Дата проведения урока 21.10.2020г.
Ейск, 2020г.
Тема: Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.
Цель: учить находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов, подбирать слова с чередованием согласных в корне.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточка с заданиями, учебник.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте! Присаживайтесь. Меня зовут Инна Олеговна, и урок русского языка у вас проведу я. - Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник и карточки. - Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему, начнём наш урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются соседу. | Л1 П2 К1 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | - Ребята, к нам на урок пришел гость, но что бы нам его позвать, я предлагаю вам разгадать загадку. Все в Цветочном городишке Знают этого мальчишку. Коротышку и зазнайку, Беззаботного … ( Незнайку) - верно, Незнайка приготовил вам много заданий, но для начала откройте тетради и напишите число, классная работа. Минутка чистописания -Незнайка предлагает вам прописать буквы, которые нам сегодня будут встречаться. Запишите их в строчку: Гз, жз, дж, тч, кч, хш, зж, сш. - Молодцы ребята, я вижу как вы, стараясь, прописывали буквы. - У Незнайки к вам есть несколько вопросов, давайте мы ему поможем. Посмотрите на слайд, какие вопросы он вам хочет задать? - Что такое корень слова? - Что такое лексическое значение? - Какие слова мы называем родственными? -Следующее задание от Незнайки будет списать все слова со слайда в столбик и выделить в них корень Лес - лесной река – речка нос- носик бег – бежать ухо – ушко - Являются ли слова в парах однокоренными? - А во всех ли парных словах были одинаковые корни? - Какие буквы менялись в корне? | Незнайка Записывают число, классная работа. - Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключены общее лексическое значение всех однокоренных слов - Лексическое значение – это то что оно обозначает - Родственные слова- слова имеющие одинаковый корень или схожие по смыслу Записывают слова со слайда и определяют корень. - Все слова являются однокоренными. -Нет - Согласные | П2 К1 К2 Л1 |
Построение проекта выхода из затруднения | -Так как вы думаете, какая же тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставим? | Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Научить находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов | П1 К1 Р1 |
Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения | - Незнайка мне сказал, что он не знает, как определять корень в словах, давайте мы ему поможем, прочитав правила на странице 75. -Молодцы ребята, теперь и Незнайка знает правила. - Теперь посмотрите на страницу 76 – страница для любознательных, давайте прочитаем, что же такое – чередование звуков? - Незнайка предлагает вам прочитать все слова и выделить в них корень устно. - Теперь запишите две пары слов, которые чаще всего мы употребляем в нашей жизни. - Теперь ещё раз прочитайте правило чередования звуков и расскажите его соседу. - Молодцы ребята, вы хорошо справились. - Незнайка подготовил вам ещё одно задание, у вас на партах лежат карточки с заданиями, вам его нужно выполнить в парах. - Заканчиваем выполнять работу, давайте мы с вами проверим, как вы справились с заданием. | - читают определения. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. - читают, что такое чередование звуков. Выписывают. Выполняют задания на карточках. | П2 К1 К2 Л1 |
Физминутка | Физминутка «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук | Выполняют движения | Л1 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, Незнайка забыл, как нужно находить корень, давайте мы ему ещё раз повторим. - Назовите пару слов с чередующей согласной в корне. - Назовите пару слов с чередующими согласными к/ч в корне слов. - А теперь с чередующими с/ш | Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. - Воз – вожу - яблоко – яблочко - просить - прошу | К1 К2 Л1 |
Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону | - Положите перед собой карточку с самостоятельной работой. В правом верхнем углу подпишите её. Вам необходимо образовать родственные слова от данных слов. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звуки, которые чередуются в корне. -Заканчиваем работу. Поменяйтесь с соседом по парте карточками. Возьмите в руки карандаш и, сверяясь со слайдом, проверьте работу своего товарища. - Вновь обменяйтесь карточками. Посмотрите на свой результат. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Умницы, поставьте себе оценку «5». Поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки? Будьте внимательней в следующий раз, поставьте себе отметку «4». А теперь поднимите руку те, у кого 3-4 ошибки? Вам необходимо ещё раз повторить тему сегодняшнего урока, поставьте себе отметку «3». И те, кто допустил 5 и более ошибок с работой, к сожалению, не справился. | Выполняют самостоятельное задание с проверкой по эталону. Оценивают свою работу | К3 Р2 |
Включение в систему знаний и повторения | - Ребята, чем мы сегодня помогли Незнайки, какую тему мы ему рассказали? - Что нужно сделать, чтобы найти корень? - С каким чередованием есть корни? - Приведите пример. Выставление отметок. Запишите домашнее задание, стр. 75 упражнение 134 | - Мы помогли Незнайке разобраться в теме: «Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне» - Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. - Корни есть с чередованием согласных в корне - Снег - снежной Записывают Д/З | К1 К2 |
Рефлексия | -У кого не было проблем во время урока, поднимите ваши руки высоко-высоко к солнышку и хлопните. - Если же вы испытывали трудности - потопайте. -Незнайка вам говорит спасибо за урок, он много нового узнал. -Урок окончен. | Оценивают свою деятельность во время урока. | Р2 |