Тема: Наблюдение - метод чувственного восприятия природы. Методика руководства наблюдениями.
План:
Объём знаний о животных.
Методика руководства наблюдением за живыми объектами.
Объём знаний о животных.
Особенности наблюдения:
Его можно организовать в обстановке, натуральной для животного, где животное ведёт себя свободно.
Оно позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного – длительное обучение;
Содействует непосредственным контактам с животными.
Объём знаний:
Знания, которые даются дошкольникам о животных, можно разделить на 2 группы:
Знания о разнообразных представителях фауны (расширяют кругозор, содействуют интеллектуальному развитию) Знания можно объединять в 3 группы: - внешний вид, жизненные проявления (часть тела, выдаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения); - среда обитания, характер приспособления к условиям жизни (окраска, особенности построек и поведение, формы охраны, сезонный уклад жизни); - польза, которую приносят животные. | Знания о возможных формах взаимодействия человека и животных (уход за животными, способ помощи и охраны). Эти знания определяют правила поведения в природе, нормы морального отношения к природе. |
Животные как объекты наблюдения в разных возрастных группах.
Объекты наблюдения | младшая группа | средняя группа | старшая группа |
Звери - домашние - дикие | Кошка, собака, корова, свинья и их детёныши. Лиса, заяц, медведь и их детёныши. | + конь, овца и их детёныши. +белка, ёжик и их детёныши | + щенки 2 пород +животные других климатических зон: верблюд, олень |
птицы | Цыплёнок и птица уголка природы (канарейка) | 3-4 вида птиц (воробей, ворона, голубь) | 4-5 зимующих птиц (воробей, ворона) и 3-4 перелётных птицы (аист, ласточка, трясогузка) и водоплавающие птицы (утки, гуси). |
Ползучие животные | - | - | черепаха степная, болотная, ящерица |
Земноводные | Лягушка, жаба | жаба | Жаба и лягушка |
Насекомые | Мотыли и жуки | + комары и стрекозы | + кузнечики и муравьи |
Рыбы | Золотой и серебряный карась, золотая рыбка | + меченосец, телескоп, сомик, гуппи, верховка. | +гуппи, сколярия, вьюн |
2.Методика руководства наблюдением за живыми объектами.
Руководство наблюдением состоит из 4 моментов:
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения;
Подготовка детей;
Проведение самостоятельного наблюдения (руководство деятельностью детей в ходе наблюдения);
Закрепление полученных знаний в ходе наблюдения.
момент включает в себя:
А) выбор объекта наблюдения - зависит от требований программы данной возрастной группы; наличия и особенностей объекта;
Обязательные условия: наблюдение не должно наносить вред живому существу. Животное должно адаптироваться на новом месте, для этого необходимо накануне наблюдения внести животное в группу, но только после ухода детей. Утром, в день наблюдения животное не кормят.
Б) выбор места наблюдения - желательно заранее найти место в природе или по возможности сделать его в группе, типичные для животного условия проживания;
В) формулировка цели наблюдения - воспитатель выделяет воспитательные, образовательные, развивающие цели и словарную работу;
Г) организация наблюдения - форма и способ организации. Выбор способа организации зависит от особенностей живого объекта (размер, характер передвижения, возможность или невозможность контакта).
Требования к рассаживанию:
Чтоб всем было хорошо видно (соответствует расстояние и размещение, свет на объект падает с боку детей);
Чтоб дети и объект были в безопасности ( воспитатель должен помнить, что у младших дошкольников на первых порах отношений с животным наблюдается реакция хватания и сжимания, но бывают и неожиданные моменты в поведении животных).
момент. Подготовка детей к наблюдению происходит с целью:
А) выяснить имеющиеся знания детей об объекте (за 2-3 дня до наблюдения проводится предварительная беседа);
Б) вызвать интерес ожидания будущего наблюдения (во вторую половину дня предварительного наблюдения или утром в день наблюдения).
Приёмы:
Младшая группа:
Рассмотреть игрушечное животное или рисунок;
Внести в группу клетку и спросить «Чей это домик?»;
Прочитать стихотворение, спеть песенку, провести игру.
Старшая группа:
Показать предметы ухаживания за животным и спросить для чего это нужно;
Совместно с детьми рассмотреть клетку для животного;
Дать детям задание принести и подготовить корм для животного, а потом спросить «Какое животное это любит?»;
Чтение художественных произведений;
Небольшой рассказ о животном, диафильм.
В) по необходимости напомнить детям правила поведения на месте наблюдении.
Структура наблюдения:
Вступительная часть (начало наблюдения)
Цель: сконцентрировать внимание детей на объекте, заинтересовать, создать необходимую эмоциональную атмосферу. Наблюдения должны начинаться разнообразно.
Приёмы:
Младшая группа:
- сюрпризный момент;
- простое, но эмоциональное сообщение о госте.
Старшая группа:
- создание проблемных ситуаций, решение умственных задач (прослушивание на магнитофоне записи голоса животных, издаваемых звуков);
- показ предметов ухода и спросить «Для ухода за кем это нужно?»
II. Основная часть (обследуется объект)
Цель: удовлетворить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первичное отношение к объекту.
Мл. гр. = 8-10 мин.
Ср. гр. = 10-15 мин.
Ст. гр. =15 мин. и больше.
Успех наблюдения зависит от поведения животного, детей и от умения воспитателя ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.
Основная часть включает в себя:
Свободное рассматривание объекта детьми (1-2 мин.). Восприятие объекта целиком.
Цель: утолить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первоначальные представления об объекте.
Детям разрешается обмениваться мыслями, но тихо, чтоб не напугать животное. Если не дать детям свободно рассмотреть объект, они не будут слышать вопросы воспитателя.
Обследование объекта.
Цель: изучение объекта (выделение особых частей, свойств), формирование представлений.
Младшая группа – представления о внешнем виде (основные части тела, окраска, размер, покров);
- представления о жизненных проявлениях (движения, питание, звуки)
Старшая группа – среда проживания и характер приспособления к условиям жизни;
- рост и развитие животных;
- правила ухода за животными;
- польза, которую приносят животные.
3. Трудовая деятельность.
Цель: сформировать умения и навыки по ухаживанию за живыми объектами.
Младшая группа – элементарные трудовые поручения (покормить, попоить)
Старшая группа – уход за животным (ряд трудовых операций в определённой последовательности).
- моделирование природных условий существования (обустройство садка для насекомых, террариума для ползунов, аквариума для земноводных).
III. Заключительная часть.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сделать выводы, подвести итоги.
Младшая и средняя группа - на уровне представлений.
Старшая группа - на уровне рассуждений и понятий.
Приёмы:
- вопросы
Младшая группа – вызвать интерес к объекту обратно (спеть песенку, провести подвижную игру, прочитать стихотворение).
Старшая группа – рассказ о том, как дежурные должны ухаживать за животным;
- обобщающий рассказ воспитателя;
- установка на дальнейшее наблюдение за объектом;
- сочинить загадку по описанию объекта;
- дидактические игры на классификацию (морские и речные рыбы)