СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика металлов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии по теме "Общая характеристика металлов", 9 класс с применением приемов стратегии развития критического мышления

Дидактическая цель

Создание условий для осознания и осмысления учебной информации посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Задачи

 

Образовательные:

 

•          раскрыть особенности строения атомов металлов

•          охарактеризовать основные физические свойства металлов

•          познакомить учащихся с нахождением металлов в природе и их значением

Развивающие:

 

•          создать условия для формирования у учащихся:

- умения работать с текстом, умения сравнивать строение атома и свойства простого вещества на примере сопоставления металла и неметалла 

- умения устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы ЗХУ, диаграмма Венна, чтение с пометками

•          развивать эффективное внимание и аналитическое мышление, познавательную активность учащихся

Социокультурные:

•          показать значение металлов в жизни человека

•          воспитывать внимательность

•          способствовать развитию умения работать в паре

•          развивать взаимоуважение, понимание и взаимодействие между партнерами

Тип урока:

 

комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Формы работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсные материалы:

периодическая система химических элементов, интерактивный модуль «Строение кристаллической решетки металлов», модели кристаллических решеток металлов,  коллекция «Металлы», интерактивная доска

Критерии успеха:

•          Я знаю особенности строения атома металла

•          Я могу показать зависимость физических свойств металла от его строения

•          Я могу привести примеры применения металлов в жизни человека и народном хозяйстве

Ожидаемые результаты:

Созданы условия для осознания и осмысления учебной информации по теме «Общая характеристика металлов» посредством интерактивного включения учащихся в процесс учения

 

Сценарный план урока

фаза

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма, метод, прием, стратегия

Формы оценивания

Ресурсы

вызова

Организационный момент

1 мин

Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки в классе, проверка готовности рабочего места ученика     

Приветствие учителя, настраивание на учебную деятельность

Фронтальная

 

 

Актуализация, мотивация

2 мин

Обращает внимание учащихся на запись элементов и предлагает найти лишний элемент в данном ряду

   К  Ва  Si  Fe  Na  Al  Zn  Ca

Почему вы исключили кремний?

Определите тему урока

Определяют лишний элемент

Обосновывают свой выбор

Формулируют тему урока

 

 

 

СРКМ

Фронтальная

Формативное

(похвала учителя)

Запись на доске

Целеполагание

5 мин

Для постановки цели занятия оформляют таблицу ЗХУ

1. Предлагает заполнить графу “Знаю”.

2. Предлагает обсудить вопрос:

Что на уроке вы бы хотели узнать о металлах?

Продолжает заполнять таблицу на доске графу “Хочу знать”

Работают в тетради, заполняют графу “Знаю”.

Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, заполняют графу “Хочу знать”

СРКМ

Прием «ЗХУ»

 

Индивидуальная

Фронтальная

Формативное

(комментирование)

Таблица

Рефлексия стадии вызова

1 мин

Обсуждает с учениками цели и задачи урока

 

 

 

Вместе с учителем определяют цели и задачи урока

Фронтальная

Формативное

(похвала учителя)

 

осмысления

Изучение нового материала

6 мин

Предлагает составить «Сравнительная характеристика атомов металлов и неметаллов»

Определите основные признаки, характеризующие атом металла

Учащиеся в паре обсуждают и составляют

 

Учащиеся называют основные признаки атомов металлов

СРКМ

Прием диаграмма Венна

 

Работа в парах

Формативное

(наблюдение,

комментирование)

Таблица

Д.И. Менделеева

Приложение 1

3 мин

Предлагает заполнить схему: простое вещество → тип связи → тип кристаллической решетки → свойства  

Ученики заполняют предложенную схему

Одна пара учащихся представляет заполненную схему, остальные – комментируют ответ

СРКМ

 

Работа в парах

Фронтальная

Формативное

(наблюдение,

комментирование)

Приложение 2

3 мин

Предлагает посмотреть интерактивный модуль «Строение кристаллической решетки металлов» и ответить на вопрос: чем определяются физические свойства металлов? Приведите примеры

После просмотра интерактивного модуля определяют зависимость физических свойств металлов от наличия свободных электронов, приводят примеры

 

СРКМ

 

Фронтальная

Формативное

(комментирование)

Интерактивная доска

Интерактивный модуль «Строение кристаллической решетки металлов»

7 мин

Организует самостоятельную работу с текстом по определению металлов с ярко выраженными определенными физическими свойствами и их применение.

Предлагает составить кластер «Самый-самый»

Читают информацию, определяют металлы с ярко выраженными физическими свойствами и соответствующие области их применения

Работают с коллекциями, моделями

Составляют кластер

Одна пара защищает кластер, остальные – дополняют

СКРМ

Прием чтение с пометками

Прием кластер

 

Работа в парах

Формативное

(наблюдение,

комментирование

похвала учителя)

Учебник

Модели кристаллических решеток металлов  Коллекция «Металлы»

Кластер

Приложение 3

Рефлексия стадии осмысления

2 мин

Предлагает вопрос для обсуждения: почему алюминий применяют не только в самолетостроении, но и для изготовления посуды и проводов?

Учащиеся обосновывают, на чем основано применение алюминия

Фронтальная

Формативное

(комментирование)

Кластер

 

Углубление знаний

2 мин

Предлагает прослушать информацию об истории металлов и нахождении их в природе

Выступление ученика с опережающим заданием, сопровождающееся презентацией

Индивидуальная

Фронтальная

Формативное

(похвала учителя,

комментирование)

Презентация

рефлексии

 

2 мин

Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали о металлах?

Анализируют записи в тетради

Формулируют выводы

Фронтальная

 

Тетрадь ученика

7 мин

Предлагает выполнить тест Да-Нет

 

Выполняют тест, проводят самопроверку по предложенным критериям

СРКМ

Прием Данетка

Индивидуальная

Самооценивание по критериям

Приложение 4

3 мин

Возврат к таблице ЗХУ, заполнение графы “Узнал”

Заканчивают заполнение таблицы ЗХУ графа “Узнал”

Обсуждение

Индивидуальная

Фронтальная 

Формативное

(наблюдение,

комментирование)

Таблица

Домашнее задание

СРО

1 мин

Подводит итог урока

Подготовить мини-проект:

1. Металлы нашего организма: качество и количество.

2. Использование металлов в медицине.

3. Металлы в нашем доме: применение и проблемы, возникающие при их использовании.

 

Учащиеся самостоятельно выбирают тему

Фронтальная