Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | Какие части речи автор использует для того, чтобы нарисовать нам прекрасную летнюю картину. А какой раздел языкознания изучает части речи? (Морфология тесно связана с каким разделом?) Как вы думаете, почему раздел «Морфология» так тесно связан с правописанием? Как знания о частях речи помогают правописанию? Как мы сформулируем тему нашего урока: «Повторение. Морфология. Орфография». Давайте откроем тетради и запишем число, вид работы и сформулированную вами тему. (Слайд 1) | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока Записывают дату и тему урока «Повторение. Морфология. Орфография». | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
Построение проекта выхода из затруднения и реализация. | Скажите, какие части речи относятся к самостоятельным? Заполним таблицу, она перед вами на столах (самостоятельно). Слова записывайте в таблице в столбик, мы еще вернемся к записям и продолжим с ними работу. (Таблица) Проверим таблицу. Прочитайте примеры имен существительных, прилагательных, глаголов. (Слайд 4) На какие вопросы отвечают слова каждой части речи, что они обозначают? В именах существительных, занесённых в таблицу, выделите орфограммы, подберите, где это возможно, проверочные слова Как проверить безударную гласную в корне слова? К какому слову вы не смогли подобрать проверочного, и какую именно букву проверить нельзя? (облако, гласную а). Следовательно, перед нами словарное слово (изучено в начальной школе, но записываем его в словарик). Вопрос к детям: Слов каких частей речи нет в таблице? Почему? На какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает? Приведите примеры местоимений. На какие вопросы отвечает наречие и что обозначает? Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы): вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем. (Слайд 5) Сделаем вывод: что изучает морфология как раздел науки о языке? А теперь отгадаем кроссворд. Кроссворды перед вами на столах. Ответы - слайд (6) | Отвечают на вопрос Заполняют таблицу. Приложение 1 Самостоятельная проверка Задание выполняется учеником на доске остальные ученики в тетради Отвечают на вопросы Заполняют соответствующую колонку таблицы Самопроверка написанного. Делают вывод Отгадывают кроссворд. (Приложение 2) Сверяются с ключом. Самопроверка. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
Этап работы с основным материалом урока. | Остановимся более подробно на характеристике и правописании самостоятельных частей речи. Скажите, о какой части речи идет речь? Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Какие постоянные признаки есть у существительных? (род, склонение). Из стихотворения Ф. Тютчева вы выписали имена существительные, определите их род, склонение, падеж и число, подписав эти признаки сверху, над словом. Сделайте вывод о постоянных морфологических признаках имен существительных и их изменении по числам и падежам. Отгадайте загадку: Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? С папой Существительным Живёт на редкость дружно: Изменит окончание, Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется Никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. Обратимся к именам прилагательным. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры имен прилагательных, связав их общей темой «Лето в лесу», например, жаркий, солнечный и т.д. На доске вы видите слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание окончаний прилагательных: О зелён…м поле В хвойн…й тени В лет…м лесу Сделайте вывод о том, что обозначают имена прилагательные и как они изменяются. А теперь, ребята, следующая загадка: Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про... Следующая самостоятельная часть речи, на характеристике которой мы остановимся – это глагол. Ребята, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает? Как изменяются глаголы? Из стихотворения Ф. Тютчева выписать глаголы, распределив их в таблицу в зависимости от времени, в котором они употреблены. (Слайд 10)
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по числам и лицам). Определите число и лицо выписанных глаголов. Ребята, определите спряжение глаголов и объясните правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. В какой форме употреблен глагол «катятся»? Поставьте это глагол в форму 2 л. ед. ч. (катишься). Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.». От чего зависит выбор гласной в личном окончании глагола? На доске вы видите словосочетания, запишите их в тетрадь, вставляя правильно личные окончания глаголов и обозначая орфограмму «Безударная гласная в личном окончании глагола» (сосед) поспеша…т (лай) буд…т. Ребята, сделайте вывод о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Еще одна орфограмма, на которую мы должны обратить особое внимание, говоря о правописании глаголов, это «Орфограмма с -тся, -ься». От чего зависит написание глаголов - тся и - ться? Сделайте вывод о правописании глаголов. И снова загадка: Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. Степень сравнения может иметь, Как его имя, скорее ответь! Еще одна самостоятельная часть речи – это наречие.На какие вопросы отвечают наречия? Что они обозначают? Вновь загадка: Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. Обратимся и к характеристике такой части речи, как местоимение. На какие вопросы отвечают местоимения? Что означает местоимение, приведите примеры местоимений.
| Отвечают на вопросы Один ученик у доски, а остальные работают с таблицей Отвечают н вопросы Один ученик у доски, остальные в тетради Отвечают на вопросы Выписывают в таблицу глаголы, указывая время, в котором они употреблены. Отвечают на вопросы Один ученик на доске выполняет задание, остальные в тетради. Отвечают на вопросы Один ученик у доски, а остальные выполняют задание в тетради. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
Итог урока. Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. - Сдайте, пожалуйста, тестовые листы | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в и сдают на проверку учителю. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |