20
Урок взаимообучения учащихся. 7 класс.
Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.
Задачи:
Образовательные: На примере пресноводного полипа гидры детально изучить строение кишечнополостных. Выявить отличия многоклеточных животных от одноклеточных.
Развивающие: Учить учащихся устанавливать связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом. Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации,
Воспитательные: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к своему предмету. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
1. Таблицы «Тип Кишечнополостные», «Морское дно».
2. Рисунки различных клеток гидры.
3. Таблички с новыми терминами.
4. Магниты и магнитная доска.
5. Картинки с изображениями различных видов гидр, актиний, медуз и коралловых полипов.
6. Влажные препараты актинии и кораллового полипа.
7. Мультимедийный проектор.
8. Презентация на тему «Тип Кишечнополостные».
Ход урока:
Перед уроком столы расставлены в 3 круга. На столах – таблички с надписями «Кафедра систематики», «Кафедра анатомии», «Кафедра физиологии».
На предыдущем уроке учащиеся разделены на 3 группы примерно одинакового уровня и получили домашнее задание: с помощью учебника и дополнительной литературы подготовить один из вопросов:
1. Систематическое положение гидры.
2. Строение гидры.
3. Функции клеток гидры.
Урок начинается с вводного слова учителя:
Сегодня мы присутствуем на заседании ученого совета НИИ Многоклеточных животных. Директор института – (представляется один из учащихся класса). Секретарь – (представляется секретарь). На заседании присутствуют представители кафедр систематики, анатомии и физиологии многоклеточных животных. На кафедрах этого института в последнее время проведена большая работа по изучению животных типа Кишечнополостные. Но, поскольку исследования по отдельным вопросам проводились на разных кафедрах, все эти данные носят разрозненный характер. Сегодня в результате совместной работы мы должны сопоставить все имеющиеся в настоящее время сведения об этом типе животных и ответить на несколько очень важных вопросов:
1. Что объединяет кишечнополостных животных в один тип?
2. Какая существует связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом?
3. Чем отличаются многоклеточные животные от одноклеточных?
Итак, первый вопрос мы задаем директору НИИ:
- Почему именно типу Кишечнополостных институт уделяет в последнее время много внимания? (говорит директор НИИ)
Вопросы кафедре систематики:
- К какому подцарству животных относится тип Кишечнополостные и почему?
- Какие животные объединяются в тип Кишечнополостные? Каковы их общие признаки?
(Рассказы представителей кафедры систематики. Демонстрация слайдов и таблицы по теме «Морское дно», влажных препаратов актинии и кораллового полипа, слайдов с изображением различных видов гидр, актиний, медуз и полипов).
- На какие классы делится тип Кишечнополостных?
(класс Гидроидные – медузы и полипы, класс Коралловые – одиночные и колониальные формы).
Для более подробного знакомства с типом остановимся на одном из его характерных представителей – пресноводной гидре.
(Демонстрация таблицы «Тип Кишечнополостные». Презентация.)
Запишем систематическое положение гидры: (на доске пишет секретарь, учащиеся записывают в тетради)
Царство – Животные
п/ц – Многоклеточные животные
тип – Кишечнополостные
класс – Гидроидные
род – гидра
вид – пресноводная гидра
- Какие особенности строения имеет это животное?
1. Внешнее строение
2. Внутреннее строение
По ходу рассказа представителей кафедры анатомии идет демонстрация таблицы «Тип Кишечнополостные», презентации на тему «Тип Кишечнополостные», картинок с изображением различных типов клеток гидры, табличек с новыми терминами. Секретарь по ходу рассказа записывает на доске в рубрике «Запомни» новые термины, учащиеся записывают их в тетради.
Картинки различных типов клеток, изображенных крупным планом, прикрепляются к магнитной доске.
Вопросы кафедре физиологии:
1. Какие функции выполняют названные группы клеток гидры?
2. Как связаны функции, выполняемые различными клетками гидры, с их строением?
По ходу рассказа физиологов демонстрируется таблица «Тип Кишечнополостные», презентация, табличка с новым термином «Рефлекс».
Учащиеся записывают в тетради определение (дается учителем под диктовку):
Рефлекс – это ответная реакция организма на действие раздражителей при помощи нервной системы.
- Какая еще защитная реакция есть у гидры, кроме рефлекса?
(Учащиеся дают ответ. Демонстрируется презентация, рисунок стрекательной клетки, таблица).
- В чем состоят особенности внутреннего строения гидры?
(Отвечает кафедра анатомии)
- Какую роль играют пищеварительные и железистые клетки?
(Рассказывает кафедра физиологии)
У меня к вам еще один интересный вопрос: мне известно, что на кафедре физиологии проводился занимательный эксперимент: если гидру измельчить даже на 200 частей, из каждой вырастет новый организм.
