СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ОБРАЗ ГРУСТИ» - 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширение представления учащихся о жизненном содержании музыки и музыкальных образах через произведение Я. Сибелиуса.

Задачи:

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении  с искусством;
  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Просмотр содержимого документа
««ОБРАЗ ГРУСТИ» - 7 класс»

«ОБРАЗ ГРУСТИ» - 7 класс

Учитель Хабибуллина Л.Р.

Тема: «Образ грусти»

Цель урока: расширение представления учащихся о жизненном содержании музыки и музыкальных образах через произведение Я. Сибелиуса.

Задачи:

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении  с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Средства обучения: Я. Сибелиус «Грустный вальс», песня: «Как здорово», О. Митяев, «Школьный корабль» – приветствие. Презентация урока (Пиложение 3).   Буклет (Приложение 6)

Вид урока: углубления в тему, применение ЗУН на практике.

Необходимые знания: свободное владение понятиями: «музыкальный образ», СМВ, жанры музыки, план характеристики музыкальных произведений, алгоритм работы в малых группах,  критерии оценки, правила пения и слушания музыки, учебный материал предыдущих уроков.

Овладение умениями и навыками:

  • Грамотно использовать опорные конспекты, схемы, карточки, индивидуальную методическую папку учащегося;

  • Выделять суть материала в ответах учащихся и в речи учителя.

  • Извлекать из музыкального текста и осмысливать всю необходимую, для решения данной задачи, информацию, устанавливать взаимосвязи между ответами групп.

  • Анализировать свои ответы и ответы одноклассников.

  • Самостоятельно работать с тетрадью.

  • Проводить сравнительный анализ между различными видами искусства: живописью, поэзией, музыкой.

  • Формирование навыков сотрудничества в учебной микрогруппе по алгоритму.

  • Реализовывать информацию, полученную в учебной деятельности, через выполнение творческого домашнего задания.

Методы и формы организации музыкальной деятельности: метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Д. Абдуллин); метод создания художественного контекста (изобразительное искусство, литература) по Л. В, Горюновой; метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); метод наглядно - слухового показа; метод «забегания» вперёд и «возвращения» назад (Д. Кабалевский); работа в малых группах; полихудожественная деятельность.

Оборудование: музыкальный центр, ПК + медиапроектор + экран, фортепиано.

План.

  1. Музыкальное приветствие

  2. Эпиграф урока

  3. Работа в группах

  4. Знакомство с биографией композитора

  5. Слушание музыки

  6. Работа в группах

  7. Повторное слушание произведения

  8. Исполнение песни

  9. Выполнение теста

  10. Обобщение урока

  11. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1. Приветствие

Здравствуйте. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.

С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

У меня сегодня то же очень хорошее настроение

2. Эпиграф урока. Слайды 2, 3

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о музыкальных образах. Эпиграфом нашего урока будут слова замечательного композитора Рихарда Вагнера.

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль»

Р. Вагнер

3. Показ слайдов (картина с изображением грусти, фото, отрывок из к-ма, ст-е о грусти)

Звучит музыка «_____________»

Обратите внимание на слайды и послушайте музыку композитора

Какие эмоции вызывают у вас эти слайды

Как вы думаете, как называется тема нашего урока

ТЕМА УРОКА «Образ грусти»

В каких музыкальных произведениях вы встречались с образом грусти?

