СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Корней Чуковский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление содержания всех прочитанных сказок Корнея Чуковского за учебный год.

 Познавательная -  Дальнейшее знакомство с биографией К Чуковского. Показать детям всю мудрость и красоту удивительного  мира сказок К. Чуковского.  В игровой форме закрепить содержание сказок. Обогащение словарного запаса. Приобщать к словесному искусству (словотворчество, попытки рифмовать слово)

 Развивающая - Развивать память и внимание, мышление и речь. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Развивать чувства юмора и воображения.

 Воспитывающая- Развивать веру в добро, любовь, дружбу. Развитие эмпатийной  способности-сопереживать,  сочувствовать; поддерживать заинтересованное отношение к чтению художественной  литературы.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Корней Чуковский"»

Конспект итогового НОД по ознакомлению детей с художественной литературой.

ДАТА: 17 мая 2016 год.

ГРУППА: Логопедическая подготовительная к школе «СОЛНЫШКО»

ТЕМА: «Спасибо, дедушка Корней…»

ЦЕЛЬ НОД: Вспомнить и закрепить содержание всех прочитанных сказок К Чуковского за учебный год

ЗАДАЧИ:

Познавательная - Дальнейшее знакомство с биографией К Чуковского. Показать детям всю мудрость и красоту удивительного мира сказок К. Чуковского. В игровой форме закрепить содержание сказок. Обогащение словарного запаса. Приобщать к словесному искусству (словотворчество, попытки рифмовать слово)

Развивающая - Развивать память и внимание, мышление и речь. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Развивать чувства юмора и воображения.

Воспитывающая- Развивать веру в добро, любовь, дружбу. Развитие эмпатийной способности-сопереживать, сочувствовать; поддерживать заинтересованное отношение к чтению художественной литературы.

Направление: НОД - Ознакомление с художественной литературой в интеграции с образовательными областями Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное творчество, Познание.

Материалы: Портрет К.Чуковского. Фотографии детей поэта, фотография Корнея Чуковского с Юрием Гагариным, фотографии Чуковского с детьми на усадьбе в Переделкино, фотография младшей дочки поэта Марии; таблица «дружных» слов; фишки, «мягкая пара» для звуко-буквенного анализа слов; набор букв, простые карандаши; картинки с «окошками»; рисунок «Чудо-дерево», предметные картинки для закрепления к «чудо-дереву».

Предварительная работа: Чтение произведений К. Чуковского; просмотр мультфильмов (домашнее задание); изготовление самодельных книжек - малюток с детьми; оформление выставки рисунков по сказкам К Чуковского; лепка сюжетных картин по сказкам К Чуковского по выбору детей пластилином на картоне; картина «Чудо – Дерево», нарисованные детьми башмачки к «Чудо – Дерево» (домашнее задание)

Организация занятия – Все рисунки, картины фотографии закреплены на доске вниз лицевой стороной. Полоски с написанными «дружными» словами лежат на столе вниз лицевой стороной, на каждого ребенка на столах по набору букв, простого карандаша и фишки для звуко – буквенного анализа слов.

Методы:

1. Словесные – беседа, объяснение, художественное слово.

2. Наглядные – наблюдение, показ иллюстраций

3. Практические – игровые упражнения, динамическая пауза,.

4. Игровые – игровая мотивация, загадки, словесные игры

ХОД НОД:

  1. Организационный момент

- Заполнение календаря погоды одним ребенком с комментариями (месяц, число, день недели, направление ветра, облачность, время года, температура)

-краткий обзор плана НОД

2. Повторение и закрепление содержания прочитанных сказок К Чуковского.

- Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

Дили-дили, дили - дили! Колокольчики будили(Дети произносят «динь- динь!.. на разной высоте в высоком регистре)

Всех жуков - (Произносят «ж-ж-ж.. на продолжительном выдохе)

Пауков - (Произносят «х-х..! на коротком энергичном выдохе)

И Веселых мотыльков – (Произносят легким, нежным звуком верх и вниз на гласную «у»)

Дили-дили, дили - дили! Колокольчики будили (Дети произносят «динь- динь!.. на разной высоте в высоком регистре)

Всех зайчат – (Произносят «бл-л-л на высоком регистре на длительном выдохе)

Всех ежат –(Произносят «ф…ф…» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой)

Всех ленивых медвежат – (Произносят «р-р-р..., пропевая ,восходящие трихорды)

