Урок в 6 классе
ТЕМА: ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ:
«ЗЕМЛЯ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ»
ЦЕЛЬ: - повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по темам «Способы изображения Земли», «Градусная сетка Земли. Географические координаты»; - закрепить практические умения и навыки работы с географической картой и планом; - проверить уровень усвоения знаний материала; - воспитывать чувство коллективизма, чувство дружеской взаимопомощи, ответственность, уверенность в своих знаниях; - развивать познавательный интерес к географии, логическое мышление, внимательность, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта полушарий, глобус, атласы, рейтинговый лист, карточки с заданиями, эпиграф, макет горы, дерево с листочками, сигнальные фонарики, контурные карты, компас, оценочная карточка.
ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыков.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок – туристический поход.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Класс делится на 4 команды: 2-игроки и 2-болельщики. Каждая команда игроков придумывает себе название, девиз, эмблему и выбирает своего капитана. Все команды получают рейтинговый лист, в который вносятся результаты работы учащихся и оценочную карточку, в которую выставляется отметка самим учеником, командой и учителем, после чего выставляется итоговая отметка за урок.
Перед началом игры команды располагаются по разные стороны класса. Напротив первой команды располагаются болельщики второй команды и наоборот. Это для того, чтобы не было подсказок со стороны болельщиков.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: «Не бойся, что не знаешь – бойся, что не научишься». (на доске)
Давайте посмотрим, чему вы научились на предыдущих уроках.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Мы сегодня отправимся с вами, ребята, в туристический поход для того, чтобы покорить вершины «Я знаю», «Я умею». А отправляемся в поход потому, что каждый человек по своей внутренней природе – романтик и путешественник. Двигаться мы будем четырьмя командами: с 2-командами туристов и 2-болельщиков. Задание каждой команды туристов - как можно быстрее подняться на вершину горы, пройдя определенное количество километров, т.е. заработать большее количество баллов, а болельщики вам в этом тоже будут помогать. Двигаться мы будем от подножья горы к вершине с двух сторон горы. Та команда, которая первой достигнет вершины и станет победителем.
По характеру путешествия наш поход горный, так как мы его совершаем в горы, по способу передвижения – пешеходный.
Всех участников похода должны объединять дружба и единство.
Туристы в походе соблюдают определенные правила. Я хочу познакомить вас с «Памяткой туристу»(на доске)
Руководитель и участники похода должны владеть техникой преодоления препятствий, ориентироваться на местности, обеспечивать меры безопасности. Знание карты, умение читать карту, уверенно ориентироваться – обязательное условие для туриста. И я считаю, уместными будут на сегодняшнем уроке слова…(на доске эпиграф)
Совершая поход, не забудьте самое главное, взять с собой хорошее настроение. Итак:
Восхождение на гору
Только тем ребятам в пору,
Кто работает по карте.
В путь! Счастливого вам старта!
IV. Проверка знаний учащимися фактического материала и основных
понятий темы.
Покорение вершины «Я знаю», «Я умею».
ПУНКТ № 1. «ПРИВЕТСТВИЕ»
Команды представляют себя, капитана, девиз, эмблему.
ПУНКТ № 2. «РАЗМИНКА»
Первая команда выбирает признаки плана, вторая – признаки карты. За каждый правильный ответ команда поднимается на 1 км. вверх. На выполнение задания дается 2 мин.
Мелкий масштаб.
Чертеж небольшого участка местности.
Изображение на плоскости всей Земли.
Крупный масштаб.
Масштаб 1:500
Изображены все объекты местности.
Изображение уменьшенное обобщенное.
8. Направление на север часто обозначают стрелкой.
Масштаб 1:150 000 000.
Изображение с помощью условных знаков.
Направление на север-юг по меридианам, запад-восток по параллелям.
Ответы.
1 команда – план: 2, 4, 5, 6, 8, 10.
2 команда – карта: 1, 3, 7, 9, 10, 11.
