СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы "Организация проектной деятельности в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыты работы "Организация проектной деятельности в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Организация проектной деятельности в начальных классах"»



Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но включение в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. К продуктивным методам обучения относится метод проектов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты, а главное – применять на практике.

.

Использование технологии проектирования и исследования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей младшего школьника.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию;

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- Умение анализировать;

- Умение составлять письменный отчет;

- Формировать позитивное отношение к работе.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:



Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Наиболее успешно в начальной школе могут быть реализованы:

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Проект – это «пять П»:

• Проблема

• Проектирование (планирование)

• Поиск информации

• Продукт

• Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Первый проект, над которым работали ребята в первом классе, стал проект «Моя малая Родина» . Для того, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина», беседовали о достопримечательностях посёлка , месте, где они родились и живут со своими родителями. Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Дети вместе с родителями выполнили проекты : это были рисунки или фотографии в рабочих тетрадях по окружающему миру.

Самым удачным проектом, в котором приняли участие не только все обучающиеся первого класса, но и их родители, стал праздник «Прощание с Азбукой».

Дети сами имели возможность выбрать буквы, для оформления, так, Каграманян Вера выбрала буквы, с которых начинаются имена ее родственников. Стадник Лиза выбрала буквы С и Р, потому что они составляют ее инициалы, и украсила их своими фотографиями. Дети выполняли это задание вместе с родителями, что служило не только развитию творческих способностей обучающихся, но и способствовало сплочению семьи. Результат совместной деятельности детей и родителей оформили в виде презентации, которую смотрели на празднике Букваря.

Проект « Родословная семьи»

Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплочение родителей и детей, заинтересованность их одним общим делом.

Задачи проекта:

• развить интереса к истории своей семьи

• создать генеалогического древа каждого ученика

• воспитать чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, гордости за свою семью


Перед началом работы над проектом мною было проведено собрание «О родных и близких людях с любовью». Тема проекта вызвала интерес у родителей. Я предложила родителям помочь детям в работе над проектом и показала виды генеалогического древа (восходящее и нисходящее).

Учащиеся совместно с родителями собирали материал о своих предках. Материал получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов и фотографий. После того, как материал был собран, учащиеся с помощью родителей оформили генеалогическое дерево своей семьи в виде творческих работ.

Результатом проекта стало проведение классного часа на тему «Моя родословная».

В его проведении принимали активное участие дети и их родители.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, сплочению классного коллектива.

Создание проекта «Времена года» (3 класс) помогло обучающимся глубже узнать историю, народные обычаи, национальную культуру и литературные произведения о природе.

Было сформировано 4 группы с учётом выбранных направлений работы и желаний учащихся.

В основу формирования групп легли 4 времени года.

Каждая группа собирала информацию о своем времени года, делали фотографии, собирали иллюстрации.

Началась самостоятельная поисковая работа каждого участника нашего проекта. Посетили школьную библиотеку, Нижнезольскую сельскую библиотеку с целью ознакомления с литературой по данной теме.

В информационном пространстве сети Интернет нашли иллюстрации, сведения о том, какие традиционные праздники отмечает русский народ в разные времена года, как назывались месяцы в Древней Руси и почему им были даны такие названия, нашли загадки, пословицы и поговорки, относящиеся к временам года. Весь этот материал ребята использовали в своих проектах.

Дети собирали материал в течение всего учебного года. Ходили на экскурсии, следили за изменениями в живой и неживой природе, в связи со сменой времен года. На уроках ИЗО выполнили рисунки и устроили выставки в классе: «Наше лето», «Волшебница Осень», «Зимушка – зима», «Весенняя капель».

Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану, подобрать фотографии к тексту. Мы много обсуждали, пробовали и наконец –получилось то, что нам всем понравилось. Осталось только оформить результат в виде альманаха «Времена года». Наш альманах состоит из четырех книг. Каждая книга рассказывает об одном из времен года. Дети обратились за помощью к родителям. Они помогли до конца оформить альманах.

