СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 34. Правописание глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание глаголов

Цель урока:

Закрепить навыки правописания глаголов.

Ход урока

Работа по теме урока

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов

I. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: видел - видеть, сеял -сеять.

2. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается на -ую{-юю\ пишется -ова-(-ева-): командовать - командую, горевать - горюю. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается не на -ую{-юю), суффикс -ыва-{-ива-) сохраняется: рассказывать - рассказываю, проветривать - проветриваю.

3. Суффикс -ва- всегда ударный: разбивать -разбиваю.

4. Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-(обес-). Переходные глаголы с приставкой обез-(обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс -и-, а непереходные -суффикс -е-: обессилить кого-либо, обессилеть самому.

Глаголы обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть являются только непереходными и всегда пишутся с суффиксом -е-.

Глаголы обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить являются только переходными и всегда пишутся с суф­фиксом -и-.

5. В глаголах с приставкой о- пишется составной суффикс -енеть: одеревенеть, остолбенеть.

6. В глаголах повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс -и-: выметите, вытрите.

Личные окончания глаголов

2. Глаголы хотеть, бежать, брезжить - разноспрягаемые, то есть имеют окончания I и II спряжений: глагол хотеть в ед. числе изменяется по I спр. (хочешь, хочёт), во мн. числе - по II спр. (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице мн.ч. имеет окончание -ут (бегут. в остальных формах - окончания II спр. (бежишь, бежит, бежим, бежите); глагол брезжить имеет только две формы — 3-е лицо ед.ч. (брезжать), 3-е лицо мн.ч. (брезжут).

3. Необходимо различать в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите: выберете – выберите.

4. Правописание глаголов на -ться, -тся.

Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Индивидуальные задания.

Карточка №1

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Уже тает снег, бегут ручьи, в окно повело весною (Плещеев). 2) Собакевич шеей не вороч..л вовсе {И.Гоголь). 3) Напрасно ты её обид..л {М.Горький). 4) Отец его команд..вал сперва бригадой, потом дивизией {И.Тургенев). 5) Но Хорь не всё рассказ..вал, он сам меня расспрашивал о многом {И.Тургенев). 6) Никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве дост..вать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подман..вать перепелов, вынаш..вать ястребов, добывать соловьев {И.Тургенев).

Карточка №2

  • Составьте предложения со следующими глагольными формами

Вспашите - вспашете, поддержите - поддержите, выходите - выходите, пишите - пишете, свистните - свистнете.

3. Объяснительный диктант.

- Объяснить правописание глаголов:

1) Вы пишете почти без ошибок. 2) Выпишите из статьи нужны вам цифры. 3) Вспомните правило и приведите пример. 4) Когда вспомните о нас, черкните несколько слов. 5) Не будете закаляться не вынесете всех трудностей похода. 6) Немедленно вынесите из комнаты все лишние вещи. 7) Не дёрните случайно рычаг. 8) Не захотите подниматься наверх - крикните в окно. 9) Вас услышат, если вы крикнете погромче. 10) Стукните в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 11) После того как стукнете, подождите немного.

 

 

Самостоятельная работа

1. Какой форме глагола соответствует написание –ться?

а) Инфинитиву (неопред, форме)

б) Форме 3-го лица

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется -тся?

а) Расстат..ся трудно с другом.

б) Со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся.

а) Кое-где только светят..ся узенькие окна. (Н.Гоголь.)

б) Меж тем Руслан далёко мчит.ся. {А.С.Пушкин.)

в) Желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал... {И.Крылов.)

4. Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

а) Нет.

б) Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.

в) Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не?

а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть.

б) (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не?

1) (Не)доехать, (не)переправляться, (не)решить.

2) (Не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не) довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л?

а) е;                                           б) я.

8. В каком глаголе пишется и?

а) Кле..л автомобиль.             б) Та..л снег

9. Пишется ли ь в глаголах?

а) Молчиш.., заиграеш...

б) Скроеш..ся, проговориш..ся.

10. Укажите глаголы I спряжения.

а) Леп..т, смотр..шь, завис...т, леч..м, держ..те.

б) Просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

11. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?

а) Верт..шь головой.

б) Врешься по утрам.

в) Беж..шь быстро.

г) Хоч..т конфет.

12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь?

а) Отреж...

б) Ляг..

в) Съеш.. .

13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч.., спряч..ся, спряч..тесь писать ь?

а) Писать ь надо.

б) Писать ь не надо.

14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс –ыва-, -ива- в 1-м лице ед.ч., то в прошедшем времени и в неопределенной форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?

а) Развинч..вать, прикруч..вал, отворач..вался.

б) Протанц..вал, разрис.вал, завед..вал.

