СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизводные и производные предлоги

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непроизводные и производные предлоги

Просмотр содержимого документа
«Непроизводные и производные предлоги»

Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги»

Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Урок открытых мыслей

Форма организации учебной деятельности: Комбинированная, групповая, парная,индивидуальная.

Формируемые на уроке компетенции:

  • Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  • Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

  • Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  • Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Предметные:Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.

Развитие УУД:

  • Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

  • Коммуникативные УУД:точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

  • Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

  • Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

         Необходимые ресурсы и оборудование:

компьютер, проектор, экран

ХОД УРОКА

Организационный момент

1 слайд - Ребята, сегодня я хочу с Вами поздороваться необычным способом, я попрошу Вас соединить ладони друг с другом. Не стесняйтесь, соедините друг с другом, повернитесь к соседу и с ним тоже соедините ладони. Улыбнитесь друг другу и посмотрите, как в классе стало светлее и теплее от ваших улыбок.

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что сегодня у нас не совсем обычный урок, у нас присутствует много гостей, но мы с Вами, несмотря на это, будем работать в обычном режиме.

Спасибо большое. Садитесь. Я уверена, что наше сотрудничество с Вами на уроке будет плодотворным и надеюсь на совместную работу. Договорились?

1.Мотивация к учебной деятельности.

2 слайд - А начнём мы наш урок с эпиграфа:

Ральф Эмерсон сказал: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»

Внимательно  посмотрите друг на друга и ответьте на вопрос.

-Почему именно эта цитата была взята к сегодняшнему уроку? (потому что совместно работать легче, каждый может высказать свое мнение и сделать вывод).

Скажите, а работа и совместный труд может пригодиться в жизни? Где?  (в коллективе, на работе). Хорошо!Молодцы!!!

3 слайд --Ребята! Посмотрите пожалуйста внимательно на слайд и меня интересует слово ИНФОРМАЦИЯ, я думаю оно Вам знакомо.

-Давайте сразу представим какие ассоциации с этим словом рождаются? (телевизор, интернет, газета, книга).

-А что или кто может стать источником информации? (человек,учитель, друзья).

 -Скажите мне ответ на такой вопрос! А вы с какой целью ходите в школу? (получать знания, учиться). Молодцы! Отлично!

- А давайте проверим?Есть у вас какие-то знания или нет?

Но прежде чем задать вопросы обратим внимание на информационную карту, в которой мы будем работать в течение урока. Давайте начнём её заполнять. В первый столбик мы будем записывать ту информацию, которую вы уже знаете.

Известная информация

Новая информация

*Я знаю, что предлог- это служебная часть речи

*Я знаю, что предлог не является членом предложения, но входит в его состав

*Я знаю, что предлоги не отвечают на вопрос


- Ну что, проверим ваши знания?

-Я знаю,что предлог – это..... часть речи (служебная)

-Я знаю, что предлог не является....(членом предложения, но входит в его состав)

Я знаю, что предлоги ... (не отвечают на вопрос)

- Молодцы!))))

- Слушайте, вы много уже знаете в 7 классе, а в дополнение я хочу вам для общего сведения рассказать интересные сведения о предлоге, небольшую лингвистическую справку:

             Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Ребята! Вы какой язык учите?
4 слайд - Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения.   (на экран)

 

For whom have you sent?                    (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for?             (Послали за доктором.)


Мы вспомнили, что мы знаем о предлоге. Молодцы!

- Но у нас сегодня урок открытия новых знаний.

Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и с пользой. Запишите пожалуйста сегодняшнее число. Классная работа.

  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-Скажите? А всегда ли информация, которую вы получаете становится знанием? (нет)

-А когда она не становится? (когда она не интересна..., когда не нужна и т.д)

-А что нужно для того, чтобы информация была знанием (чтобы она как-то помогала в жизни...., чтобы в будуще мы могли ее применить)

-А надо что-то делать для этого? (Да...)

- Оказывается, чтобы знание каким-то образом уложилось у нас в голове надо Что делать?(учиться, трудиться, действовать!)

