СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование и употребление в речи деепричастий совершенного вида.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит учащихся со способами образования деепричастий совершенного вида; формирует умение образовывать деепричастия совершенного вида. Совершенствовать навыки орфоэпических и грамматических норм, правильного построения предложения с деепричастием совершенного вида.

Просмотр содержимого документа
«Образование и употребление в речи деепричастий совершенного вида.»

Урок 55 7 класс

Тема: Образование и употребление деепричастий совершенного вида.

Цели: ознакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного вида; формировать умения образовывать деепричастия , сохраняя вид; совершенствовать навыки соблюдения орфоэпических и грамматических норм, правильного построения предложений с деепричастными оборотами; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, учебные тексты, опорная схема.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые УУД

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

самостоятельно выделять и формулировать цель

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе решения задачи, умение структурировать знания.

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

1.Уплотненный опрос по домашнему заданию.

  • Разбор словообразовательный у доски (заснувшими)

  • Морфологический разбор (своей)

  • Синтаксический разбор предложения. Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

  • Проверка обозначения орфограмм и пунктограмм.

2. Выборочно-распределительный диктант. Задание. Выпишите деепричастия, распределите их в две колонки: совершенного и несовершенного вида, обозначьте суффиксы.

1. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь. 2. Саша, салазки свои погоняя, весело мчится. 3. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя. 4. Лианы, извиваясь, обкручивали деревья, как удавы. 5. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника.

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Проблемная беседа.

  • Сколько выписано деепричастий совершенного вида? Какое действие, в отличии от деепричастий несовершенного вида, они обозначают?

  • Какие суффиксы вы обозначили в деепричастиях совершенного вида? Как вы думаете, есть ли разница в образовании деепричастий?

Слово учителя. В процессе работы на сегодняшнем уроке мы поговорим об образовании и употреблении деепричастий совершенного вида.

IV.Теоретико-лингвистический практикум по теме урока

1. Наблюдение над языковым материалом. Задание. Образуйте деепричастия совершенного вида по данному ниже образцу. Сформулируйте правило их образования.

Образец: занять – заняв; замахнуться – замахнувшись.

От данных глаголов образуйте деепричастия совершенного вида: прочитать, занять, расположиться, выиграть, отнять, понять, раскаяться.

2. Чтение правила п. 32 учебника, сопоставление его с собственными выводами. Закрепляющая беседа.

  • Сколько частей можно выделить в правиле?

  • Какая информация в правиле об образовании деепричастий совершенного вида является основной, а какая дополнительной?

  • Насколько соответствует полученная информация из правила выводам, сделанными вами в ходе работы с материалом для наблюдения?

  • Расскажите правило, обращая внимание на порядок образования деепричастий совершенного вида.

  • Составление опорной схемы

Деепричастие сов. вида

=

Основа инфинитива или глагола прошедшего времени

+

Суф. в, вш, ши


испекши

=

испечь

+

в



4. Лингвистический тренинг по упр. 200, 201.

5. Конструирование предложений с деепричастным оборотом, используя материал упр.200.

V.Объяснительный диктант с продолжением «Ночной звонок».

Требовательный звонок прозвучал в квартире моих соседей в третьем часу ночи. Хозяин пошел открывать, ворча и недоумевая. Каким же было его удивление, когда за дверью оказался кот. В дом его взяли котенком каких-нибудь полгода назад и за смоляной цвет шерсти окрестили Цыганок. Котенок оказался на удивление смышленным . Когда с ним гуляла хозяйская дочка Таня, она, возвращаясь домой, нажимала кнопку электрического звонка. Котенок, видимо, запомнив ее действия, сам научился звонить.

  • Найдите деепричастия в тексте, выделите суффиксы, укажите вид.

VIРефлексия. « Незаконченное предложение»

1) «Изучив на уроке способы образования деепричастий совершенного вида, я запомнил (а), что они образуются от….»

2) «Прочитав правило и составив опорную схему, я поняла, что от некоторых глаголов деепричастия совершенного вида можно образовать и с помощью…»

VII. Д/з п. 32, упр.203.