СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные лирические и исторические песни.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор. Работа со стаьей учебника. Виды народных песен. Лиричсекие песни. Итсоричсекие песни. Частушка. Д.з.

Просмотр содержимого документа
«Народные лирические и исторические песни.»

Дайте определение термину «фольклор».  Фолькло́р  (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. К какому периоду истории русской литературы относится фольклор? Почему? К долитературному.

Дайте определение термину «фольклор».

Фолькло́р  (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

К какому периоду истории русской литературы относится фольклор? Почему?

К долитературному.

Работа со статьей учебника 6 – 8. Прочитайте статью учебника. И ответьте на вопросы: Сколько групп  русских народных песен существует? Назовите их. В чем особенность каждой группы?

Работа со статьей учебника 6 – 8.

Прочитайте статью учебника. И ответьте на вопросы:

  • Сколько групп русских народных песен существует? Назовите их.
  • В чем особенность каждой группы?
Собиратели народных песен Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку . Интересно, что записаны они для английского путешественника  Ричарда Джемса в 1619-1620 годах. Особенно активно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков . Среди собирателей – имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Изучением песен занимались А.Н.Веселовский, А.Х.Востоков, В.Я.Пропп .

Собиратели народных песен

  • Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку . Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619-1620 годах.
  • Особенно активно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков .
  • Среди собирателей – имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
  • Изучением песен занимались А.Н.Веселовский, А.Х.Востоков, В.Я.Пропп .
Русские народные песни  календарные  лирические  семейные  шуточные  обрядовые  исторические частушки

Русские народные песни

  • календарные
  • лирические
  • семейные
  • шуточные
  • обрядовые
  • исторические
  • частушки

Лирические песни изображают переживания , связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен , но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Чаще всего песни передают грустное, печальное настроение . Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.
  • Лирические песни изображают переживания , связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен , но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне.
  • Чаще всего песни передают грустное, печальное настроение .
  • Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.
Анализ лирической песни Выразительное чтение (пение) песни. Смысл названия песни (если есть) Кто и когда мог ее исполнять? Какими чувствами проникнута песня? Из каких частей она состоит? Какие средства художественной выразительности использованы в ней? В чем общий смысл (идея) песни? Проанализируем лирические песни на стр. 8 -10

Анализ лирической песни

  • Выразительное чтение (пение) песни.
  • Смысл названия песни (если есть)
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Какими чувствами проникнута песня?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
  • В чем общий смысл (идея) песни?

Проанализируем лирические песни на стр. 8 -10

 Часто изображают не только события , но и отражают чувства , проживания героев так, как это понимает народ.  Герои песен: Цари : Иван Грозный, Петр Первый Герои-воины : Суворов, Кутузов Народные вожди : Ермак, Разин, Пугачев

Часто изображают не только события , но и отражают чувства , проживания героев так, как это понимает народ.

Герои песен:

  • Цари : Иван Грозный, Петр Первый
  • Герои-воины : Суворов, Кутузов
  • Народные вожди : Ермак, Разин, Пугачев
Анализ исторической песни Выразительное чтение песни. Смысл названия песни. О ком (о каком историческом лице) идет речь? Каков образ лирического героя? Какие приемы изображения использует автор. Есть ли антигерой? Как изображен он? В чем общий смысл (идея) песни? Проанализируем исторические песни на стр. 11-12

Анализ исторической песни

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • О ком (о каком историческом лице) идет речь?
  • Каков образ лирического героя? Какие приемы изображения использует автор.
  • Есть ли антигерой? Как изображен он?
  • В чем общий смысл (идея) песни?

Проанализируем исторические песни на стр. 11-12

Статья учебника на странице 13. О чем может быть частушка? Какие сферы человеческой жизни он охватывает? Кто чаще всего является героем частушки? Кто исполняет частушки (чаще всего)? Анализ частушки. 1. Выразительное чтение (пение)частушки. 2. О чем частушка? 3. К какой условной группе ее можно отнести?
  • Статья учебника на странице 13.
  • О чем может быть частушка? Какие сферы человеческой жизни он охватывает?
  • Кто чаще всего является героем частушки?
  • Кто исполняет частушки (чаще всего)?

Анализ частушки.

1. Выразительное чтение (пение)частушки.

2. О чем частушка?

3. К какой условной группе ее можно отнести?

Домашнее задание: Задание на дополнительную оценку : придумать не менее 5 частушек про школу.

Домашнее задание:

  • Задание на дополнительную оценку : придумать не менее 5 частушек про школу.