4. Работа в группах

Первая группа вам предлагается рассмотреть на примере народной музыки

Вторая группа на примере классических произведений

Третья группа на примере современной эстрадной музыки

Не забываем о том, что у каждой группы было творческое задание

Вам предлагается для работы 2 минуты, после чего мы начнём обсуждение

4. Знакомство с биографией композитора. Слайд 5

Мы уже не раз говорили о том, что музыкальный образ мы определяем отталкиваясь от основной мысли или творческой идеи композитора. Сегодня мы постараемся определить: Музыкальный образ в произведении Яна Сибелиуса.
Слайд 6
Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы. В своём творчестве Я. Сибелиус широко использовал финское и карельское народное творчество. Им созданы: 7 симфоний, 4 легенды – одна из самых известных «Финляндия». Его сочинения принесли ему мировую известность. 
На наших  уроках мы встречались с разными композиторами, но есть определённая группа в которую входят основоположники классической музыки в своей стране. Давайте вспомним, кто из каких композиторов является основоположником какой своей национальной музыки. 
Слайд 7 
Вам нужно вспомнить основоположников: польской, норвежской, австрийской, венгерской, русской музыки. Каждая группа отвечает один раз, но, а последняя определит – основоположником какой музыки является Ян Сибелиус? Итак, Ф. Шопен – основоположник польской музыки,  Э. Григ – основоположник норвежской музыки, В. А. Моцарт – основоположник австрийской музыки, Ф. Лист – основоположник венгерской музыки, М. И. Глинка является родоначальником русской музыки, а Ян Сибелиус стал родоначальником новой финской музыки.

5. Слушание музыки

Сегодня мы обращаемся к одному из его произведений Яна Сибелиуса.
Для дальнейшей работы возьмите карточки с вопросами, на которые вы дадите ответ после прослушивания произведения.

Вопросы для работы по группам:

  • Музыкальная характеристика данного произведения.

  • О чём на ваш взгляд хотел рассказать композитор в своём произведении?

  • Как бы вы назвали данное произведение, почему?

  • Подберите созвучный стих с данным произведением, объясните свой выбор. (Любой сборник стихов)

  • Подберите созвучные иллюстрации с данным произведением (одна из которых отобразит характер музыки, а другая содержание), объясните свой выбор (предлагается 4-5 репродукций разных художников). При работе данной группы учитель ненавязчиво контролирует выбор учащихся, помогая прийти к верному решению - для этого иллюстрации должны быть контрастными по отношению к 2-м нужным, тогда всё получится. Приложение 1

  • Определите музыкальный образ данного произведения.

Во время первого прослушивания каждый работает на своем листке и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.

Вспомним золотое правило слушания музыки: от того насколько вы внимательно слушаете музыку – зависит успех вашей работы.

Слушание музыки. Слайд 8

6. Работа в группах

Вам предлагается для работы 5 минут, после чего мы начнём обсуждение. Напоминаю, что у вас есть методическая папка, которой вы можете воспользоваться. Приложение 2

7. Выступления групп

Итак, мне хотелось бы напомнить, чтобы вы внимательно слушали ответы своих одноклассников, т.к. вы можете услышать подсказку из предыдущего ответа к решению своей задачи.

1 группа: музыка печальная, лирическая, задушевная, одинокая, грустная, мелодичная, танцевальная – звучал вальс. Слайд 9– появляется после выступления группы, как микро-обобщение).

2 группа: в этом произведении такое чувство, словно человек то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся. Слайд 10 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение).

3 группа: предлагается название придуманное группой, а затем название Яна Сибелиуса   «Грустный вальс» Слайд 11 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.

1 группа: учащиеся зачитывают выбранное стихотворение, которое на их взгляд созвучно с музыкой. Мне хотелось бы тоже зачитать свой выбор – это стихотворение Н. М. Языкова «Элегия». Слайд 12 – появляется после выступления группы.

2 группа: из двух предложенных репродукций по характеру созвучна картина Айвазовского «Прибой у крымских берегов», потому что в данной картине как и в характере музыки есть тёмные тона, созвучные с грустью, печалью в характере музыки; яркая вспышка вдали, как мимолётное просветление в характере музыки; а морской пейзаж – это ничто иное, как мечтательность, романтичность. Слайд 13 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.
А вот по внутреннему содержанию больше подходит картина И. Шишкина «На севере диком», также как композитор раскрыл перед нами одинокую душу человека, которая может грустить, печалиться, мечтать, размышлять сама с собой, так и картине Шишкина мы видим одиночество, мечтательность, грусть.

