СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назывные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок первичного усвоения знаний, умений и навыков;

вид урока - комбинированный урок с применением ИКТ;

формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»

Место урока в системе уроков: раздел «Синтаксис и пунктуация. Односоставные предложения. Назывные предложения».

Тема «Назывные предложения» (1 час)

Тип урока - урок первичного усвоения знаний, умений и навыков;

вид урока - комбинированный урок с применением ИКТ;

формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Обучающая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся

будут знать:

определение назывных предложений;

будут уметь:

характеризовать структурные и смысловые особенности назывных предложений; использовать назывные предложения в разных жанрах речи, обобщать, делать выводы.


Задачи урока:

  • Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, познакомить учащихся с назывными предложениями, их особенностями; совершенствовать навыки определения видов односоставных предложений, «узнавания» назывных предложений в тексте; формировать представление о роли назывных предложений в художественном тексте; проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.

  • Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени.

  • Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

Рабочий лист урока Приложение 1, слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации слайдов.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я вам!

(Запись даты, вида работы)

  1. Повторение ранее изученного материала как средство подготовки к усвоению нового материала

  1. - А наш урок начнем с орфографической разминки. Ваша задача вставить пропущенные орфограммы (слова на доске)

Торжественно и строго; умение рассказать; изобразить и поразить; обаятельная, добрая; явиться и помочь; думает о полете; обаяние личности; быть оптимистом; посвященный другу; дисциплина и порядок; стоять спокойно; в неподвижном состоянии; преодолевая препятствия; по возвращении известит.

  1. Составить пропорцию:

Словосочетание, предложение ?

------------------------------------------- = ------------------

Тире, двоеточие синтаксис

- Какой раздел науки о языке называется «Синтаксис»? (Изучающий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи)

  1. Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.

1.Найдите определенно – личное предложение.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)

Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)

Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)

Д. По ниве прохожу я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)

2. Найдите неопределенно – личное предложение.

А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)

Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)

В. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.)

Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)

Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)

3.Найдите безличное предложение

А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)

Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)

Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)

Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

  1. Задание классу:

1 вариант. Переписать предложения, назвать вид односоставных, расставить пропущенные знаки препинания.

1. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов.) 2. Весенней полночью бреду домой усталый (К. Фофанов). 3. На пустой желудок так плохо спится в бесконечные зимние ночи (М. Горький.).4. По трем мишеням из трех винтовок не стреляют а преимущественно мажут (К. Паустовский.). 5. На пожар таких как я с бочками не посылают(Ш.).

2 вариант. Проанализировать предложения, ответы записать в таблицу.

1.Не спится, няня, здесь так душно (А. Пушкин). 2. Как проживешь, так и прослывешь. 3.Приветствую тебя, пустынный уголок…(А. Пушкин). 4. На земле живут лишь раз (С. Есенин). 5.На палубе успокоились (А. Толстой). 6. Отвезешь обратно на пристань (К. Паустовский). 7. Один раз пришлось спуститься глубоко вниз на круглую поляну . 8. Хозяев уже не было (Л.Толстой.).



Порядковый номер предложения

Тип односоставного предложения

Способ выражения главного члена

1.

2.

Безличное

Обобщенно-личное

Инфинитив, возвратная форма

Форма определенно-личного глагола (2л. ед.ч.)

3.

4.

Определенно-личное

Обобщенно-личное

Форма 1 лица ед.ч.

Форма 3 лица мн.ч.

5.

6.

Неопределенно-личное

Определенно-личное

Форма мн.ч. пр.вр.

Форма 2 лица ед.ч пов.накл.

7.

8.

Безличное

Безличное

 

Инфинитив+ впомог.гл.

Безл. форма личного глагола

Взаимопроверка заданий. Учащиеся сверяются с эталоном

Теоретическая разминка:

- Какие предложения называют определенно-личными?

- Чем выражены сказуемые в безличных предложениях?

  1. Актуализация знаний

Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие возмущались.