– Как вы объясните результаты этого эксперимента? (отвечают физиологи)
В рубрике «Запомни» секретарь записывает новые термины, остальные – в тетради:
Учащиеся под диктовку учителя записывают в тетради определение:
Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.
А теперь нам осталось ответить на последний вопрос:
- Чем отличаются клетки одноклеточных животных от клеток многоклеточных животных? (отвечают систематики)
Итак, к каким же выводам мы пришли в результате нашей работы?
Учащиеся сначала самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в начале урока (записанные на доске), а затем зачитывают эти выводы в учебнике. (Идет закрепление материала урока).
Проверка качества усвоения материала урока:
Учащимся предлагается проверочная работа на 5 минут в виде тестов на выбор правильного ответа. В тестах дано 5 вопросов, включающих основной материал урока. Работа выполнятся на листочках.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок:
Одному из сильных учащихся класса было поручено в течение урока фиксировать на листочке количество и качество ответов каждого из учащихся класса.
Итоговая оценка за урок выставляется с учетом работы в течение всего урока и заключительной тестовой проверки.
Оценки объявляются всем учащимся, в журнал выставляются только положительные (с учетом желания каждого учащегося).
Дается возможность доучить материал дома при выполнении домашнего задания и получить более высокую оценку на следующем уроке).
Домашнее задание:
Всем – выучить тему «Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра».
По желанию – подготовить сообщение и презентацию о кишечнополостных животных.
Урок «Командная борьба». 8 класс.
Тема: Организм – единое целое
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию понятия о функционировании организма как единого целого, о способах регуляции функций организма.
Развивающие: Содействовать развитию умения работать в группе, отбирать и систематизировать материал по заданной теме; развивать познавательный интерес школьников.
Воспитательные: Воспитывать чувства коллективизма, ответственности, стремление не подвести одноклассников.
Оборудование: 1. Таблицы по курсу биологии 8 класса: Нервная система;
Эндокринная система.
2. Мультимедийный проектор.
3. Презентация.
4. Таблички с названиями команд.
Методика проведения урока:
Для проведения урока класс делится на команды, и избираются капитаны. Оптимальный состав команды – 4-5 человек (вместе с капитаном). Капитан по жребию набирает себе команды, по очереди вытаскивая жетончики с фамилиями учащихся класса. При таком распределении число сильных, средних и слабых участников в командах примерно одинаково.
Столы в классе сдвигаются так, чтобы вокруг них могла сидеть одна команда. За каждой командой закрепляется определенный номер (или название).
Данный урок – урок изучения нового материала, форма работы – групповая.
Учитель формирует задачу урока, объявляет вопросы (они демонстрируются на слайде) и число баллов за ответы на вопросы, за возражения и дополнения, которые могут возникнуть в ходе ответов на вопросы, и число баллов за итоговую работу в конце урока.
Далее учащиеся работают в группах над решением поставленной задачи: учащиеся ищут в учебнике ответы на вопросы.
Затем начинается «командная борьба»: капитан команды, решившей ответить на вопрос, объявляет об этом. Для изложения ответа учитель вправе назвать любого члена команды, и если тот не в состоянии это сделать, считается, что команда ответом не владеет, команда не получает баллы.
Если же команда дала ответ на вопрос, то любая другая команда имеет право выступить с возражением или дополнением. Причем, для формулировки этих возражений или дополнений учитель вправе назвать любого члена этой команды. Если он не в состоянии это сделать, то считается, что команда не имеет возражений или дополнений. В случае принятия возражений или дополнений они оцениваются определенным количеством баллов.
В конце урока все команды оформляют итог своей работы в виде выводов по данной теме и получают за это определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.
Ход урока:
Сообщение темы и цели урока.
Объявляются правила игры.
Выбираются капитаны команд.
Определяются команды (жеребьевкой) и рассаживаются за свои столы, им выдаются номера или названия команд (на табличках).
Объявляются вопросы и баллы за каждый вопрос (вопросы демонстрируются на слайде):
Чем обеспечивается согласованная работа клеток, тканей, органов и их систем?
Какие вещества называются биологически активными, каково их действие?
В чем различие желез внешней и внутренней секреции?
Что такое гормоны и какова их роль в регуляции функций организма?
Как осуществляется нервная регуляция функций организма?
В чем заключается саморегуляция всех функций организма и постоянства внутренней среды?
Докажите, что организм человека – единое целое.
Команды с помощью учебников ищут ответы на вопросы, работают в группах.
«Командная борьба» - команды отвечают на вопросы.
Итог работы: команды оформляют выводы по данной теме (для этой работы выделяется время – 5 минут).
Зачитываются выводы. За четкий и правильный, полный вывод команды получают 5 баллов.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Урок – лекция. 9 класс.