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ
ПУНКТ «А». Прием «СИГНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»
Учитель. Участники похода в обязательном порядке должны разбираться в различных видах карт, схемах, условных знаках, поэтому сейчас вы должны разобраться в следующих сигнальных загадках. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл и они поднимаются в гору на соответствующую высоту.
Ответы.
Загадка № 1 – экватор делит Землю на два полушария – северное и южное.
Загадка № 2 - нулевой меридиан делит Землю на два полушария – западное и
восточное.
Загадка № 3 - планета разделена на четыре полушария: северное, южное, западное
и восточное.
Загадка № 4 - из параллелей и меридианов состоит градусная сетка.
ПУНКТ № 3. КОНКУРС ТУРИСТОВ-ЗНАТОКОВ.
Сейчас я вам предлагаю вспомнить основные понятия изученной темы «План и карта». Допишите недостающие буквы, чтобы у вас получилось слово. Каждая точка (черточка) – это одна буква. Правильный ответ каждого слова позволит вам подняться выше в гору еще на 1 км. На выполнение задания отводится 3 мин.
6 . . . К .
. . . П . . 7 . А . . . . .
2 . . . . Л . . 8 . . Р . . .
3 . А . . . 5. . . И . . . 9 . . . . . Т .
4 . . . . . . Н . . . . 10 . . А . .
Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
Простой прибор в виде вертикальной рейки высотой 1 м. с отвесом и горизонтальной планкой. (Нивелир)
Сторона горизонта. (Запад)
Линии на плане и карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. (Горизонтали)
Угол между направлением на север и направлением на данный предмет. (Азимут)
Условные обозначения, помогающие обозначить географические объекты на карте. (Знаки)
То, с помощью чего определяют, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем расстояние на местности. (Масштаб)
Расстояние в градусах от экватора до заданного места. (Широта)
Расстояние в градусах от начального меридиана до заданного места. (Долгота)
То, с помощью чего можно определить высоту и глубину на карте. (Шкала)
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ
ПУНКТ «Б». «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ»
Учитель. Каждый турист в походе должен уметь ориентироваться на местности с помощью компаса. Правильно выполненное 1 задание добавляет команде 1 балл, 2 задание – 5 баллов (каждый правильный ответ тоже 1 балл). В сумме болельщики могут помочь команде подняться еще на 6 км.
ЗАДАНИЕ:
Определите с помощью компаса стороны горизонта.
В каком направлении вы будете двигаться, если вам дан азимут: 40 , 140 , 220 , 310 , 180 .
Ответы.
- с-в; 140 - ю-в; 220 - ю-з; 310 - с-з; 180 - ю.
ПУНКТ № 4. «КОНКУРС ЭРУДИТОВ»
Учитель. На своем пути мы с вами встретили осеннее дерево, давайте полюбуемся на последние желто-красные листочки уходящей осени и ответим на вопросы.
Дети по очереди подходят к дереву, срывают листочек и отвечают на вопросы, которые написаны на нем. Каждый правильный ответ туриста добавляет команде 1 км. Если команда не разорвет цепочку, т.е. все участники ответят правильно на свой вопрос, команда зарабатывает дополнительный 1 км. Если же один из туристов не сможет ответить на свой вопрос, то у команды соперников есть шанс заработать себе дополнительный км.
Какие вы знаете виды масштабов?
Что такое географическая карта?
Для чего нужны бергштрихи?
Что такое план местности?
Назовите и покажите материки, которые имеют только южную широту.
Назовите и покажите материки, которые имеют только западную долготу.
Переведите числовой масштаб 1:50000 в именованный.
Как на плане изображается рельеф?
Как на карте можно определить глубину океана?
Определите, в какой части Мирового океана находится судно, если его координаты – 0 ш., 0 д. Возле какого материка?
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ
ПУНКТ «В». РАЗМИНКА ДЛЯ УМА»
Учитель. Отгадайте кроссворд. Кто первым поднимется на вершину пирамиды Хеопса?. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.
Ответы.
Параллель; 2. Меридиан; 3. Экватор; 4. Компас; 5. Карта; 6. План; 7. Шар.
