II. Словарная работа | Проверить усвоение предыдущих знаний и умений | С: беседа Н: учебник П: работа в карточках для словарной работы | Словарная работа. - Проведём словарную работу. - У вас у каждого на партах лежат карточки с заданиями. - Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и разделите слова на слоги. к..мбайн* кор..дор* пон..дельник* пр..ветливо* м..лоток* ог..род м..роз п..джак кил..грамм лес..ница Проверка написания по словарю, взаимопроверка. - Поднимите руку, у кого 0 ошибок? 1? 2-3? | | Ф | Интерактивная доска, презентация, учебник, карточки для словарной работы | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками; - Анализировать, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
III. Сообщение темы. Целеполагание | Сообщить тему и поставить цель урока | С: беседа Н: показ слайда П: работа со слайдом | - Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в гости к известной части речи. - А догадаться, что это за часть речи, вам поможет загадка, отгадав её – вы получите ответ: Он всегда в работе, В напряжении и заботе, Пишет, моет, убирает, Шьет, рисует и читает. Варит, жарит, мастерит, Режет, пилит, говорит. Так его легко узнать, Лишь вопрос задать. На вопрос “Что делать?”- есть У него в ответе весть. Даже если отдыхает, Дело выполняет. - О чём мы сегодня будем говорить? - Правильно, сегодня мы продолжим узнавать новое и закреплять изученное по теме «Глагол». - Что такое глагол? - Какие постоянные и непостоянные признаки глагола вы знаете? - Повторим правописание глаголов: я начинаю фразу, а вы заканчиваете. Не с глаголами пишутся… раздельно В неопределённой форме глагола на конце пишется… мягкий знак Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, то мягкий знак… пишется Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, то мягкий знак… не пишется Правописание безударных личных окончаний глаголов зависит от… спряжения Окончание глаголов в прошедшем времени зависит от… рода существительного. - Мы с вами повторили окончания глаголов. - Как может звучать тема? - Прочитаем хором тему урока на с. 25. - Тема урока «О чём рассказывают глагольные окончания?». - Какова цель нашего урока? - Запишите число и классная работа. Сегодня 4 февраля. | - О глаголе. - Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? - П.п: НФГ, спряжение; Н.п: время, число, лицо (наст. и буд.вр.), род (пр.вр). Ответы детей. - Научиться определять форму глагола по его окончанию. | Ф | Интерактивная доска, презентация, учебник Слайд 1 | Контроль со стороны учителя | Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками; - Анализировать, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
IV. Повторение изученного материала | Создать условия для формирования навыка определения формы глагола по его окончанию. | С: беседа Н: учебник, ТПО П: работа в учебнике, работа в ТПО | Работа в учебнике. - Найдите упр. 373 и прочитайте его. - Прочитайте текст из 372 упр. - Найдите в тексте две формы одного глагола и назовите их вместе с теми местоимениями, с которыми их употребила учительница. - Задайте к каждой форме глагола вопрос. - Какие окончания в этих глаголах? - Как доказать, что это окончания? - Выпишите к себе в тетрадь две формы глагола и выделите окончания. - Обратите внимание на значок тетради с ручкой. Где нужно продолжить работу? Работа в ТПО. - Откройте тетради на печатной основе на с. 21 и найдите упр. 373. Прочитайте его. - Попробуйте употребить глаголы из речи учительницы с другими местоимениями. - Впишите каждую форму в свой столбик и укажите время. - Выполняем задание в парах. Проверка по парам: одна пара – 1 столбик, вторая пара – 2 столбик; на слайде. - В каком времени глагол «заметил» замену личного местоимения и изменил форму лица, а в каком – нет? - В каком же времени окончания глагола можно назвать личными, а в каком – нельзя? Вывод: окончания глаголов в будущем времени называют личными, так как изменяется форма лица. Для того, чтобы правильно написать личные окончания глагола, нужно поставить его в неопределенную форму глагола или в форму 3 лица мн.