Подготовка обучающихся к олимпиадам
МАОУ СОШ №5
г.Тюмени Арефьева И.В.
Подготовка обучающихся
Внеурочная подготовка
Урок (дифференцированные, индивидуальные задания)
Участие в конкрсах, викторинах, олимпиадных различновго уровня
Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию
и применению нового знания
Основная форма занятий - индивидуальные или групповые Основное направление-установление связей между отдельными темами Основной принцип- не дать забыть пройденный материал Основная цель –обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся знаний Дополнительные внеурочные занятия
Стратегия обучения решению нестандартных заданий
Ускорение - учет потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития
Погружения, творческие мастерские, мастер-классы
Углубление - эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету
Более глубокое изучение тем конкретной области знаний, обучение в школе, классе с углубленным изучением предмета
Погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы
Обогащение - ориентир на качественно иное содержание обучения учащихся, изучение нетрадиционных тем за счет установления связей с другими темами
Проблематизация - стимулирование личностного развития учащихся
Использование проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций
Формирование умений учащихся по обработке и интерпретации информации
Работа с терминами, определение понятий, выявление этимологии термина, соотнесение термина с понятием
Закрепление изученного материала, составлением письменных ответов на вопросы, для выработки краткого и развернутого ответа
Заполнение простых и комбинированных таблиц для развития умения отбора необходимой информации
Работа с иллюстрациями, рисунками, схемами, диаграммам для систематизации информации по заданными признакам, выделение главной мысли
Сравнительно-аналитическая работа с информацией
Этапы работы по подготовке обучающихся к олимпиадам муниципального уровня:
- Интеллектуальные игры в рамках недели естественно-математического цикла;
- Викторина «Самый …» ко Дню Российской науки 8 февраля;
- 6-9 классы - «интеллектуальный марафон»;
- 8-11 классы – школьные олимпиады.
Дистанционные олимпиады:
- http : //www . vspu . ac.ru/de/geo олимпиады Воронежского педуниверситета.
- http://www.eidos.techno.ru/ эвристические олимпиады «Эйдос»
- http://eduland.ru/doo-geo дистанционная обучающая олимпиада по географии ДООГ-2006
Обучающие задачи С. В. Рогачев, кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
- вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематической картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии
Страна Х имеет сухопутную границу с несколькими другими. Определите Х, основываясь на следующих сведениях о соседних странах (их названия впишите в правую колонку таблицы):
О первой
Здесь находится высшая точка Африки
О второй
Здесь из самого большого озера Африки выходит Нил
О третьей
По ее территории проходит большая часть течения самой полноводной реки Африки
О четвертой
Имеет выход к северо-восточной части побережья второго по глубине озера мира
Х
Руанда
Задания на формирование географической зоркости и на проверку качества географического образования
Задания на умение анализировать, синтезировать:
- «четвёртый лишний» - «белая ворона»
А)полевой шпат, мрамор, базальт, кварц;
Б)Анды, Гималаи, Альпы, Аппалачи;
В)мордва, чуваши, татары, хакасы;
Г)Волга, Амур, Селенга, Янцзы;
Д)Япония, Исландия, Ирландия, Малагасийская республика.
Найти смысловую ошибку в тексте:
- Природная зона занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Растительность леса многоярусна. Резкие колебания температур в течение суток.
Задание на установление причинно-следственных связей
- «Починить цепочку».
- «Выстроить логическую цепочку».
- «Смысловые пропорции»
А)глина -глинистые сланцы, гранит-…, песчаник-…;
Б)моренный холм – ледник, котловина выдувания - …, морской пляж - ….
«Перевод с русского на русский»
- Маквис, льянос, пампа, чапараль, рям, прерия, хамады, траппы, самум, моренна, бора, крики, скрэб, гаучо, кебрачо, польдеры, сельва, парамос, сорги, соры, муссон, узбои, хабуб, «вилли-вилли», яйла, чуринги, буш, фён.
- Гейша, фуро, мате, кодзики, танку, сумо, сари.
- Бифуркация, солифлюкция, эрозия, абразия, аккумуляция, карст, термокарст, альбедо, инверсия, циркуляция, межень.
- Шхеры, фьорды, булгунняхи, аласы, «сало»,эфемеры.
Словарь … терминов
- Африка: самум, хабуб, хамсин, шоты, хамады, эрги, латерит, пигмеи, нилоты, масаи, африканеры, бушмены, сафьян, банту.
- Австралия: чуринги, вилли-вилли, малли, буш, ксантрии, бумеранг, матты, скрэб, крики.
- Южная Америка: арауканы, кампос, кебрачо, гаучо, мулаты, самбо, метисы, пуна, араваки, мате, сельва, пампа, Сьерра, льянос.
- Северная Америка: торнадо, каньоны, тундра, тайга, прерии, ацтеки, майя, анклав, ковбои. Евразия: узбои, моренные гряды, тайфуны, дельта, фьорды, моренны, смог, чум, иглу,
«Что такое? Кто такой? Где находится?»
- А) капибара, Атлас, крики, Д.Ливингстон, Мичиган, секвойя, коала, Амазонка.
- Б) рекультивация, каботаж, специализация, Баранский, Геоэс, КАМАЗ.
- В) ресурсообеспеченность, этнос, НТР, Рур, САН-САН, Гронинген, Роттердам.
Продуктивные задания
- Почему в одних и тех же широтах тропического климатического пояса Северной Америки на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?
- Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы?
- На крайнем северо-западе США находится штат Вашингтон, который является своеобразным природным феноменом. Лишь за одни сутки тут выпало однажды 3960 мм осадков (в районе Киева за год в среднем выпадает около 600 мм). А лишь один продолжительный снегопад создал снеговой покров толщиной в 2,5 м. Чем можно объяснить такое своеобразие?
- На севере равнинной части США неоднократно наблюдались случаи, когда в течение одних только суток происходило падение температуры более чем на 40 °С. Чем это можно объяснить?
Выберите единственный правильный вариант решения имея в виду, что в трех остальных предложенных вариантах что-то противоречит здравому смыслу или общекультурной информации («ступеньки к вершинам интеллекта»)
- 1. Январская река
- а) река в северо-восточном Китае, название связано с тем, что в январе у этой реки происходит половодье
- б) перевод на русский язык названия города в Южной Америке, в XIX в. бывшего столицей монархии
- в) река в Кении, дважды пересекающая экватор. Название связано с тем, что в конце января — начале декабря солнце над ней стоит в зените
- г) река на Кубе, переименованная в ознаменование 30-летия падения диктатуры Батисты 1 января 1959 г. и установления социалистического режима Фиделя Кастро (прежнее назва-ние — Сосновая река). Река известна тем, что в ее устье находится крупный нефтеэкспортный порт, поставляющий нефть в южные районы США
Эталон рассуждений
1. Январская река
- На северо-востоке Китая зима — почти такая же, как и на большей части России, т.е. морозная. Лежит и не тает снег. Половодье у рек в январе невозможно. Это заставляет отказаться от версии а .
- Река, дважды или даже трижды пересекающая экватор, в Кении может найтись запросто. Но солнце в зените будет стоять над ней круглый год, поэтому немыслимо, чтобы название реки было произведено именно от январского стояния солнца над этой «Январской рекой». Отбрасываем в.
- У Кубы и США нет внешнеторговых связей, так что от г тоже следует отказаться.
- Ответ: б. Это Рио-де-Жанейро (Январская река). Бoльшую часть XIX века Бразилия была империей.
Самоподготовка
- Географические рекорды.
- Самое, самое.
- Образ территории.
- Географические лабиринты.