ПУНКТ № 5. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АДРЕС»
Учитель. Я даю координаты:
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.
По данным координатам определите горные вершины и материки, на которых они расположены. Каждый правильный ответ поможет подняться вам выше на вершину нашей горы еще на 1 км. Та команда, которая первая справится с заданием, должна на физической карте сигнальными фонариками показать эти географические объекты, тем самым заработав 1 дополнительный км. (всего 4 км.)
63 с.ш., 151 з.д. (Мак-Кинли, Северная Америка)
32 ю.ш., 70 з.д. (Аконкагуа, Южная Америка)
3 ю.ш., 38 в.д. (Килиманджаро, Африка)
29 с.ш., 87 в.д. (Джомолунгма, Евразия)
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ
ПУНКТ «Г». «КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ»
Учитель. Вам даны координаты точек, необходимо определить на каких материках они находятся. Нанести эти точки на контурную карту. Каждый правильный ответ – 1 км.
60 с.ш., 31 в.д. (Евразия, Санкт-Петербург).
41 с.ш., 73 з.д. (Северная Америка, Нью-Йорк).
34 ю.ш., 151 в.д. (Австралия, Сидней).
ПУНКТ № 6. «КОНКУРС ТОПОГРАФОВ»
Учитель. Постройте план местности по описанию (масштаб 1:10000) с помощью условных знаков. (Учитель раздает белые стандартные листы). Максимальное количество км., которые вы сможете пройти, выполнив это задание – 5 км.
Школьники отправились в поход. От школы они прошли 900 м на север и оказались в смешанном лесу, затем они повернули на юго-восток и, пройдя 400 м, оказались у колодца. Потом они пошли по дороге, по обе стороны которой находился луг, на восток, и через 600 м они подошли к озеру, северный берег которого заболочен. После отдыха школьники направились на юго-запад. Прошли 300 м и подошли к реке, которая течет с северо-запада на юго-восток. Через реку переброшен мост. Дети перешли мост и, пройдя 300 м на юг, они вышли на дорогу, которая вела к школе. По обе стороны от дороги растут кустарники.
В каком направлении и какое расстояние нужно пройти ученикам, чтобы вернуться в школу?
Ответ. На запад. 700 м.
ПУНКТ № 7. «ПРИВАЛ ТУРИСТА»
Учитель. Наш поход подошел к концу. Мы покорили вершину «Я знаю», «Я умею». И первой достигла этой вершины и стала победителем в сегодняшнем туристическом походе команда «…..».
Поведение команд в походе меня сегодня радовало. Вы показали все знания, умения и навыки работы с географической картой, компасом.
Хотелось напомнить еще и о том, что туристы всегда и везде должны соблюдать правила поведения в природе.
Памятка «Правила поведения в природе»
Нельзя загрязнять водоемы!
Защищай друзей природы!
Береги лес!
Помните!
Брошенная бумага разлагается в почве около 2 лет, консервная банка – 70 лет, оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать сотни лет, так как нет пока на земле бактерий, которые могут его разложить.
Отдыхая на природе, не забывайте, что вы в гостях у нее, а потому не оставляйте
после себя беспорядок!
Берегите природу!
V. Итог урока.
1. Оценивание. Капитаны команд, подытожив рейтинговый лист результатов работы каждого туриста, и заполнив оценочную карточку, сдают их учителю. Учитель выставляет оценки по рейтинговым листам и по оценочным карточкам и командам туристов и командам болельщиков.
2. «Микрофон». Ученики составляют резюме: отвечают на серию вопросов, которые отображают их отношение к уроку, учебному процессу, учителю (вопросы написаны на доске)
1. Понравился ли вам урок?
2. Что не понравилось на уроке?
3. Какие вопросы остались после занятия?
4. Дайте оценку работы учителя и себе (обоснуйте).
