Анисимова Оксана Аполинарьевна
высшая категория, учитель-методист
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №30 г. Донецка»
КЛАСС: 1 класс
ТЕМА УРОКА: «Народная сказка мудростью богата»
Тип урока: игра-викторина.
Цели:
обобщить знания учащихся о сказках;
корригировать речемыслительную деятельность учащихся;
учить нетрадиционно мыслить, не бояться выражать свои мысли;
развивать творческие способности детей;
увеличивать словарный запас;
развивать связную речь, мышление, фантазию, внимание;
воспитывать интерес к сказкам, доброту.
Оборудование: чудесный мешочек, телеграммы, разрезные картинки, кроссворды.
Х
ОД УРОКА
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Все вы очень хорошо знаете сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, проведем игру - викторину “ Народная сказка мудростью богата!”, познакомимся как с авторскими сказками, так и с народными, которые живут по сей день в наших сердцах.
– Сегодня у нас встречаются три команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Каждой команде даётся листок с нарисованной сердцевиной цветка. За правильные ответы выдаются лепестки: красный (2 очка), если команда ответила сама; синий (1 очко), если была некоторая помощь. Лепестки приклеиваются к сердцевине цветка. Команда-победитель определяется по количеству очков.
Сказка по лесу идет —
С
казку за руку ведет.
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
Итак наше путешествие в мир сказок начинается!
1
. Разминка (найти народные сказки).
Ну, что, ребята, поиграем.
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!
1).Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (колобок).
2). В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни проплыл
Всех проглотит … (крокодил).
3). Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник … (Бармалей).
4). Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор … (Айболит).
5). Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена … (крокодил).
6). Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух).
7). Он знаком всем малым детям,
Обожают все его.
Но таких на целом свете
Не найдёшь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Он снимается в кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка).
2. Дополни имя.
Загадывается каждой команде по очереди.
К
ощей-Бессмертный
Василиса-Прекрасная
Баба-Яга
Змей-Горыныч
Сестрица-Алёнушка
Мальчик-с-пальчик
Иван-царевич
Братец-Иванушка
Крошечка-Хаврошечка
Курочка-Ряба
Елена- Премудрая
Жар-птица
Ковёр-самолёт
Гуси-Лебеди
Иванушка-дурачок
3. Узнай сказку по отрывку.
– Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру “ Узнай сказку по отрывку “. Слушайте внимательно.
1
. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (“Три медведя”)
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)
3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)
4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
5. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! («Гуси – лебеди»)
6. Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. («Бычок – смоляной бочок»)
7.Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот та дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. («Петушок – золотой гребешок»)
8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)
9. Пошёл журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… («Лиса и журавль»)
10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)
11. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. («Рукавичка»)
12. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. («Морозко»)
4. Телеграммы.
–
Ребята, сегодня утром нам в школу доставили пакет. Посмотрим, кому он адресован? (На конверте надпись: “г. Донецк, школа №30. Детям, которые хорошо знают сказки.”) и
– Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю телеграммы.)
– Ребята, оказывается, эти телеграммы пришли от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.
Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козлёнок)
Приезжайте, снесла золотое яичко! (Курочка Ряба)
Срочно приезжайте! Помогите! Медведь сломал наш теремок. (Мышка)
Срочно приезжайте! Пора тянуть репку. (Дед)
Алёнушка! Спаси! Меня несут гуси – лебеди через леса, поля! (Иванушка)
5
. Заморочки из мешочка.
– Ребята, а вы обратили внимание, что у нас есть чудесный мешочек. Кто знает, что в нём? А вот и записочка рядом, что же в ней написано? (открываю записку) “Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!” Герои сказок.
Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.
В мешочке: зёрнышки (“Колосок”), мука (“Колобок”), яйцо (“Курочка Ряба”), пирожок (“Маша и медведь”), тарелка, кувшин (“Лисица и журавль»), стрела («Царевна – лягушка»), перо(«Гуси- лебеди»), рукавичка, пряжа («Рукавичка»), кольцо («Волшебное кольцо»).
6. Собери мозаику.
– Ребята, а сейчас я предлагаю вам следующее задание: вам нужно составить картинку из разрезанных кусочков бумаги и отгадать из какой она сказки.
Д
аётся три конверта каждой команде по одному – дети собирают мозаику.
1
-я сказка – «Репка»,
2-я сказка – «Теремок»,
3-я сказка – «Колосок».
Кроссворды
– Ну а сейчас, я думаю, вам будет предложено самое трудное задание: вы должны разгадать кроссворд. Итак, кто же из вас будет первый?
По горизонтали:
Певец, которого съела лиса.
По вертикали:
1. Кто помогал тянуть репку?
2. Мама семерых козлят.
3. Рыжая плутовка, прогнавшая зайку из лубяной избушки.
4. Домик, который был раздавлен медведем.
5. Кого позвал тянуть репку дед?
6. Кто напугал семерых козлят?
7. Она снесла золотое яичко.
http://kladraz.ru/blogs/tatjana-anatolevna-shilkina/krosvord-s-voprosami-i-otvetami-ruskie-narodnye-skazki-dlja-detei-ot-6-let.html
http://babiport.ucoz.ru/load/knigi/3-22-9
7. Весёлый наборщик
– Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.
1. С У Г И Е Л Д И Е Б
(Гуси-лебеди.)
2. А Ч Г У Р О Н С Е К
(Снегурочка.)
3. И Т Р Д Е Д М Я В Е
(Три медведя.)
– Ребята, почти все сказки начинаются и заканчиваются очень мудрыми словами. Я вам предлагаю из слогов собрать концовку сказки.
1.Стали себе жить-поживать, да добра наживать.
2. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Получившиеся у команд цветки с лепестками собираются. Жюри подсчитывает очки команд.
З
аканчивается наше путешествие по Стране сказок, чудес и волшебства! Но вы сможете продолжить его сами. Откройте книгу сказок — и в путь! Молодцы! Вы все славно потрудились! А кто у нас сегодня был лучшим?
Жюри объявляет победителей игры, награждает победителей.
Интернет- ресурсы:
1.https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/
2.http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-s-otvetami-dlja-nachalnoi-shkoly-volshebnye-skazki.html
3.http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igra-viktorina-po-skazkam-dlja-nachalnoi-shkoly.html
4. http://www.liveinternet.ru/users/nata-leoni/post363724523/ цветок
5. http://www.lesyadraw.ru/raznye/fruit/kak-narisovat-repku-iz-skazki.html «Репка»
6. http://chstrana.detkin-club.ru/custom_1/134471 «Теремок»
7. http://sp07.ru/ollelukoe/skazrussian/russkzcolosoc.html «Колосок»
8.http://1toner.ru/film/skazka-masha-i-medved-russkaya-narodnaya-multfilm.html русские народные сказки
9.http://lublustihi.ru/?jn=prezentatsii-po-skazkam-russkim-narodnim путешествие по сказкам
10.http://kladraz.ru/blogs/tatjana-anatolevna-shilkina/krosvord-s-voprosami-i-otvetami-ruskie-narodnye-skazki-dlja-detei-ot-6-let.html русские народные сказки
11. http://kira-scrap.ru/dir/raznoe/dengi/491-3 мешочек
12. http://www.pakkograff.ru/news/1183.php телеграмма
13.http://xn----7sbbatgaljrc3bd4bel.xn--p1ai/%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D0%B5-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE/ Оле Лукойе
14. http://otzovik.com/review_584446.html книга