Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
(Мудрая китайская пословица.)
Мультимедийный урок как средство повышения качества образования
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию? Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки школьников к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы современного образования является внедрение мультимедийных технологий.
Мультимедиа является одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающимся потенциалом. Мультимедиа в переводе с английского языка означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Другими словами мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технологических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Для накопления знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. И здесь на помощь учителю приходят мультимедийные средства.
Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Для чего предназначен мультимедийный урок:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний?
Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Применение мультимедийных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным. Например, применение видеофильмов дает возможность повысить степень активности учащихся и привлечь их внимание.
Видеометод можно использовать:
- для преподнесение знаний;
- для организации контроля;
- закрепления;
- повторения;
- обобщения;
- успешно выполняет все дидактические функции.
Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Наверняка у каждого учителя в запасе есть различные видеофрагменты по темам.
Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливается высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. (Позднее я продемонстрирую видеофрамент «Водопад Анхель»).
Уроки с применением мультимедийных дисков ребятам очень нравятся, потому что новая форма проведения урока наглядно представляет новый материал и лучше усваивается новая тема.
Использование мультимедийных презентаций
Далее хотелось бы рассказать об использовании мультимедийных презентаций на уроках.
Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций и интерактивных программ. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а внимание — множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха, способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей. Использование компьютерных презентаций делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам я считаю, можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способпредставления информации с помощью компьютерных программ. Мультимедиа - электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация, видео и пр.).
“Презентация” - переводится с английского как “представлении.
Таким образом, мультимедийная презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение. Эти факторы позволяют надолго удерживать внимание ученика, ведь на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При помощи компьютера можно решить проблему дефицита наглядности. Кроме того использованные в презентации иллюстрации, фото, звуковые сопровождения, видеофрагменты позволяют ребенку получить более глубокую информацию и расширить его представление об окружающем мире. Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. В нашей школе нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. Например, на одном только слайде можно показать детям процесс круговорота воды в природе. И проверить знания с помощью презентации проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. Для примера представлю вам слайд из презентации «Африка». Презентация оформлена в виде кроссворда.
Большую часть презентаций я, как и другие учителя, выполняю в программе MS Power Point. Презентации, созданные в этой программе, позволяют мне:
• обеспечить урок наглядностью;
• повысить эмоциональность урока, интерес учащихся к предмету, теме;
• создать доброжелательную атмосферу на уроке;
• менять формы деятельности;
• стимулировать познавательную активность учеников;
• использовать игровые моменты в обучении;
• повысить качество знаний учащихся по предмету.
Создание презентаций это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени учителя. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. Здесь, я думаю, всех выручает Интернет со своим неисчерпаемыми ресурсами: это и дидактический материал в электронном виде, и фотографии, и картинки, и анимация. Так же в слайды можно вставить отсканированный материал.
Уроки с использованием компьютерных презентаций позволяют учителю сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, аудио и видео-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится в презентации. Использовать презентации можно на всех этапах урока, при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий. Однако, работая с детьми мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Поэтому КТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной - работа должна быть четко продумана и дозирована. Поэтому, чтобы создать качественную презентацию для учеников необходимо придерживаться следующих правил:
1. Не следует размещать на слайдах для урока цели, задачи, список оборудования. Презентация – это иллюстративный ряд к уроку, а не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя, не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним. Можно вынести лишь основные тезисы по теме. Исключение: тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.
2. Будьте осторожны с пестрыми фонами. Фон не должен напрягать глаза и мешать работе с объектами на слайде.
3. Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации учащихся. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы её усвоили. (Выводы в конце каждого этапа).
Методы использования мультимедийных презентаций.
Например:
- При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
- При закреплении новой темы. (Демонстрация компьютерных игр)
- Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программный способ накопления оценок. Нр. Компьютерные тесты по теме: «По следам путешественников каменного века» в 5 классе. (Позднее можно продемонстрировать)
- Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам. Например, презентации созданные самими учащимися. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой, поэтому очень часто я задаю домашние задания, которые используя интернет ресурсы учащиеся с удовольствием готовят.
В условиях сокращения часов на преподавание географии становиться понятно, что изучать отдельные темы можно только бегло. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 11 классов. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:
работа над презентацией в программе Power Point сама по себе привлекательна,
необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию,
возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет,
публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны,
создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.
На мой взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ.
Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке.
При подготовке мультимедийных презентаций преподаватель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники.
Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.
Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание учащихся и пробудить интерес к учебе.
Мультимедийные учебники
Нельзя несказать о мультимедийных учебниках. Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения.
Широкие возможности имеют мультимедиа учебники по всем курсам географии (с 6 по 10 класс) (разработчик 1С).
CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» кроме материалов основополагающих знаний по изучаемому курсу содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые помогают при подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования заносятся в виртуальный дневник, где отслеживается динамика успеваемости.
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Хотелось бы сказать об использовании интерактивной доски. При использовании интерактивной доски имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико-ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.
Компьютер средство повышения эффективности процесса обучения в школе.
Неотлемлемой частью мультемидийного урока является Компьютер. Он является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося.
Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников. В опросе участвовали учащиеся 6-х,8-х,9-х и 11-х классов, всего — 26 человек. Им предлагались следующие вопросы:
Анкета для учащихся
Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии?
Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?
Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам географии?
Имеете ли вы возможность работать с ПК: а. ПК есть дома; б. другие источники; в. не имею возможности работать с ПК.
Из общего числа опрошенных 23 отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые представляют компьютерные технологии, по мнению учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьники предлагали использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, СД-диски (тематические и музыкальные), видеофрагменты, игровые программы, тестовый контроль, материалы для рефератов и проектов.
Учитель применяя мультимедийные технологии имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний.
Очевидные достоинства мультимедийных уроков в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения позволяет возродить такие формы проведения занятий как исследовательский метод обучения и метод проектов. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.
Применение мультимедийных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Они могут вызвать определенные чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия. Однако, при случайной работе на компьютере интерес к традиционным формам работы на уроке снижается.
Соединение образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.
Проводимые уроки с использованием мультимедийных технологий позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к процессу учения.
Внедрение мультимедийных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно-деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.
Я твердо убеждена, что мультимедиа в работе учителя дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества.
Таким образом, использование мультимедийных технологий повышает качество образования, эффективность процесса обучения, делает учебный процесс более современным в образовательной школе.