15. Найдите глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.

1) Рассказ..вать, наста..вал, заинтересов..вать.

2) Облиц..вать, продикт..вать, посовет..вал.

Просмотр содержимого документа
«Урок 34. Правописание глаголов»

Правописание глаголов

Цель урока:

Закрепить навыки правописания глаголов.

Ход урока

Работа по теме урока

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов

I. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: видел - видеть, сеял -сеять.

2. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается на -ую{-юю\ пишется -ова-(-ева-): командовать - командую, горевать - горюю. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается не на -ую{-юю), суффикс -ыва-{-ива-) сохраняется: рассказывать - рассказываю, проветривать - проветриваю.

3. Суффикс -ва- всегда ударный: разбивать -разбиваю.

4. Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-(обес-). Переходные глаголы с приставкой обез-(обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс -и-, а непереходные -суффикс -е-: обессилить кого-либо, обессилеть самому.

Глаголы обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть являются только непереходными и всегда пишутся с суффиксом -е-.

Глаголы обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить являются только переходными и всегда пишутся с суф­фиксом -и-.

5. В глаголах с приставкой о- пишется составной суффикс -енеть: одеревенеть, остолбенеть.

6. В глаголах повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс -и-: выметите, вытрите.

Личные окончания глаголов

2. Глаголы хотеть, бежать, брезжить - разноспрягаемые, то есть имеют окончания I и II спряжений: глагол хотеть в ед. числе изменяется по I спр. (хочешь, хочёт), во мн. числе - по II спр. (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице мн.ч. имеет окончание -ут (бегут. в остальных формах - окончания II спр. (бежишь, бежит, бежим, бежите); глагол брезжить имеет только две формы — 3-е лицо ед.ч. (брезжать), 3-е лицо мн.ч. (брезжут).

3. Необходимо различать в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите: выберете – выберите.

4. Правописание глаголов на -ться, -тся.

Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Индивидуальные задания.

Карточка №1

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Уже тает снег, бегут ручьи, в окно повело весною (Плещеев). 2) Собакевич шеей не вороч..л вовсе {И.Гоголь). 3) Напрасно ты её обид..л {М.Горький). 4) Отец его команд..вал сперва бригадой, потом дивизией {И.Тургенев). 5) Но Хорь не всё рассказ..вал, он сам меня расспрашивал о многом {И.Тургенев). 6) Никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве дост..вать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подман..вать перепелов, вынаш..вать ястребов, добывать соловьев {И.Тургенев).

Карточка №2

  • Составьте предложения со следующими глагольными формами

Вспашите - вспашете, поддержите - поддержите, выходите - выходите, пишите - пишете, свистните - свистнете.

3. Объяснительный диктант.

- Объяснить правописание глаголов:

1) Вы пишете почти без ошибок. 2) Выпишите из статьи нужны вам цифры. 3) Вспомните правило и приведите пример. 4) Когда вспомните о нас, черкните несколько слов. 5) Не будете закаляться не вынесете всех трудностей похода. 6) Немедленно вынесите из комнаты все лишние вещи. 7) Не дёрните случайно рычаг. 8) Не захотите подниматься наверх - крикните в окно. 9) Вас услышат, если вы крикнете погромче. 10) Стукните в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 11) После того как стукнете, подождите немного.



Самостоятельная работа

1. Какой форме глагола соответствует написание –ться?

а) Инфинитиву (неопред, форме)

б) Форме 3-го лица

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется -тся?

а) Расстат..ся трудно с другом.

б) Со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся.

а) Кое-где только светят..ся узенькие окна. (Н.Гоголь.)

б) Меж тем Руслан далёко мчит.ся. {А.С.Пушкин.)

в) Желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал... {И.Крылов.)

4. Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

а) Нет.

б) Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.

в) Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не?

а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть.

б) (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не?

1) (Не)доехать, (не)переправляться, (не)решить.

2) (Не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не) довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л?

а) е; б) я.

8. В каком глаголе пишется и?

а) Кле..л автомобиль. б) Та..л снег

9. Пишется ли ь в глаголах?

а) Молчиш.., заиграеш...

б) Скроеш..ся, проговориш..ся.

10. Укажите глаголы I спряжения.

а) Леп..т, смотр..шь, завис...т, леч..м, держ..те.

б) Просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

11. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?

а) Верт..шь головой.

б) Врешься по утрам.

в) Беж..шь быстро.

г) Хоч..т конфет.

12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь?

а) Отреж...

б) Ляг..

в) Съеш.. .

13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч.., спряч..ся, спряч..тесь писать ь?

а) Писать ь надо.

б) Писать ь не надо.