А.А.Фет «Шепот, робкое дыхание, трели соловья»
Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания и слезы,

И заря, заря!...

Автором этого стихотворения являлся Афанасий Фет - замечательный русский поэт, живший в 19 веке.

-Чем же необычно стихотворение? (Ответы учащихся: в нем нет ни одного глагола)

- Итак, тема нашего урока? («Назывные предложения»)

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом односоставных предложений – назывными, поговорим об их особенностях, способе выражения главного члена, о роли подобных предложений в художественном тексте. Я хочу обратить ваше внимание на то, что, не задумываясь, очень часто мы употребляем эти предложения в речевом потоке, но иногда забываем о том, что назывные предложения – яркое выразительное средство письменной речи. Сформулируйте цели нашего урока.

  1. Знакомство с новой темой

1. Работа с учебником (стр. 135 ), таблицей, определение понятия «назывное предложение».

Теоретическая часть: слово учителя, аналитическая беседа с уч-ся.

Основное значение назывных предложений

Спорные вопросы

В назывных предложениях выражается существование предмета в настоящем времени.

Зима! Сосна. Две березки. Степь и дали.

Показателем времени является факт отсутствия глагола.

Главный член не содержит указания на лицо; может иметь структурные варианты:

Сосна! Две березки! (непосредственность, эмоциональность восприятия)

Главный член может быть распространен второстепенным.

Такая лунность.

От распространенного назывного предложения нужно отличать двусоставное с нулевой формой связки быть (сказуемое обычно стоит после подлежащего):

Воздух прозрачный и синий.















Предложения типа:

В доме тишина. Сегодня экзамен не всегда считают назывными.

Некоторые ученые называют их неполными двусоставными, так как в них присутствуют обстоятельства.

Физкультминутка

  1. Закрепление учебно-языковых умений и навыков

  1. Упр. 205. Объясните написание выделенных слов.

  2. Упр. 207 (по вариантам: 1 – 1,2,3; 2 – 4,5,6). В каких жанрах речи особенно широко употребляются назывные предложения? Какие особенности назывных предложений позволяют активно использовать их в разных жанрах?

  3. Дифференцированное задание. Упр. 206, 208 – средний уровень, 209 – высокий уровень.

  4. Работа в группах.

Учитель. А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художника слова и, используя назывные предложения, написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (4–5 предл.).

1 группа– лирическая зарисовка:

  • «Волшебница-зима»,

  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе»,

  • «День чудесный!».

2 группа – репортаж с новогоднего вечера.

3 группа – юмористический репортаж с большой перемены.

В качестве напутствия и для вдохновения прочту вам стихотворение О. Молоткова «Человеческая комедия» – инженерный вариант.

Мама, сказка, каша, кошка,

Книжка, яркая обложка,

Буратино, Карабас,

Ранец, школа, первый класс,

Грязь в тетради, тройка, двойка,

Папа, крик, головомойка,

Лето, труд, река, солома,

Осень, сбор металлолома.

Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом,

Гоголь и Наполеон,

Менделеев, Герострат,

Бал прощальный, аттестат,

Институт, экзамен, нервы,

Конкурс, лекции, курс первый,

Тренировки, семинары,

Песни, танцы, тары-бары,

Прочность знаний, чёт-нечёт,

Радость, сессия, зачёт,

Стройотряд, жара, работа,

Культпоход, газета, фото,

Общежитье, взятка-мизер,

Кинотеатр, телевизор,

Карандаш, лопата, лом,

Пятый курс, проект, диплом,

Отпуск, море, пароход,

По Кавказу турпоход,

Кульман, шеф, конец квартала,

Цех, участок, план по валу,

ЖСК, жена, квартира,

Тёща, юмор и сатира,

Детский сад, велосипед,

Карты, шахматы, сосед,

Сердце, печень, лишний вес,

Возраст, пенсия, собес,

Юбилей, часы-награда,

Речи, памятник, ограда.