-Согласны? Ну тогда поехали!
У вас на столе есть рабочая карта к уроку, обратимся к заданию №1. Прочитайте текст. Я даю Вам немного времени для прочтения. А сейчас зачитаем? (спросить кого-то, чтобы зачитали)

1) Ранней весной так непостоянно в природе, что радоваться можно только мгновениям. 2) Грязь, ветер, стужа и дождь, но есть такие мгновения, каких не бывает во всем году.

3) Капли дождя пробираются с ветвей на ствол, укрупняются, перескакивают на изгибах ствола и часто гаснут в густых светло-зеленых лишайниках, одевающих ствол. 4) В самом низу дерево изогнуто, и капли с лишайников спускаются прямой линией вниз, в спокойную лужу с пузырями.

5) В течение суток под гул потока и музыку звонких капель собираются родственные звуки приближающейся весны.

- Назовите предложение, выражающее основную мысль текста. (Первое- Ранней весной так непостоянно в природе, что радоваться можно только мгновениям.).

- А ведущим типом речи является что? ... (Повествование).

-Какое незнакомое слово со стороны лексического значения встретилось в 4 предложении? (Лишайники).

-Все ли знают значение этого слова? (Лишайник - маленькое моховидное растение из класса лишайников).

Слушайте задание: Выпишите из текста все предлоги. (жду, пока выписывают) .

-Готово, давайте проверим, так ли у Вас получилось.

Вывожу на экран. Так ли у Вас получилось(в, во, с, на, в течение).

- У всех так или у кого-то не так? Молодцы!

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

-Укажите из выписанных вами предлогов такой предлог, который отличается от остальных предлогов? (Можно выделить предлог в течение, он образован от существительного.  Он тоже является предлогом.)

4. Построение проекта выхода из затруднения:
− Что нам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога.)
− На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.)
− Что обозначает? (Ничего не обозначает.)
− Каким членом предложения является? (Не является членом предложения.)
− Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная.)

− Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог.)
− Как он образован? (Из существительного, т.е. из самостоятельной части речи.)
− Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный.)
− А остальные предлоги в этом предложении тоже производные? (Нет.)
−Значит, как мы сегодня сформулируем нашу тема урока? Что мы будем изучать? (Производные и непроизводные предлоги.)
6 слайд Молодцы! Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. Запишем тему урока:«Производные и непроизводные предлоги».

А как вы понимаете термин производный? Давайте откроем толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим значение этого слова. (ученик смотрит в словаре это слово)

Производный–Образованный от другого, проистекший из чего-то другого.

Пришло время обозначить наши цели урока.

А , ребята,  Какие же мы цели урока поставим к нашему сегодняшнему уроку?(научиться отличать производные и непроизводные предлоги, знать о признаках непроизводных и производных предлогов, учиться различать производные предлоги от самостоятельных частей речи.)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

А давайте вернемся к началу урока и вспомним, откуда мы можем взять информацию по сегодняшней теме? (учебник).

(откройте стр. 139, параграф 54)

И зачитайте пожалуйста информацию по производным предлогам? (спросить ученика)

-спасибо! А какую информацию мы можем извлечь из этого правила?(они образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные) - Молодец!

А кто зачитает информацию о непроизводных предлогахА тут какую информацию извлечём? (это предлоги, которые не образованы от самостоятельных частей речи).

МОЛОДЦЫ!

2 задание.. Сейчас мы попробуем приступить к выполнению задания №2 и попробовать выделить в предложениях производные предлоги и сказать, от какой части речи они образованы. (работают на листочках)

1) В течение недели мы подготовили материалы для доклада.

2) Вопреки предсказаниям погода была хорошая.

3) Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.

Ответ: В первом предложении предлог в течение образован из сочетания существительного течение и предлога в.

Во втором предложении предлог вопреки образован от наречия вопреки.

В третьем предложении предлог благодаря образован от деепричастия благодаря.