Тема: Генотип как целостная система
Задачи:
1. Образовательные: Подвести итог изучения форм сложного наследования признаков. Показать, что в основе эволюции лежат результаты взаимодействия, перекомбинации и мутации генов. Способствовать формированию знаний о генотипе как целостной системе.
2. Развивающие: Развивать умения обобщать и классифицировать формы наследования, формулировать выводы.
3. Воспитательные: Содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира, показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии.
Оборудование: 1. Таблицы «Законы Менделя».
2. Презентация: слайды с изображением свеклы столовой и свеклы сахарной, белого кролика с красными глазами (или любого другого животного-альбиноса), разных сортов георгинов, водосбора обыкновенного.
3. Магнитные модели кроликов и магнитная доска.
4. Выставка литературы «Генетика».
Эпиграф (слайд 1):
«Вопросы генетической наследственности в те времена еще не мучили наши умы и не мешали спать по ночам, ибо гены еще были зловещим бредом мировой буржуазии».
В. Конецкий. В сугубо внутренних водах.
Ход урока:
Учитель зачитывает эпиграф и делает вступительное слово:
Во времена Ч.Дарвина биологи-теоретики были убеждены, что родительские начала сливаются в потомстве необратимо, как сливаются необратимо две по-разному окрашенные жидкости. В результате получается нечто среднее, из которого в будущих поколениях ничто из родительских начал вновь проявиться не может.
Первым в этом засомневался брюннский монах – помощник учителя по физике и природоведению, Грегор Мендель, начав свои опыты по гибридизации гороха.
Менее 40 лет назад ученый мир разделился на два непримиримых лагеря. В одном (лагере Морганистов-Менделистов) сосредоточились сторонники хромосомной, генной теории наследственности, в другом – ее противники, отрицающие не только значение генов в механизме наследственности, но и их существование вообще.
И только около 20 лет назад хромосомная теория победила. И теперь у нас уже не вызывает сомнений, что материальным носителем наследственной информации служит ген, а все гены организма образуют его генотип.
Сегодня наша лекция будет посвящена генотипу.
(Учитель сообщает учащимся тему лекции и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадях тему и план лекции) (слайд 2).
План лекции
Формы наследования признаков.
Взаимодействие генов.
Множественное действие генов.
Генотип как целостная система.
Давайте вернемся еще раз к опытам Менделя.
С каким наследованием признаков он столкнулся в своих работах? (С самым простым)
Чем определяется один признак гороха? (Одним геном)
Где располагался каждый из этих генов? (В отдельной хромосоме)
Это можно записать так (учитель демонстрирует слайд 3, учащиеся записывают в тетрадях):
Один признак один ген одна хромосома
(Мендель. Простое наследование).
Часто ли встречается такая форма наследования в природе? (Нет)
Почему? (В хромосомах много генов)
В связи с этим, с какой формой наследования мы с вами еще встречались и кем она открыта? (Сцепленное наследование, Морган)
В чем сущность такого наследования? (Гены, локализованные в одной хромосоме, находятся в сцепленном состоянии и часто передаются вместе).
Запишем это в виде схемы (слайд 4):
Много признаков много генов одна хромосома
(Сцепленное наследование. Морган).
Но в природе существуют еще более сложные формы наследования. В этом ученые убедились в результате множества проведенных опытов.
Продемонстрируем результаты одного из них.
(С помощью магнитной доски и магнитных моделей кроликов учитель изображает схему гибридного скрещивания и новообразования при скрещивании кроликов).
Рассматриваем фенотипы кроликов: Р, F1 и F2 (объяснение учителя).
Появление в F2 черных кроликов называется новообразованием при скрещивании.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим цитологические основы такого скрещивания:
Генетический анализ показывает, что окраска шерсти у кроликов определяется в данном случае двумя парами аллельных генов:
С-с – основной ген окраски, отвечающий за наличие пигмента в шерсти;
А-а – ген, воздействующий на распределение пигмента по длине шерсти. «А» вызывает неравномерное распределение пигмента по длине шерсти.
(Учащиеся определяют генотипы кроликов и объясняют появление различных фенотипов в F2).
Явление взаимодействия неаллельных генов распространено очень широко.
Примеры:
Примером взаимодействия генов может быть окраска кожи у негра и белого человека. Генотип негра обусловлен наличием двух пар доминантных генов неполного доминирования ААВВ, белого – рецессивными генами аавв. F1 от брака негра и белого имеет генотип АаВв – это мулаты. Брак двух мулатов дает в потомстве все переходы от типичного негра до белого человека (от ААВВ до аавв). Степень смуглости кожи зависит от числа доминантных генов в зиготе.
