СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуально для  воспитателей и  учителей,,работающих с детьми с нарушениями зрения.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения.»

Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения.


Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями зрения проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, не сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Объем пассивного словаря далек от нормы, что проявляется в том, что дети с нарушенным речевым развитием и нарушениями зрения, даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, брусника, земляника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (манжета, фара, кузов), слов обобщающего характера (мебель, посуда, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных. На вопрос, как назвать детенышей животных, дети дают следующие ответы: «У кошки - киска, у собаки - собачонок, щененок, у лошади - лошаденок».

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьми с нарушениями зрения с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных. У дошкольников с ОНРи нарушениями зрения выявляются незнания многих прилагательных, употребляющихся в речи нормально развивающихся сверстников. Они могут с трудом назвать лишь основные цвета (красный, синий, зеленый), величину предметов (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Особенностью употребления прилагательных детьми с нарушенным речевым развитием и с нарушениями зрения является употребление прилагательных в именительном падеже, долгом отсутствии формы мужского и женского рода или смешении их.

Количество наречий в словаре детей с ОНР с нарушениями зрения тоже очень ограничено. В 5-6 лет они употребляют в основном такие наречия: места (здесь, там, туда, потом), времени (сейчас, тогда), модальности (надо, не надо), температуры (горячо, холодно), оценки (хорошо, плохо).

Числительные усваиваются очень медленно. Если нормально развивающиеся дети усваивают числительные «два» к 2 годам, то у детей с ОНР и нарушениями зрения- к 5 годам; числительные «три», «четыре», «пять» формируется в период с 3 до 4 лет, то у детей с ОНР и нарушениями зрения в 5-7 лет при условии специальной коррекционной работы.



В глагольном словаре дошкольников с ОНР и нарушениями зрения преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. На вопрос, кто как передвигается, дети дают такие ответы: «Лягушка идет, змея идет, птичка идет». Так же имеется незначительное количества глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел - шел).

Большинство местоимений употребляется правильно, чему способствует частое употребление их взрослыми. Но ребенок с ОНР и нарушениями зрения не улавливает изменчивости значения в зависимости от лица говорящего, например говорит о себе в третьем лице или просясь на руки, произносит: «Иди ко мне».

Практически не усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку качества, признаки.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР и нарушениями зрения является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи таких детей многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в слишком широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда используется слово лишь в определенной ситуации, оно не вводится в контекст других ситуаций. Поэтому, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазиях у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева отмечают, что «Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, грач - сорока, ласточка - чайка, оса - пчела, дыня - тыква, лимон - апельсин, сковорода - кастрюля, весна - осень, ресницы - брови, скворечник - гнездо). При замене прилагательных дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.

Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего значения (ползет - идет, чирикает - поет).

Лалаева Р.И. отмечает, что наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

  1. смешение слов осуществляется на основе сходства по признаку функционального назначения:

миска – тарелка, метла - щетка

кружка – стакан, лейка - чайник.

б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:

сарафан – фартук, фонтан - душ

майка – рубашка, подоконник - полка.

в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:

каток – лёд, вешалка - пальто.

г) смешение слов, обозначающих часть и целое:

воротник – платье, паровоз - поезд

кузов – машина, локоть - рука.

д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:

обувь - ботинки, посуда - тарелки

цветы – ромашки, одежда - кофты.

е) использование словосочетаний в процессе поиска слова:

кровать - чтобы спать

щетка - чтобы чистить

паровоз - поезд без окон

плита - газ горит

клумба - копают землю

юла - игрушка крутится.

ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами - существительными:

открывать – дверь, играть - кукла.

Или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство – болеть, кровать - спать.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

  кует – молотит, стирает белье - моет бельё

косит траву - подрезает траву, вяжет - шьёт.

Некоторые замены глаголов показывают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные - с другой стороны, а также выделять оттенки значений.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. У детей с ОНР и нарушениями зрения, в отличии от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно. При осуществлении этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

У нормально развивающихся детей выделяются следующие типы вербальных ассоциаций (5-8 лет).

  1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово - стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый - цветок, дерево - растет).

У детей с ОНР и нарушениями зрения имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение их происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушенным речевым развитием и зрением резкое увеличение синтагматических ассоциаций наблюдается к 7 годам, часто связано с задержкой формирования грамматического строя речи.

  1. Парадигматические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово - стимул и слово - реакция отличаются не более чем одним дифференцированным семантическим признаком (дерево - береза, кошка - собака, посуда - чашка).

Среди парадигматических ассоциаций у дошкольников наблюдаются следующие:

а) ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость - храбрость);

б) ассоциации, выражающие антонимические отношения (высоко-низко);

в ) ассоциации, выражающие отношения подобия (желтый - красный);

г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда - кастрюля);

д) ассоциации, выражающие отношение «часть - целое» (дом - крыша).