Обобщите наши наблюдения по производным предлогам. Как образуются производные предлоги? (они образуются при помощи перехода из самостоятельных частей речи в служебные)

Какие самостоятельные части речи могут переходить в предлоги? (существ., наречие и деепричастие).

Ребята,! Снова вернемся к информационной карте и  заполним уже второй столбик – новая информация.

Запишите в таблицу новую информация (производные предлоги-они образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные; Устали? Давайте немного отдохнём!

Физминутка. Поиграем в игру в «Предлоги и слова-предметы». Если я произнесу слово-предмет, то вы поднимаете руки вверх, если предлог-руки в стороны.

Солнце, на, ветер, под, благодаря, кошка, вопреки, ученики, без, книга, по, над, школа, для, класс, в течение

МОЛОДЦЫ!

САДИТЕСЬ!

Отдохнули и снова за работу!

А теперь перейдем ко второй группе предлогов. Вспомните, как они называются? (правильно-Непроизводные). 
Обратимся снова к учебнику, стр. 141, упр.342

Вставить предлог ОТ или ДЛЯ. (работа возле доски-по одному выходят, остальные работают в тетрадях (написать на доске)

Лосьон для защиты от укусов комаров.

Состав для выведения пятен

Жидкость для растяжки обуви

Таблетки от кашля

Крем для чистки обуви

Ребята,! Снова вернемся к информационной карте и  заполним второй столбик – новая информация, но по информации непроизводных предлогов. (Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи)


Задание 3. Включение в систему знаний. (если время будет)

Приступим к заданию №3 на рабочей карте, поработаем в паре.

 -Что Вам надо сделать?(Выписать словосочетания с непроизводными предлогами и производными предлогами. (один-выписывает производные, другой ученик – непроизводные)

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавить к двум, прочитать в течение дня.

Проверка: (устно)         непроизводные                            производные

Переходит через улицу,

задержка ввиду ремонта

подписывает на конверте,

дом вблизи реки

отступает от темы,

бежать впереди всех

разделить на пять,

приехать спустя неделю

вдумается в смысл,

разговор насчёт отпуска

прибавить к двум,

прочитать в течение дня







Рассмотрим в учебнике таблицу на стр.140  (в синей табличке)
− Какие это предлоги? (производные).

-В каком падеже они только употребляются? (в Дат.Пад.)

Ребята, а вы знаете, что такие производные предлоги как:   ввиду, насчет, вследствие, согласно, вопреки и другие чаще всего употребляются в деловых текстах. Поэтому в обыденной и художественной речи они бывают иногда неуместны. Так что будьте внимательны. Они только употребляются в официально-деловом стиле.

Допишите в информационную карту эту информацию (выпишите предлоги с таблички: ввиду, насчет, вследствие …употребляются в Д. п. и в официально-деловом стиле). МОЛОДЦЫ!!!!


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? (научиться отличать производные и непроизводные предлоги, знать о признаках непроизводных и производных предлогах, учиться различать производные предлоги от самостоятельных частей речи).

Молодцы!

Удалось ли нам её достичь? Давайте посмотрим нашу информационную карту, она нам поможет(прочитайте по очереди информацию). МОЛОДЦЫ!

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

А теперь, в завершении нашей плодотворной совместной работы (как у нас было сказано в эпиграфе), каждый из Вас выберет то утверждение, которое соответствует вашим знаниям, полученным на уроке. Посмотрите на экран.

7 слайд - А: Все понял, все умею, смогу объяснить другому.
Б: Все понял, все умею, но другому объяснить не смогу.
В: Мне надо еще все повторить, чтобы знать и уметь.
МОЛОДЦЫ! Я довольна вами.! Урок получился! Цель достигнута!


- А дома вам нужно закрепить знания. Тогда запишем домашнее задание:

8 слайд - Творческое домашнее задание.

Сочинить сказку «Жили-были производные и непроизводные предлоги…».

9 слайд - До свидания! До скорых встреч!