Рост человека зависит от десяти или более пар генов. Низкий рост доминирует над высоким и, следовательно, чем больше доминантных генов в генотипе, тем ниже человек.
На этих примерах мы убедились, что один признак может находиться под контролем не одного, а многих генов.
Новообразования при скрещивании – результат взаимодействия генов.
Запишем в тетрадях схему такого скрещивания (слайд 5):
Один признак много генов много хромосом
(Взаимодействие генов).
В природе имеет место и еще одно интересное явление.
(Учитель рассказывает о множественном действии гена, показывает картинки с примерами).
Примеры:
Белые кролики, мыши, нутрии, козы, кошки – нет пигмента, это результат действия рецессивного гена, исключающего выработку пигмента меланина.
Свекла сахарная и столовая.
Водосбор
Мушка дрозофила.
Обобщая эти примеры, можно сделать запись (слайд 6):
Признак А
IV. Признак В один ген одна хромосома
Признак С
(Множественное действие генов)
Схемы II, III и IV объединяем фигурной скобкой и подписываем «современная генетика».
Итак, кроме основного, наиболее простого типа наследования, открытого Менделем, вы теперь знакомы с тремя, более сложными типами наследования, известными современной науке.
Назовите их. (Сцепленное наследование, взаимодействие генов, множественное действие генов)
Какие выводы вы можете сделать по новым для вас формам наследования?
(Запись в тетради, слайд 7):
Большинство признаков организма зависит не от одной, а от нескольких пар генов.
В результате взаимодействия неаллельных генов возникают новообразования.
Один ген может влиять на развитие нескольких признаков.
Ну а теперь, используя все ваши знания о генах, генотипе и формах наследования, давайте сделаем общий вывод о генотипе как целостной системе.
(Учащиеся делают вывод. Записывают его в тетрадях. Слайд 8).
Вывод:
Генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующихся частиц – генов.
Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов, а каждый ген обладает множественным действием.
Генотип организма связан с определенными компонентами клетки, с ее хромосомным аппаратом, с ДНК.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: Составить и решить две генетические задачи на разные формы наследования признаков.
Урок «Где? Какое? Как?». 11 класс.
(Урок-игра с элементами разноуровневого подхода).
Тема: Обобщение знаний по теме «Основы учения о биосфере».
Задачи:
Обучающая: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Основы учения о биосфере».
Развивающая: продолжить развитие умений логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной форме, настраивать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Оборудование: 1. Таблицы «Биосфера», «Географические оболочки Земли»;
2. Игровой стол (составлены вместе два ученических стола);
3. Юла со стрелкой;
4. Конверты с вопросами (приложение 1).
Ход урока:
Класс делится на 2 команды: «Знатоки» и «Болельщики».
Команда «Знатоков» рассаживается за игровым столом, без учебников. Команда «Болельщиков» рассаживается на один ряд. «Знатоки» сильнее «Болельщиков», которые сидят за партами с раскрытыми учебниками. Перед каждым игроком за игровым столом лежит конверт с вопросами по теме (3 вопроса, за первый из которых команда может получить 1-2 балла, за второй и третий – от 1 до 3 баллов). Капитан заводит юлу со стрелкой. На ком остановилась стрелка, тот берет из конверта листочек с вопросами и сразу отвечает, применяя, если надо, наглядность. Его ответ при необходимости дополняет болельщик. Оба получают оценки. Выигрывает та команда, у которой больше баллов.
Приложение 1
Вопросы
Конверт № 1.
Какое влияние оказывает деятельность человека на биомассу Земли? – 2 балла.
Назовите и охарактеризуйте биогеохимические функции живого вещества в круговороте веществ. – 3 балла.
Какие факторы внешней среды (кроме действия ультрафиолетовых лучей и температуры) могут оказывать ограничивающее влияние на распространение живых организмов по нашей планете? – 3 балла.
Конверт № 2.
Чем определяются границы биосферы? – 2 балла.
Как происходит биогенная миграция атомов в атмосфере? – 3 балла.
Существует ли связь (и какая именно) между интенсивностью размножения представителей данного биологического вида и общей численностью его особей на планете? – 3 балла.
Конверт № 3.
Какое место среди сфер Земли занимает биосфера? – 2 балла.
Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы? – 3 балла.
Можно ли считать, что биомасса почвы определяется фотосинтетической активностью надземных частей зеленых растений? Почему? – 3 балла.
Конверт № 4.
Каковы основные свойства биомассы? – 2 балла.
Какие превращения энергии происходят в биосфере? – 3 балла.
Известно, что киты относятся к самой совершенной в эволюционном отношении группе позвоночных животных – классу млекопитающих. Однако почему-то именно киты оказались на грани исчезновения в связи с деятельностью человека. Как это можно объяснить? – 3 балла.