Как и в норме, у детей 6-7 лет с ОНР и нарушениями зрения происходят качественные изменения в соотношении синтагматической и парадигматических ассоциаций.

Если в 5-6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Но это преобладание у детей с ОНР и нарушениями зрения не является выраженным, как у детей с нормальным развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1.5 раза чаще. Важным является то, что в норме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНРи нарушениями зрения к 7 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25% всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения центра и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

  1. Тематические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Они составляют большой процент всех ассоциаций. У детей наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

а) отношения объекта и места его нахождения (собака-конура, дерево-ворона);

б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда - мыть);

в) причинно-следственные отношения (смелость-победа);

г) ассоциации орудия действия и объекта (бабочка - сачок);

д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый - солнышко);

е) отношения образа действия и предмета (весело- праздник);

ж) ассоциации по одному общему признаку (бабочка - птица).

  1. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакций приводятся слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций:

а) слова-стимулы и слова реакции относятся к одной части речи (заяц - зайчишка);

б) слова-стимулы и слова реакции относятся к различным частям речи (лиса - лисий).

  1. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова, чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стол- столы, бабочка- бабочки).

  2. Фонетические ассоциации. Это ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка - бабушка, петь-пить).

  3. Случайные ассоциации.  В этом случае между словом- стимулом и словом-реакцией отсутствуют как смысловая, грамматическая связь, так и звуковое сходство (быстро - груша, лисий- лодка). Чаще всего в ответ на слово - стимул дети называют предметы окружающей обстановки.

Даже к 7 годам у детей с речевой патологией и нарушениями зрения случайные ассоциации являются очень распространенными. У детей же с нормальным речевым развитием к 7-8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

Таким образом, у детей с ОНР и нарушениями зрения отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой и имеет свои особенности:

  1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.

  2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с ОНР и нарушениями зрения является выделение центра семантического поля.

  3. У детей с ОНР и нарушениями зрения наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей.

  4. Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием - до 10 секунд, у детей с речевой патологией - до 40 секунд.

Формирование антонимов и синонимов у дошкольников с ОНР, так же имеют свои особенности. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое данное слово включено, умения выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный синонимический или антонимический ряд.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР и нарушениями зрения выявляются ошибки в подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

У детей с ОНР и нарушениями зрения наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР и нарушениями зрения подбирают:

а) слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части речи (день-вечер, быстро - тихо);

б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предлагаемому антониму, но другой части речи (быстро - медленнее, медленный; горе - весело; высоко - низкий; далеко - ближе);

в) слова-стимулы с частицей не (брать - не брать, говорить - не говорить);

г) слова, ситуативно близкие исходному слову ( говорить - петь, высоко - далеко);

д) формы слова - стимула (говорит - говорить);

е) слова, связанные синтагматическими связями со словами - стимулами (поднимать - выше);

ж) синонимы (брать - отнимать).

В процессе поиска дети с ОНРи нарушениями зрения часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативный признакам. Поэтому часто воспроизводятся слова близкие слову-антониму, что говорит о неумении выделить существенный признак данного слова. характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории. Очень часто на слово-стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово - стимул прилагательное - наречие.

Причинами, которые приводят к несформированности антонимического ряда могут быть:

  • ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова;

  • недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

  • недостаточная активность процесса поиска слова:

  • несформированность семантических полей внутри лексической системы языка.

Одной из важных проблем речевого развития детей с ОНРи нарушениями зрения является формирование синонимии.

Дошкольники 5-6 лет в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым словам, допуская лишь единичные ошибки. В то же время дети с речевой патологией того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. В большом количестве случаев дети отказываются от ответа.

Дошкольники с нормальным речевым развитием часто на одно слово - стимул называют несколько синонимов (боец-солдат, воин, рыцарь; верный - правильный, хороший; улица - проспект, переулок), что говорит о начале усвоения многозначности слова.

Дети с ОНРи нарушениями зрения, как правило, с трудом воспроизводят по одному синониму на слово-стимул (боец-солдат, праздничный - красивый). При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят:

а) семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк - зоопарк, праздничный - весенний, улица - дорога, торопиться - бежать);

б) слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (огромный - маленький, верный - неверный, доктор - не доктор, шагать - не шагать);

в) слова, близкие по звучанию (здание - создание, парк - парта);

г) слова, связанные со словом - стимулом синтагматическими связями (улица - красивая);

д) формы исходного слова или родственные слова (боец - бой, праздничный - праздник, радостный - радостно).

В задания на подбор синонимов у детей с речевой патологией и нарушениями зрения выявляются те же трудности, что и подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значение слов на основе единого семантического признака.

Анализ речевого развития детей с нарушенным речевым развитием и патологией зрения позволяет сделать выводы:

а) Объем пассивного словаря далек от нормы;

б) особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием и патологией зрения наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных;

в) ограниченное количество наречий в словаре;

г) медленное усвоение числительных;

д) большое количество вербальных парафазий;

е) трудности в подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.