СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме: «ПДД – основа безопасности дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нашей работы - сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «ПДД – основа безопасности дошкольников»»

Обобщение опыта работы по теме:

«ПДД – основа безопасности дошкольников»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. В течение 5 лет я углубленно занималась проблемой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Тема ПДД в наши дни очень актуальна. Мы с ней сталкиваемся практически каждый день, и не обязательно надо быть водителем, чтобы ощутить на себе всю серьезность этого вопроса. Проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) как одно из приоритетных направлений деятельности в сфере обеспечения безопасности пешеходов затрагивает различные стороны научного знания и социально-экономической жизни общества.

Чаще всего виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. С самого раннего возраста мы учим детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом принимают активное участие и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Главная задача воспитателей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Тема нашей работы: «ПДД – основа безопасности дошкольников».

В соответствии с темой нами была разработана программа по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

На основании программы нами были определены цели и задачи.

Цель работы: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Для решения этой цели, мы поставили следующие задачи:

  1. ​Познакомить детей с правилами дорожного движения;

  2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

  3. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

  4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

  5. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Для реализации поставленной цели и задач мы обратили особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

​ насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

​ трансформируемость – например, игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

​ полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.

​ вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

​ доступность

​ безопасность

Решение поставленных задач осуществляется в трех направлениях:

- работа с детьми

- работа с родителями

- работа с педагогами



  1. Работа с детьми

Закон «Об образовании» предоставляет педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу ни выбрало ДОУ, содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности, построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», эта программа предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомления с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города.

Мы считаем, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.

В своей работе мы использовали достаточно разнообразный арсенал форм, методов и средств: дети знакомятся с правилами безопасного поведения на улице и упражняются в выполнении этих правил. Учебный материал преподносится в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Для поддержания интереса к творчеству, нашу работу мы осуществляли во всех формах своей деятельности с детьми:

  1. Организованы целевые прогулки к проезжей части, перекрестку, к пешеходному переходу;

  2. Проведены экскурсии:

  • Дом детского творчества. Мероприятие: «Дорожные приключения» (отряд ЮИД и рук-ль Наталья Николаевна Соколова))

  • Дом детского творчества. Посещение музея (макеты дорог, разметок, улиц, и т.д)

  • Театр «Омнибус», спектакль: «Мы по улице идём»

  • Детская библиотека №12. Мероприятие: «Знатоки правил дорожного движения»

  1. Организовано наблюдение за работой сотрудника ГИБДД

  2. Проведено интегрированное занятия по математике и ПДД «Путешествие в страну «Математике»

  3. Проведены различные виды ИЗО деятельности: рисование «Светофор», лепка «Наш друг- Светофор», аппликация «Светофор»

  4. Ознакомление детей с художественной литературой, рассматривание иллюстраций по ПДД;

  5. Организованы различные виды игровой деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные);

  6. Театрализованная постановка по ПДД «Колобок-нарушитель»;

  7. Проведены досуги («Паровозик едет в гости»), праздники («Мой друг – светофор!»), развлечения («Весёлый перекрёсток», «Весёлый светофорик»), викторины («Знатоки дорожного движения»)

  8. Проведены профилактические мероприятия: «Внимание, дети!»

  9. Проведены акции: «Внимание, дети!», «Детская Россия пристёгивается», «Засветись! Стань заметнее!», «Я – Пешеход!»

  10. Участие детей в конкурсах: городской – «Колесо удачи» (2 место), Всероссийский конкурс «Простые правила» (7 место в РФ, 5 место по региону)

  11. Работа агитбригады отряда ЮИД «Светофорик» (в разных возрастных группах) – рассказали детям о том, как правильно вести себя на дороге, какие правила необходимо соблюдать, провели игру «Светофор»;

  12. Организованы встречи с работниками ГАИ и инспекторами ДПС;

Дети при переходе из одной возрастной группы в другую имеют определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они могли ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения. Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы ежегодно составляем план работы с детьми по  профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Необходимо отметить, что обучение правилам  дорожного движения проводится  и на занятиях по разным видам деятельности. Работа эта не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются во всех разделах и направлениях образовательной программы детского сада.





  1. Работа с родителями

За  годы работы в детском саду мы пришла к выводу, что для того, чтобы получились хорошие результаты, во всём должно быть взаимопонимание с родителями и их личный пример. Поэтому мы решили проводить работу по обучению детей правилам дорожного движения в непосредственном контакте с родителями наших дошкольников. Ведь основной принцип успешности воспитания дошкольников — это единство требований семьи и детского сада. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Работу с родителями наших воспитанников мы планируем  на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. В работе с родителями мы используем разнообразные формы, методы и приёмы.

  • Знакомим родителей с программным содержанием обучения дошкольников правилам дорожного движения в зависимости от возраста детей и времени года.

  • Разрабатываем план взаимодействия с семьей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

  • Проводим систематическую просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций, родительских собраний «Как правильно вести себя на дороге», «Научите ребенка правильно вести себя на дороге»

  • Предлагаем практический материал в папках-передвижках: дидактические игры, детскую художественную литературу, стендовую информацию.

  • Проводим анкетирование родителей.

  • Создание информационных писем для родителей (листовки): «ГИБДД информирует!», «Водитель! Обеспечь безопасность юного пассажира!»

  • Проводим досуги и развлечения совместно с родителями (КВН «Правила дорожного движения», «Знатоки ПДД»)

  • Организуем совместную взросло-детскую деятельность: дети вместе с родителями придумывают и рисуют сказки, изготавливают книжки-малышки, делают поделки к выставкам, родители оказывают помощь в сооружении макетов перекрёстков и прилегающих к их дому микрорайонов.

При организации работы с родителями свою работу планируем  так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию слушателей, становились активными участниками в процессе ее усвоения. Ежегодно в  содержание родительского собрания включаем вопросы по ПДД. Проводим  обсуждение проблем детского дорожно-транспортного  травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей по обучению детей правилам  безопасного  поведения. С этой же целью в родительском уголке  имеется  иллюстративный  материал  и  рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Для повышения  интереса родителей и детей к дорожной азбуке, организуем различные  виды  досуговой  деятельности: конкурсы, праздники.

Ежегодно проводим   конкурс на лучший рисунок по безопасности дорожного движения «Мое безопасное кресло », обязательным требованием которого является  участие взрослого и ребенка.

Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители,  они никогда раньше не  задумывались над  проблемой детской безопасности на дороге. Важную роль в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности на дорогах играют окружающие его взрослые.

Об эффективности проведенных мероприятий по взаимодействию с семьей по вопросам безопасности дорожного движения можно  говорить  по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, конкурсах. Мы считаем, что такая система работы дает положительные результаты.



  1. Работа с педагогами

С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  в нашем детском саду также проводится работа.

Для педагогов ДОУ было проведено:

  1. Консультация «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения»

  2. Презентация рабочей программы по ПДД с детьми дошкольного возраста

  3. Открытое занятие (НОД) по ПДД: «Транспорт на улицах города».

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

 Спасибо за внимание!