Рейтинговый лист результатов работы команды
«Меридианы»
№ п/п | Ф.И. туриста | Разминка | Конкурс знатоков | Конкурс эрудитов | Географичес кий адрес | Конкурс топографов |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
Рейтинговый лист результатов работы команды
«Компас»
№ п/п | Ф.И. туриста | Разминка | Конкурс знатоков | Конкурс эрудитов | Географичес кий адрес | Конкурс топографов |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
Рейтинговый лист результатов работы болельщиков команды
«Компас»
№ п/п | Ф. И. болельщика | Сигнальные загадки | Ориентирование на местности | Разминка для ума | Картографи ческий |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
Рейтинговый лист результатов работы болельщиков команды
«Меридианы»
№ п/п | Ф. И. болельщика | Сигнальные загадки | Ориентирование на местности | Разминка для ума | Картографи ческий |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
| | | | | |
ПУНКТ № 1. «РАЗМИНКА»
Первая команда выбирает признаки плана.
1. Мелкий масштаб.
2. Чертеж небольшого участка местности.
3. Изображение на плоскости всей Земли.
4. Крупный масштаб.
5. Масштаб 1:500
6. Изображены все объекты местности.
7. Изображение уменьшенное обобщенное.
8. Направление на север часто обозначают стрелкой.
9. Масштаб 1:150 000 000.
10. Изображение с помощью условных знаков.
11. Направление на север-юг по меридианам, запад-восток по параллелям.
ПУНКТ № 1. «РАЗМИНКА»
Вторая команда выбирает признаки карты.
1. Мелкий масштаб.
2. Чертеж небольшого участка местности.
3. Изображение на плоскости всей Земли.
4. Крупный масштаб.
5. Масштаб 1:500
6. Изображены все объекты местности.
7. Изображение уменьшенное обобщенное.
8. Направление на север часто обозначают стрелкой.
9. Масштаб 1:150 000 000.
10. Изображение с помощью условных знаков.
11. Направление на север-юг по меридианам, запад-восток по параллелям.
ПУНКТ «А». Прием «СИГНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»
ПУНКТ «А». Прием «СИГНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»
ПУНКТ «Б». «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ»
ЗАДАНИЕ:
Определите с помощью компаса стороны горизонта.
В каком направлении вы будете двигаться, если вам дан азимут: 40 , 140 , 220 , 310 , 180 .
ПУНКТ «Б». «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ»
ЗАДАНИЕ:
Определите с помощью компаса стороны горизонта.
В каком направлении вы будете двигаться, если вам дан азимут: 40 , 140 , 220 , 310 , 180 .
Какие вы знаете виды Что такое географическая Для чего нужны Что такое план
масштабов? карта? бергштрихи? местности?
Назовите и покажите материки, Назовите и покажите Определите, в какой части Мирового
имеющие только южную материки, имеющие океана находится судно, если его
широту. только западную долготу. координаты 0 ш, 0 д. Возле
какого материка?
Как на плане и на карте
изображается рельеф?
ПУНКТ № 4. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АДРЕС»
63 с.ш., 151 з.д.
2. 32 ю.ш., 70 з.д.
3. 3 ю.ш., 38 в.д.
4. 29 с.ш., 87 в.д.
ПУНКТ № 4. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АДРЕС»
63 с.ш., 151 з.д.
2. 32 ю.ш., 70 з.д.
3. 3 ю.ш., 38 в.д.
4. 29 с.ш., 87 в.д.
ПУНКТ «Г». «КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ»
Вам даны координаты точек, необходимо определить на каких материках они находятся. Нанести эти точки на контурную карту.
60 с.ш., 31 в.д.
41 с.ш., 73 з.д.
34 ю.ш., 151 в.д.
ПУНКТ «Г». «КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ»
Вам даны координаты точек, необходимо определить на каких материках они находятся. Нанести эти точки на контурную карту.
60 с.ш., 31 в.д.
41 с.ш., 73 з.д.
34 ю.ш., 151 в.д.
ПУНКТ № 5. «КОНКУРС ТОПОГРАФОВ»
Постройте план местности по описанию (масштаб 1:10000) с помощью условных знаков.
