Тема: Объект исследования. Предмет исследования.
Цель: познакомиться с понятиями «объект исследования», «предмет исследования», научиться формулировать объект и предмет исследования в проектной работе.
Содержание занятия
1. Объект исследования
Объект исследования – это то, что «противостоит познающему субъекту», то, на что направлено внимание исследователя, то, что подлежит рассмотрению.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива и т.п.).
Объект исследования – это то пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться.
Чаще всего – это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления и т.п.).
Объект должен быть назван не безгранично широко, а таким образом, чтобы в очерченный круг объективной реальности был включен предмет исследования в качестве важнейшего элемента.
Объектами исследования могут быть развитие коллектива, система воспитательной работы, учебно-воспитательный процесс, преподавание предмета, система управления и т.п.
2. Предмет исследования
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определение свойства объекта, их соотношения, зависимости объекта и свойств от каких-либо условий.
Предмет исследования – это отдельная сторона изучаемого объекта или аспект его рассмотрения; предмет дает представление о том, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения», который, собственно, и исследуется.
Предмет всегда находится «внутри» объекта, является его признаком или атрибутом.
Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании.
Предмет исследования более конкретен, чем объект.
Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются для этого исследования наиболее существенными.
Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследования.
Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.
Предмет исследования должен обладать узнаваемостью, поддаваться описанию.
Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой эксперимента (исследования), однако предмет должен не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.
Примеры
Вариант 1
Объект – экологическая культура учащихся.
Предмет – игры, способствующие формированию экологической культуры учащихся 1-4 классов.
Вариант 2
Объект – острота зрения учащихся.
Предмет – упражнения для зрительной гимнастики, корректирующие нарушения остроты зрения у подростков.
Вариант 3
Объект – сердечно-сосудистая система подростка.
Предмет – компьютерные игры, влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы учащихся 8-х классов.
Задание для самостоятельной работы
1. Оформить конспект в тетради.
2. Сформулировать объект и предмет исследования по теме проекта.
2