14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс –ыва-, -ива- в 1-м лице ед.ч., то в прошедшем времени и в неопределенной форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?

а) Развинч..вать, прикруч..вал, отворач..вался.

б) Протанц..вал, разрис.вал, завед..вал.

15. Найдите глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.

1) Рассказ..вать, наста..вал, заинтересов..вать.

2) Облиц..вать, продикт..вать, посовет..вал.







Самостоятельная работа

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ- (-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

а) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

б) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем- (-ом-) или -им-.

а) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

б) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени - действительных и страдательных - перед формообразующими суффиксами.

а) Закач..нный - закач..вший (газ в баллон).

б) Прове..нное – прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам - причастиям или прилагательным - принадлежат краткие формы в цепочках?

а) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

б) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется -нн-

а) Мочё..ые яблоки.

б) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

в) Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется -и-?

а) Кипячё..ое молоко.

б) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

в) Вскипячё..ое молоко.

г) Некипячё..ое молоко.

7. Вставьте пропущенные буквы.

а) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, моще..ом дворе. (Р.Штильмарк)

б) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне.ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала. {Е.Водовозова)

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

а) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник. {П.Антокольский)

б) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом. (Р.Штильмарк)

в) А двоечников - человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха. (В.Конецкий)

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах причастий прошедшего времени?

- Почему в суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется суффикс -енн-?





















Правописание причастий

Цели урока:

Обобщить полученные знания по теме «Причастие»; закрепить навыки правописания.

Ход урока

Работа по теме урока

1. Анализ текста.

- Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела. (А.Толстой.)

- Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

- Выпишите словосочетания «прич. + сущ.». Объясните правописание окончаний причастий. (Солнце поднявшееся, ледок подёрнувший и т.д.)

- Выделите суффиксы причастий.

- Расскажите о правописании гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Правило

Примеры

Особые случаи

В суффиксах дейст. причастий наст, времени -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) пишутся: буквы у или ю, если причастие образовано от глагола I спр., буквы а или я, если причастие образовано от глагола II спр.

Борющийся (бороться -1 спр.), лечащий (лечить - II спр.).

Будущий (от гл. будут), следующий (от гл. следуют)

В суффиксах страд, причастий наст, времени -ем-, -им- пишутся: буква е, если причастие образовано от глагола I спр., буква и, если причастие образовано от глагола II спр.

Увлекаемый {увлекать — I спр.), видимый (видеть – II спр.)


Правило

Примеры

Особые случаи

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.

Видевший - видеть, слышавший - слышать.


В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется е(нн), если причастие образовано от глагола на -ить.

Вырубленный - вырубить.

В глаголах, оканчивающихся на -ять, сохраняется я(нн): засеять - засеянный.

Примечание:

Необходимо различать причастия, образованные от разных глаго­лов: расстрелянный (от гл. расстрелять), подстреленный (от гл. подстрелить), развешанные картины (от гл. развешать), развешенная мука (от гл. развесить).

Проверка знаний. Отработка умений и навыков

/. Осложнённое списывание

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе н тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургенев). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И. Тургенев).

Задание к тексту:

Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

2. Выборочный диктант

- Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.

1) Лодка, вёслами махая, плыла по дремлющей реке (Пушкин). 2) Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко (Лермонтов). 3) Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен.) Л) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (Пушкин.) 5) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав. (Тургенев.) 6) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев.) 7) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М.Горький.) 8) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович.) 9) Дед Щукарь, стремительно увлекаемый в сени, так и не успел кончить фразы. (М.Шолохов.) 10) Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

3. Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмешанный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..иная поленница дров; 18) обвал..иная в сухарях котлета.


Слитное, раздельное и дефисное написания

Цели урока:

Закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.

Ход урока

Работа по теме урока

1. Пишутся слитно:

Правило

Примеры

Существительные с соединительными гласными о и е; прилагательные, образованные от сложных существительных.

Водопровод, водопроводный.

Существительные и прилагательные с иноязычными элементами анти-, авиа-, авто-, био-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-.

Зоомагазин, авиапоч­та, антирелигиозный Искл.: микро- и макромир, контр-адмирал.

Сложные существительные, первая часть которых является глаголом на -и.

Горицвет, сорвиголова, скопидом.

Сложные существительные, прилагательные, наречия, первой частью которых является чис­лительное в родительном падеже.

Пятитомник, пятитомный.

Прилагательные, образованные от словосоче­таний.

Рельсопрокатный (прокатывать рельсы), глубокоуважаемый (глубоко уважать).

Слова с полу-, пол-, если слово начинается с согласной.

Полушубок, полчаса.

2. Пишутся через дефис

Правило

Примеры

Сложные существительные, образованные без соединительной гласной.