И воробушек проснулся – (Произносят «чик-чирик! В разных регистрах)

Дили-дили, дили- дили! Колокольчики будили(Дети произносят «динь- динь!.. на разной высоте в высоком регистре)

Встали все, кого будили – (Кричат «УРА!» и поднимают руки)

- Ответы на вопросы по биографии К Чуковского и по прочитанным сказкам

Кто такой К И Чуковский? - Писатель, поэт, журналист, переводчик

Какие сказки мы прочитали и вы их знаете? – "Мойдодыр", "Тараканище, "Муха-цокотуха" ( под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" , "Федорино горе", "Телефон", "Айболит" ( под названием "Приключения Айболита"). «Чудо – Дерево», «Краденое солнце» и т д

Что в лесу всего виднее?

Дача дедушки Корнея

Кто в лесу всего древней?

Добрый дедушка Корней



Не одно поколение наших соотечественников называли Корнея Ивановича

Чуковского «дедушка Корней». И этот образ доброго дедушки, сказочника,

Окруженного счастливой детворой, прочно вошел в наше сознание.

Какой случай помог К Чуковскому стать детским писателем и как сочинил сказку «Крокодил»? –

М Горький попросил Чуковского написать поэму для детей. Чуковский очень переживал, поскольку он никогда раньше не делал этого. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися

Сколько детей было у поэта и как их звали? – Старшего сына звали Николай, старшую дочь Лидия, сын Борис и младшая доченька Мария.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что в сказке «Путаница» есть такие веселые милые слова: «Все зверята начали по своему разговаривать: Мурочку баюкают, милую мою!» Но мы испытываем невероятную грусть, печаль при этих словах? Почему?

Дети: Испытываем грусть потому, что любимая младшая доченька К Чуковского тяжело заболела туберкулезом и умерла. Сказку «Чудо – Дерево» писатель посвятил своей младшей дочери, Марии, которую любя называли Мурочкой. Читатель часто встречает это имя во многих стихотворениях. Это «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо – дерево», «Бутерброд», «Закаляка», «Путаница»

Какие праздники устраивал К Чуковский для детей? – В своем загородном доме Переделкино, Чуковский собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!"

3 Продолжение знакомства с биографией К Чуковского

Мама К Чуковского работала прачкой. Они жили очень бедно. Когда он учился в пятом классе, его исключили из гимназии из – за бедности. Но он самостоятельно изучил английский и французский языки. Стал образованным человеком. В дальнейшем он стал переводчиком , журналистом. Его биография – история удивительного человека, невероятного талантливого, доброго, искренного человека. Такие же удивительные, добрые и книги Чуковского, которых до сих пор любят и взрослые и дети. Один раз в загородный дом к К Чуковскому пришел Юрий Гагарин. И когда Чуковский протянул руку поздороваться с Гагариным, Юрий Гагарин поцеловал руку Чуковскому. Этим Гагарин выразил признательность, любовь к творчеству Чуковского (Показать фотографию Чуковского с Гагариным).

4 Вспомнить те рифмы, которые запомнились из прочитанных сказок.

Воспитатель: Дети, кто вспомнить те рифмы, которые запомнились вам из сказок.

Дети: (Называют слова пары по рифмам из сказок К Чуковского)

Старичок – паучок, уголок – поволок, кузнечик – человечек, комарик – фонарик, букашечки – милашечки – таракашечки и т п

5 «Звенящие» слова в сказках.

Воспитатель: Дети, слова в сказках Чуковского звенят, поют, танцуют. Скажите, пожалуйста, те места в сказках, где присутствуют, как мы говорим «звенящие» слова.

Дети: «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля» - (блюдца в сказке «Федорино горе»)

«Бу-бу-бу, бу-бу-бу…» - (самоварище в сказке «Федорино горе»)

«Скок-скок-скок… - за кусток» - (Муха-Цокотуха в сказке «Муха – Цокотуха»)

«И стаканы – дзынь – натыкаются...» ( стаканы в сказке «Федорино горе»)

«Прыг да прыг да чик – рик, чики – рики – чик – чирик!» ( Воробей в сказке «Тараканище»). «Бом! Бом, бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром…» (Музыканты в сказке «Муха – Цокотуха»

Воспитатель: Дети, я сегодня прочту вам еще одно коротенькое стихотворение «Свинки», а вы найдите «звенящие слова». Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки – туки – туки – ток!

