Урок 55 7 класс
Тема: Образование и употребление деепричастий совершенного вида.
Цели: ознакомить учащихся со способами образования деепричастий совершенного вида; формировать умения образовывать деепричастия , сохраняя вид; совершенствовать навыки соблюдения орфоэпических и грамматических норм, правильного построения предложений с деепричастными оборотами; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, учебные тексты, опорная схема.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые УУД
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
самостоятельно выделять и формулировать цель
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе решения задачи, умение структурировать знания.
Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
1.Уплотненный опрос по домашнему заданию.
Разбор словообразовательный у доски (заснувшими)
Морфологический разбор (своей)
Синтаксический разбор предложения. Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.
Проверка обозначения орфограмм и пунктограмм.
2. Выборочно-распределительный диктант. Задание. Выпишите деепричастия, распределите их в две колонки: совершенного и несовершенного вида, обозначьте суффиксы.
1. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь. 2. Саша, салазки свои погоняя, весело мчится. 3. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя. 4. Лианы, извиваясь, обкручивали деревья, как удавы. 5. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Проблемная беседа.
Сколько выписано деепричастий совершенного вида? Какое действие, в отличии от деепричастий несовершенного вида, они обозначают?
Какие суффиксы вы обозначили в деепричастиях совершенного вида? Как вы думаете, есть ли разница в образовании деепричастий?
Слово учителя. В процессе работы на сегодняшнем уроке мы поговорим об образовании и употреблении деепричастий совершенного вида.
IV.Теоретико-лингвистический практикум по теме урока
1. Наблюдение над языковым материалом. Задание. Образуйте деепричастия совершенного вида по данному ниже образцу. Сформулируйте правило их образования.
Образец: занять – заняв; замахнуться – замахнувшись.
От данных глаголов образуйте деепричастия совершенного вида: прочитать, занять, расположиться, выиграть, отнять, понять, раскаяться.
2. Чтение правила п. 32 учебника, сопоставление его с собственными выводами. Закрепляющая беседа.
Сколько частей можно выделить в правиле?
Какая информация в правиле об образовании деепричастий совершенного вида является основной, а какая дополнительной?
Насколько соответствует полученная информация из правила выводам, сделанными вами в ходе работы с материалом для наблюдения?
Расскажите правило, обращая внимание на порядок образования деепричастий совершенного вида.
Составление опорной схемы
Деепричастие сов. вида | = | Основа инфинитива или глагола прошедшего времени | + | Суф. в, вш, ши |
|
испекши | = | испечь | + | в |
4. Лингвистический тренинг по упр. 200, 201.
5. Конструирование предложений с деепричастным оборотом, используя материал упр.200.
V.Объяснительный диктант с продолжением «Ночной звонок».
Требовательный звонок прозвучал в квартире моих соседей в третьем часу ночи. Хозяин пошел открывать, ворча и недоумевая. Каким же было его удивление, когда за дверью оказался кот. В дом его взяли котенком каких-нибудь полгода назад и за смоляной цвет шерсти окрестили Цыганок. Котенок оказался на удивление смышленным . Когда с ним гуляла хозяйская дочка Таня, она, возвращаясь домой, нажимала кнопку электрического звонка. Котенок, видимо, запомнив ее действия, сам научился звонить.
VIРефлексия. « Незаконченное предложение»
1) «Изучив на уроке способы образования деепричастий совершенного вида, я запомнил (а), что они образуются от….»
2) «Прочитав правило и составив опорную схему, я поняла, что от некоторых глаголов деепричастия совершенного вида можно образовать и с помощью…»
VII. Д/з п. 32, упр.203.