12.09.Сегодня наш урок посвящен русской народной музыке. Мы начинаем первую четверть года, тема которой «Музыка моего края». А тема сегодняшнего урока: «Музыка — отражение жизни народа. Фольклор - народное творчество».
https://www.youtube.com/watch?v=dvKAWYgYvSQ Посмотри видео.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило крестьянина и ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Мы познакомимся с песенным творчеством нашего народа. Русские песни веселые и грустные, задорные и лирические. Они сопровождают человека всю его жизнь – с песней и работа легче спориться, песней человек может выразить радость и горе. “Покажите мне народ, у которого было бы больше песен” - писал Н.В.Гоголь. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и, как грибы, вырастают города. Под песни пеленается, женится и хоронится русский человек. Простые, искренние и задушевные песни словно отражали широту души русского человека, его любовь к родной земле, чудесной природе.
Давно - давно существовала такая легенда, что существуют три кита, на которых держится наша земля! И музыка тоже держится на трех китах. Это кит песня, кит танец, кит марш!
Народные песни тоже, как три кита: плясовая, хороводная, колыбельная. И вся народная музыка называется одним словом – фольклор. Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.
https://www.youtube.com/watch?v=CF5vD-YBZBM Послушай "Камаринская" - русская народная песня
Скажи, какое настроение у песни? Какие народные инструменты вы услышали?
Вот такие красивые стихи о русской песне.
Как вы понимаете выражение «созвучна
русской доле»? « Виды народных пес
Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.
Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.
Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.
Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввёл английский учёный У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жильё, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное( передавалось из уст в уста,не записывалось) народное( сочинял не один человек,автора установить нельзя) творчество ( от слова творить ,т.е. сочинять,придумывать).
Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.
В отличие от литературного произведения, автора которого мы всегда можем определить, фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определённых групп людей, но и коллективно создается и распространяется, от человека к человеку. Именно поэтому в обозначении фольклора очень важно определение «устное творчество». Однако коллективность в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера, чьи имена мы теперь уже не узнаем, создавали песни, частушки, сказки, которые уходили в жизнь уже без имени автора.
В фольклоре выделяют раздел «детский фольклор», к которому относятся:
1) тексты, которые сочиняют сами дети;
2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.
Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.
К первой группе можно отнести следующие жанры:
Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.
https://www.youtube.com/watch?v=j1FjzxhqoWM Послушай Казачью колыбельную.
Вспомни,какие колыбельные знаешь ты?
Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.
Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.
Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:
Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.
Считалки. Используются с целью определить очередность участников игры. Тот, кто произносит считалку, указывает по очереди на каждого участника. При финальных словах «Тот и вон пойдёт» или «А я водить не буду» участник становится ведущим или выполняет другую роль (в зависимости от условий).
Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учёте психологии и возрастных особенностей детей.
Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.
Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединённые с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Большинство из них создано детьми, но по образцу и подобию «пересчётов» взрослых. Несмотря на весьма серьёзное изменение в образной структуре и в самом назначении этого жанра, считалка генетически связана с творчеством взрослых. Считалками можно назвать и собственное творчество детей.
На инфоуроке отдельным блоком добавлена песня и текст. Послушай и спой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Попробуй сочини загадку, потешку или считалочку. (Выбрать одно).