Туки – туки – туки – ток!

И постукивают

И похрюкивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

Дети: Это – «Туки – туки – туки – ток! Туки – туки – туки – ток!»

«Хрюки – хрюки – хрюки! Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!»

Воспитатель: Молодцы, дети!

6. Радость в сказках К Чуковского. «Рады, рады, рады светлые березы, и на них от радости вырастают розы…»

Воспитатель: В сказках К Чуковского очень много радости. Добро, справедливость всегда побеждают. И вот эту победу герои сказок празднуют, радуются. А теперь, дети, вспомним радость в сказках. Как это происходит?

Дети: В сказке «Тараканище» вся звериная семья поздравляет удалого Воробья – победителя над тараканом. «То – то рада, то – то рада вся звериная семья…»; мыши платочками машут и пляшут. Бабочка потушила море в сказке «Путаница» «Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели…». В сказке «Муха – Цокотуха» мошкара веселится до утра на свадьбе Мухи и Комара – «Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара!..». В сказке «Краденое солнце» Медведь освобождает солнце из пасти Крокодила – « Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки…». В сказке «Федорино горе» вся посуда радуется, что Федора стала добрей, посуда чище – даже «А метла – то, метла – весела – заплясала, заиграла, замела…» и т п

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Отрывок из сказки «Краденое солнце»)

Воспитатель: Дети, мы вспомнили радующих зверят, насекомых, мальчиков и девочек! И сейчас мы тоже будем вместе с ними радоваться.

Вот обрадовались звери – (Дети прыгают и хлопают)

Засмеялись и запели – (Дети радуются, смеются и поют)

Ушками захлопали – (Ладошками изображают ушки к голове и прыгают)

Ножками затопали – (Ножками топают)

Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки – (Прыгают и хлопают)

Обнимают и целуют косолапого – (Обнимаются друг с другом три раза)

Ну, спасибо, тебе дедушка, за солнышко! – (Ладошки растопыривают и громко говорят «УРААА!»)

8. Сколько нас на празднике… (Посчитать сколько насекомых танцевало)

Воспитатель: А теперь, дети, посчитайте сколько насекомых плясало на именины Мухи – Цокотухи.

Пляшет МУХА с КОМАРОМ,

А за нею КЛОП

КОЗЯВОЧКА с ЧЕРВЯКОМ

БУКАШЕЧКА с МОТЫЛЬКОМ

И ЖУК рогатый.

МУЖИК богатый

С БАБОЧКОЙ пляшет

МУРАВЕЙ не жалеет лаптей

И ТАРАКАШЕЧКА усами шевелит. (Воспитатель слушает ответы всех желающих детей и выбирает правильный ответ. Все дети с воспитателем проверяют правильность ответа хором)

Дети: 12 насекомых.

Воспитатель: Число 12. Сколько в нем десятков и единиц?

Дети: Один десяток и две единицы.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы правильно решили трудную задачу!

9. Чтение и объяснение значение «дружных» слов.

Воспитатель: А теперь вспомним знакомые «дружные» слова. Какие слова подружились в одно слово? И объясним значение этих слов.

Дети: Слово «ПОДУШКА» от слов «ПОД» и «УШКО», «БОСОНОЖКИ» от слов «БОСЫЕ» и «НОЖКИ», «СКОРОГОВОРКА» от слов «СКОРО» и «ГОВОРИТ»

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы все вспомнили. И даже другие слова называли. Очень зорошо выполнили домашнее задание.

Воспитатель: Сегодня познакомимся с новыми словами. Правда, они не новые для вас. Вы с эти слова много раз слышали. Сейчас к доске выйдут шестеро детей. Прочтете эти слова и постарайтесь объяснить из каких двух слов состоит каждое слово. (По желанию дети выходят к доске и берут полоски с написанными словами наугад, так как полоски лежат на столе вниз с лицевой стороны.) Слова: «САМОВАР», «НОСОРОГ», «ТОЛСТОПЯТЫЕ», АЙБОЛИТ», «МОЙДОДЫР», СОРОКОНОЖКА». (Дети читают и объясняют. Участвуют все дети.)

Воспитатель: Дети, скажите, где вы встречали эти слова? Они вам знакомы?

Дети: Да, знакомы. Эти слова из сказок дедушки Корнея