ч. Работа в ТПО. - В учебнике на с. 25 найдите упр. 374. Прочитайте его. - В ТПО на с. 22 найдите упр. 374. - Узнайте время глаголов и выделите его примету. - Какое время глаголов вы определили? - Какую примету вы выделили? Вывод: в прошедшем времени глаголов есть примета – суффикс «л». - Можете ли вы точно сказать, чьи действия названы? - Действия совершал кто – то один или нет? Это «он» или «она»? - Над столбиком глаголов дайте характеристику. Что укажете? - Теперь представьте, что действие совершала большая рыба. Запишите глаголы во второй столбик, изменив их по требованию этого слова. Рядом со словом «рыба» надпишите число и род. - В третьем столбике покажите, как должны измениться глаголы, если действие совершало какое – то чудовище. Рядом со словом «чудовище» надпишите число и род. - Почему окончания глаголов прошедшего времени называют родовыми? - Эти окончания доказывают о лице глагола? Вывод: в единственном числе прошедшего времени у глаголов можно определить род, то есть это родовые окончания. - На подготовленных внизу строках запишите глаголы в начальной форме. - Хотите ли узнать, чьи действия назвал Корней Чуковский в сказке «Бармалей»? Повернулся, Улыбнулся, Засмеялся Крокодил И злодея Бармалея, Словно муху Проглотил. - Поднимите руку, кто знает Корнея Чуковского и его сказку «Бармалей». Проверка на слух или слайде. | - Вы не научились, мы не научимся. - Что сделали? Что сделаем? - И, им. - Употребить форму глагола с другими местоимениями. - В ТПО. - В будущем времени. - Прошедшее время. - Суффикс «л». Ответы детей. - Число, род. - Потому что они указывают на род. - Нет. | Ф И П | Интерактивная доска, презентация, учебник, ТПО Слайд 2 Слайд 3 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Предметные УУД: - Определять морфологические признаки глаголов; - Различать формы слов, соотносить форму и передаваемое ею значение; - Понимать роль окончаний в слове, их способность передавать те или иные значения; - Различать формы слов, определять известные морфологические признаки, в том числе у глаголов время; - Осознавать различия в изменениях слов разных частей речи, а также глаголов в формах разных времён. Регулятивные УУД: - Планировать и осуществлять действия для решения практических задач, контролировать свои действия; - Анализируют глаголы в тексте, ставят их в заданную форму, используют общий способ действия; - Работают со словарём, классифицируют и группируют слова; - Находят слова по заданным признакам, преобразуют их, выполняют общий способ действия. Познавательные УУД: - Находить заданные факты языка в текстах, характеризовать их; - Владеть общими способами решения практических задач, ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. Коммуникативные УУД: - Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками; - Анализировать, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
V. Закрепление изученного материала | Закрепить знания о определении формы глагола по его окончанию. | С: беседа П: работа в карточках с разноуровневыми заданиями. | Разноуровневые задания. - У вас на партах лежат карточки с разноуровневыми заданиями: Вставить пропущенные буквы и выделить окончания. Е или И? рису..м, танцу..шь, леп..те, стека..т, укро..т, обид..шь, дела..шь, уч..тся, броса..м. Изменить глаголы, исходя из местоимения. ОНИ говорит, стелит, бреется, чистит, веселится, спешит, шепчет, холодеет, прыгает. Образовать глаголы из неопред.ф.глаг. в форму прошедшего времени. сдирать, увидеть, протереть, участвовал, свистеть, собирать, упираться, выжигать. Проверка на слух или на слайде. В парах Шибанов, Ерёмов, Дворцов, Снегирёва. | | Ф И | Интерактивная доска, презентация, учебник, ТПО, карточки с разноуровневыми заданиями. Слайд 4 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Предметные УУД: - Определять морфологические признаки глаголов; - Различать формы слов, соотносить форму и передаваемое ею значение; - Понимать роль окончаний в слове, их способность передавать те или иные значения; - Различать формы слов, определять известные морфологические признаки, в том числе у глаголов время; - Осознавать различия в изменениях слов разных частей речи, а также глаголов в формах разных времён. |
VI. Подведение итогов урока | Подвести итоги урока | С: беседа | - На какие признаки указывают окончания глагола? - На какие группы делятся глагольные окончания? - В каком времени стоят личные окончания глаголов? Родовые окончания глаголов? - Сегодня оценку 5 получает…оценку 4 получает… - Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя. | - Время, число, род. - Личные и родовые. - Личные – будущее, родовые – прошедшее. | Ф | Интерактивная доска, презентация | Контроль со стороны учителя | Личностные УУД: - Проявление учебно-познавательного и социального мотивов изучения языка. |