Жар-птица, дизель-мотор.

Сложные существительные, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги.

Не-тронь-меня (название травы), Ростов-на-Дону. Искл.: мальчик с пальчик.

Сложные существительные, образованные с корнем -пол-: если второй корень начинается с гласной, если второй корень начинается с буквы л, если второй корень является именем собственным.

Пол-оборота, пол-лимона, пол-Москвы.

Правило Примеры

Сложные существительные с иноязычными эле­ментами вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-

Экс-чемпион.

Названия единиц измерения.

Киловатт-час.

Названия политических партий и их сторон­ников.

Социал-демократ.

Биологические термины.

Мышь-полёвка.

Названия промежуточных сторон света.

Юго-восток.

Имена собственные (написание определяется по словарю).

Римс кий-Корсаков, Эльзас-Лотарингия.

Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, и образованные из равноправных слов (можно вставить союз и); со значением цвета; обозначающие качество с дополнительным оттенком.

Юго-восточный, русско-английский (русский и английский словарь), бледно-розовый, кисло-сладкий.

Сложные прилагательные, первой частью ко­торых является числительное, написанное цифрами.

12-бальный, 40-летие.

Неопределённые местоимения с приставкой кое-, суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Кое-кто, кто-либо, с кем-нибудь, кто-то.

3. Пишутся раздельно

Правило

Примеры

Предлоги с существительными и местоимениями.

В городе, около меня.

Словосочетания, включающие наречия на -ски- (о других случаях раздель­ного написания наречий см. урок №32).

Рабски услужливый, дьявольски коварный, историче­ски неизбежный.

Сложные прилагательные, в состав ко­торых входит наречие, не следует смеши­вать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пи­шущимися раздельно. В этом случае пер­вая часть сочетания в качестве отдельного члена предложения отвечает на вопросы Как? Каким образом? В какой степени? В качестве первой части подобных слово­сочетаний обычно выступают наречия.

Диаметрально противопо­ложный, окончательно уничтоженный, абсолютно точный, жизненно важный, исконно русский, истинно революционный, подлинно научный, прямо противоположный, резко отрицательный, смертельно опасный, строго последовательный.

4. Объяснительный диктант.

Строить работу по-новому, говорить по-английски и по-немецки, встретиться где-нибудь, брести еле-еле, делать шиворот-навыворот, в конце концов договориться, остаться с глазу на глаз, поделить поровну, купить зонт подешевле, кисло-сладкий компот, конференц-зал, косноязычный автор, лимонно-жёлтый, любишь-не-любишь, мать-и-мачеха, полдома, Салтыков-Щедрин, пол-России, горицвет, трёхэтажный, юго-запад. (50 слов.)

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Отметить номера слов, которые пишутся через дефис

1) (Пол)армии, 2) (полу)ботинки, 3) (пол)города, 4) (полудрагоценный, 5) (исконно)русский, 6) (пол)луны, 7) (гори)цвет, 8) иван(да)-марья, 9) (полу)остров, 10) (пол)чайной ложки, 11) (юго)запад, 12) (Римский)Корсаков, 13) (северо)восточный, 14) (южноамериканский, 15) (яхт)клуб, 16) (ярко)синий, 17) (чёрно)белый, 18) (лево) бе­режный, 19) (мало)помалу, 20) кто(то).

2. Отметить номера слову которые пишутся слитно

1) (Много)летний, 2) (жилищно)строительный, 3) (народно)освободительное движение, 4) (историко)филологический факультет, 5) (Восточно)Европейская равнина, 6) (Санкт)Петербург, 7) (свеже-)испечённый, 8) (быстро)ходный, 9) (пол)ночный, 10) (девяти)летний, 11) (древне)русский, 12) (чисто)шерстяной, 13) (седо)бородый, 14)(ярко)красный, 15) (северо)осетинское искусство, 16) (среднеазиатский, 17) (шахматно)шашечный, 18) (ниже)перечисленный, 19) (научно)исследовательский, 20) (историко)архивный.

3. Отметить номера слов, которые пишутся слитно

1) (Средне)месячная зарплата, 2) (лево)бережная низменность, 3) (скопи)дом, 4) (мышь)полёвка, 5) (обще)народный, 6) (нижеперечисленный, 7) (норд)ост, 8) (крупногабаритный, 9) (40)летие, 10) (сорокалетие, 11)(научно)просветительский, 12) (легко)раненый в голову, 13) (народно)поэтический, 14) (трёх)тонка, 15) (бледно)зелёный, 16) (медико)судебный, 17) (водо)проводный, 18) (общественно)исторические законы, 19) (пол)города, 20) (пол)Европы.

4. Проверочный диктант


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!