Завершением работы над проектом стала его защита - устный журнал «Весенняя капель». В нем мы использовали материал из нашего альманаха.

С февраля по апрель 2015 года была организована деятельность обучающихся 3-4 классов в социально-значимом проекте «Никто не забыт, ничто не забыто». Данный проект направлен на воспитание у школьников чувства патриотизма, развитие у учащихся интереса к историческому прошлому нашей страны, воспитание любви к Родине.

Задачи проекта:

Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла - жителях пос. Нижнезольского.

Осознание величия подвига Советского народа в годы войны

Осознание значимости Победы для нашей страны и всего мира.

Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

В ходе поисковой работы были собраны материалы о жителях пос. Нижнезольского, ушедших на войну.

Поисковую работу вели и на сайте « Подвиг народа», где нашли данные о наградах бывшего директора птицефабрики Лопаты Александра Николаевича. Также были найдены наградные документы на других жителей поселка, сражавшихся с фашизмом.

Посетили труженицу тыла Басову Любовь Тимофеевну. Любовь Тимофеевна рассказала учащимся , о том, какие испытания пришлись на долю детей в то нелегкое время , как они трудились наравне со взрослыми, потому что жили с мыслью, что нужно отдать все силы для того, чтобы победить фашизм. Посетили детей войны. Козлова Вера Андреевна поделились с нами своими воспоминаниями, показала уникальные документы своего отца.

Обучающиеся повели исследовательскую работу по темам «Моя семья в годы ВОВ», «Мой папа - солдат».

Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» – это уникальная возможность для учеников из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. У детей появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании.

Результаты проекта были представлены на ученической конференции в мае, когда творческие группы оформили собранный материал.



Проект «Здравствуй, Новый год!» был реализован в 4 классе и длится три недели декабря.

Ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники. Серьезные лица родителей изменяются, они на миг возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы – дети, родители, учитель.

Цель проекта: привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе школы, сплочение коллектива учеников и родителей.

Задачи проекта:

1.Формирование художественного вкуса у детей;

2.Развитие активности, творческих способностей детей;

3.Создание праздничной атмосферы.

Этапы проекта:

1этап - подбор материала для новогоднего праздника;

2 этап - изготовление новогодних украшений для оформления классного кабинета; школы;

3 этап - " Новогодняя газета семьи";

4 этап - заключительное мероприятие совместно с родителями " Здравствуй, Новый год!"

Была проведена большая подготовительная работа при подготовке к Новогоднему утреннику классным руководителем и родителями . Дети имели возможность проявить свои творческие способности :исполняли роли, читали наизусть стихи, пели и танцевали Все номера были яркими и костюмированными.

В результате проведенного мероприятия все гости и участники утренника получили положительный заряд энергии, приятные впечатления и возможность интересно провести предпраздничные дни вместе с родными и близкими.


Проект «История моего поселения» был выполнен обучающимися 4 класса при помощи родителей и занял первое место в краевом конкурсе «История моего поселения» в номинации «Видеоработа» .

Актуальность проблемы:

Малая Родина…. Это наш поселок Нижнезольский. Очень красивый и любимый край. Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наше село не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, в тот край, что мы зовём «Малой Родиной»

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному поселку; приобщение школьников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям.

Задачи:

Получить знания о родном поселке: история, промышленные объекты, новостройки села.

Познакомить с именами тех, кто прославил пос. Нижнезольский.

Пробудить чувство любви к своему селу, району, уважение к его традициям и обычаям.

Продукт проекта: Презентация, видеоролик «История моего поселения».

Участники проекта: Дети, учитель, родители.

Показ ролика.

Проектная деятельность имеет цель привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких – либо совместных делах. Я даю им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектной деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Вместе с детьми родители делают фотографии, выполняют исследования. Работы получаются интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Поэтому, видя результат своей работы, испытывают удовольствие и желание проводить новые исследования.