- Обсуждение работ учащихся

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок

-Какие предложения называются назывными?

- В чем их особенность?

- Какими частями речи обычно выражен главный член назывных предложений?

- Какую роль играют назывные предложения в художественных текстах?

- К концу урока выполнены ли те задачи, которые были поставлены в начале нашего урока? (ответы учащихся) Рефлексия.

  1. Домашнее задание

§30, упр. 207 (задания 3,4)


























Рефлексия урока

  • Мне больше всего удалось…

  • За что я могу себя похвалить?

  • За что я могу похвалить одноклассников?

  • Что приобрел?

  • Что меня удивило?

  • Для меня было открытием то, что…

  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?


Лист самооценки учени__


Виды

работ на уроке

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая отметка

за урок

Орфографическая разминка

Количество ошибок -



Тест «Односоставные предложения»

Количество ошибок -



Задания по теме «Односоставные предложения

Количество ошибок -



Упр. 205

+

-



Упр. 207

+

-



Упр. 206, 208, 209

(по выбору)

+

-



Работа в группе по составлению текста

Мое участие -











  1. Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.

1.Найдите определенно – личное предложение.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)

Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)

Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)

Д. По ниве прохожу я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)

2. Найдите неопределенно – личное предложение.

А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)

Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)

В. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.)

Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)

Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)

3.Найдите безличное предложение

А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)

Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)

Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)

Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)







  1. Задания классу

1 вариант. Переписать предложения, назвать вид односоставных, расставить пропущенные знаки препинания.

1. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов.) 2. Весенней полночью бреду домой усталый (К. Фофанов). 3. На пустой желудок так плохо спится в бесконечные зимние ночи (М. Горький.).4. По трем мишеням из трех винтовок не стреляют а преимущественно мажут (К. Паустовский.). 5. На пожар таких, как я, с бочками не посылают.


2 вариант. Проанализировать предложения, ответы записать в таблицу.

1. Не спится, няня, здесь так душно (А. Пушкин). 2. Как проживешь, так и прослывешь. 3.Приветствую тебя, пустынный уголок…(А. Пушкин). 4. На земле живут лишь раз (С. Есенин). 5.На палубе успокоились (А. Толстой). 6. Отвезешь обратно на пристань (К. Паустовский). 7. Один раз пришлось спуститься глубоко вниз на круглую поляну . 8. Хозяев уже не было (Л.Толстой.).

Порядковый номер предложения

Тип односоставного предложения

Способ выражения главного члена




Инфинитив, возвратная форма

Форма определенно-личного глагола (2л. ед.ч.)




Форма 1 лица ед.ч.

Форма 3 лица мн.ч.




Форма мн.ч. пр.вр.

Форма 2 лица ед.ч пов.накл.



 

Инфинитив+ впомог.гл.

Безл. форма личного глагола


Эталон выполнения задания 2:

1 вариант. Переписать предложения, назвать вид односоставных, расставить пропущенные знаки препинания.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (безличное) 2. Весенней полночью бреду домой усталый (определенно-личное). 3. На пустой желудок так плохо спится в бесконечные зимние ночи (безличное).4. По трем мишеням из трех винтовок не стреляют, а преимущественно мажут (неопределенно-личные). 5. На пожар таких, как я, с бочками не посылают (неопределенно-личные).

2 вариант.

Порядковый номер предложения

Тип односоставного предложения

Способ выражения главного члена

1.

2.

Безличное

Определенно-личное

Инфинитив, возвратная форма

Форма определенно-личного глагола (2л. ед.ч.)

3.

4.

Определенно-личное

Неопределенно-личное

Форма 1 лица ед.ч.

Форма 3 лица мн.ч.

5.

6.

Неопределенно-личное

Определенно-личное

Форма мн.ч. пр.вр.

Форма 2 лица ед.ч пов.накл.

7.

8.

Безличное

Безличное

 

Инфинитив+ впомог.гл.

Безл. форма личного глагола



11