- И, конечно же, сразу вспоминается замечательное стихотворение Ю. Лермонтова Слайды 14, 15 – появляются после выступления группы, как микро-обобщение.

3 группа: в этом произведении очень сильна грусть,  поэтому раскрыт ОБРАЗ  ГРУСТИ.

8. Повторное слушание произведения

А сейчас нам осталось выяснить какой же образ раскрыт в «Грустном вальсе». Послушайте ещё раз фрагмент произведения и 6 группа нам постарается ответить на данный вопрос.

Слушание музыки – видеоклип. Слайд 16

Вывод: в этом произведении очень сильна грусть,  поэтому раскрыт ОБРАЗ  ГРУСТИ.

Слайд 17

9. Самооценка

Ну что ж, на мой взгляд, мы прекрасно поработали и я предлагаю экспертам оценить (по пятибальной системе) работу группы по следующим критериям: культура общения, степень активности ваших партнеров, степень результативности работы вашей микро группы + заработанные бонусы в течении урока.

Слайд 18

10. Распевание

Исполнение музыкальных упражнений (на усмотрение учителя)

Исполнение песни – «Как здорово», О. Митяев

Каждый раз, когда мы с вами работаем на уроке и достигаем верных результатов, я убеждаюсь в том, что как, что нас так много на уроке, ведь вместе и задачи наши решаются легче, а сказать об этом можно словами из песни: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Об этом и поётся в песне Олега Митяева, которую мы сейчас с вами исполним. 
Слайд 19
Этапы работы с песней: вспомнить мелодию (учитель играет мелодию, учащиеся про себя пропевают её); закрепление чистоты интонирования, характера исполнения; исполнение по цепочке по одной строчке, по группам; концертное исполнение - под фонограмму.

11. Обобщение урока

Слайд 20(При работе с данным слайдом пользуйтесь  гиперссылками)

Итак:

  • С музыкой какого композитора познакомились?

  • Как называется произведение Я. Сибелиуса?

  • Какой образ раскрыл композитор в своём произведении?

  • С какими произведениями искусства созвучен «Грустный вальс» Я. Сибелиуса?

12. Домашнее задание

Слайд 26

Отобразить музыкальную мысль Я. Сибелиуса в рисунке.

Слайд 27

Дополнительно (по желанию учителя)

Так как – это предпоследний урок четверти можно его закончить выполнением теста.

























13. Выполнение теста

А в заключение, я предлагаю вам поработать с тестом, чтобы закрепить полученные знания на прошлых уроках (Приложение 5).

Тест по теме: «Музыкальный образ».

7 класс, 2 четверть

1. Фридерик Шопен это:

немецкий композитор;

советский композитор;

польский композитор.

2. Как называется произведение, которое написал В. Лаурушас?

«Весёлый поезд»;

«В путь»;

«Радостное путешествие».

3. В каком году был написан «Гимн демократической молодёжи»?

1957 г.

1937г.

1947г.

4. Ян Сибелиус это:

русский композитор;

итальянский композитор;

финский композитор.

5. Какой образ раскрыт в «Вальсе №7» Ф.Шопена?

лирический образ;

грустный образ;

образ воспоминания.

6. Кто написал произведение «Деревянные лошадки»?

Ф.Шопен;

В. Моцарт;

Б. Дварионас

7. Какой образ раскрыт в «Вальсе - минутке» Ф. Шопена?

образ шутки;

образ радости;

образ озорства.

8. Какой инструмент был солирующим в произведении Б. Дварионаса «Деревянные лошадки»?

гусли;

канклес;

скрабалай.

9. Какой образ раскрыт в «Вальсе» Яна Сибелиуса?

образ печали;

образ грусти;

образ одиночества.

10. Напишите значения слов: ария, увертюра, музыкальный образ, гимн, этюд, прелюдия.