный свет, который отражается в каплях дождя!
Одна из легенд гласит, что если пройти под радугой, или найти место, где она уходит в землю, то можно найти мешочек с золотом. Но, а мы прошли под радугой и узнали много нового.
Завершить урок мне хотелось бы так, каждой группе мы раздадим листочки с вопросами о нашем мероприятии, ответьте на них и мы поймем, понравилось ли вам и что именно.
Вывод по рефлексии.
Спасибо ребята, уважаемые гости за интересно проведенное время.