Школьники отправились в поход. От школы они прошли 900 м на север и оказались в смешанном лесу, затем они повернули на юго-восток и, пройдя 400 м, оказались у колодца. Потом они пошли по дороге, по обе стороны которой находился луг, на восток, и через 600 м они подошли к озеру, северный берег которого заболочен. После отдыха школьники направились на юго-запад. Прошли 300 м и подошли к реке, которая течет с северо-запада на юго-восток. Через реку переброшен мост. Дети перешли мост и, пройдя 300 м на юг, они вышли на дорогу, которая вела к школе. По обе стороны от дороги растут кустарники.
В каком направлении и какое расстояние нужно пройти ученикам, чтобы вернуться в школу?
ПУНКТ № 5. «КОНКУРС ТОПОГРАФОВ»
Постройте план местности по описанию (масштаб 1:10000) с помощью условных знаков.
Школьники отправились в поход. От школы они прошли 900 м на север и оказались в смешанном лесу, затем они повернули на юго-восток и, пройдя 400 м, оказались у колодца. Потом они пошли по дороге, по обе стороны которой находился луг, на восток, и через 600 м они подошли к озеру, северный берег которого заболочен. После отдыха школьники направились на юго-запад. Прошли 300 м и подошли к реке, которая течет с северо-запада на юго-восток. Через реку переброшен мост. Дети перешли мост и, пройдя 300 м на юг, они вышли на дорогу, которая вела к школе. По обе стороны от дороги растут кустарники.
В каком направлении и какое расстояние нужно пройти ученикам, чтобы вернуться в школу?
1. Мелкий масштаб.
2. Чертеж небольшого участка местности
3. Изображение на плоскости всей Земли.
4. Крупный масштаб.
5. Масштаб 1:500
6. Изображены все объекты местности.
7. Изображение уменьшенное обобщенное.
8. Направление на север часто обозначают стрелкой.
9. Масштаб 1:150 000 000.
10. Изображение с помощью условных знаков.
Направление на север-юг по меридианам, запад-восток по параллелям.
ПЛАН: 2, 4, 5, 6, 8, 10.
КАРТА: 1, 3, 7, 9, 10, 11.
Памятка туристу
День похода – праздник наш – это раз!
Только добрые слова у нас – это два.
Быть все время впереди – это три.
Жить со всеми в дружбе, мире – это, кажется, четыре!
Никогда не унывать – это пять.
На привале отдыхать – это шесть.
Быть внимательным ко всем – это семь.
Быть всегда в нормальном весе – это восемь, девять, десять!!!
КОМПАС 6. ЗНАКИ
2. НИВЕЛИР 7. МАСШТАБ
3. ЗАПАД 5. АЗИМУТ 8. ШИРОТА
4. ГОРИЗОНТАЛИ 9. ДОЛГОТА
10. ШКАЛА
РЕЗЮМЕ УРОКА
ПОНРАВИЛСЯ ЛИ ВАМ УРОК?
ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НА УРОКЕ?
КАКИЕ ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ?
МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ЛУЧШЕ ИЗУЧАТЬ ЭТОТ ПРЕДМЕТ?
ДАЙТЕ ОЦЕНКУ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И СЕБЕ (ОБОСНУЙТЕ).
Девиз урока
«Не бойся, что не знаешь –
бойся, что не научишься»
«МЕРИДИАНЫ» «КОМПАС»
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТОЧКА
№ п/п | Ф. И. ученика | Самооценка | Отметка, поставленная командой | Отметка, поставленная учителем | Итоговая отметка |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТОЧКА
№ п/п | Ф. И. ученика | Самооценка | Отметка, поставленная командой | Отметка, поставленная учителем | Итоговая отметка |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТОЧКА
№ п/п | Ф. И. ученика | Самооценка | Отметка, поставленная командой | Отметка, поставленная учителем | Итоговая отметка |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
| | | | | |
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТОЧКА
№ п/п | Ф. И. ученика | Самооценка | Отметка, поставленная командой | Отметка, поставленная учителем | Итоговая отметка |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
| | | | | |