Информационно-коммуникационные технологии
Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение ,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
Усиливает воздействие выступления.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты- это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость.
А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН:
Работа с компьютером
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
Работа с интерактивной доской
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
в 1-2 классах составляет не более 25 минут;
3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!
На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле .
Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 4-6. Общее количество слайдов на 1 урок – 8-10.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока
Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, на базе одного шаблона
Сжатый, информационный способ изложения материала
Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку
В своей работе я часто применяю ИКТ, что повышает эффективность самостоятельной работы, предоставлянт совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний
ИКТ я широко использую во внеклассной работе с учащимися. Прежде всего, это подготовка и оформление различных сообщений, проведение внеклассных мероприятий, классных часов. При проведении праздника «Прощай начальная школа» вниманию зрителей и участников были представлено видео «Наш четвертый класс!», что позволило всю историю этого класса за четыре года увидеть наглядно.
Я включаю в процесс обучения ещё аудио, и видео средства.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи дает простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.