МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии образования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИКАКНАУКИ
Выполнил: обучающийся 4 курса, ОФО,
Группа ПО-21
Красикова Д. С.
Абакан-2024
- Предмет изучения психологии, ее задачи
- Предмет изучения психологии, ее задачи
Термин «психология» состоитиз двух древнегреческих слов: «psyche» - душа, «logos» - наука, учение, то есть психология - это «наука о душе».
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была недовольна выбором сына и приложила все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Однако Эрот и Психея преодолели все преграды, их любовь победила .
- Предмет изучения психологии, ее задачи
- Предмет изучения психологии, ее задачи
Известный психолог конца XIX- начала ХХ века Г. Эббингауз писал: «У психологии огромная предыстория и короткая история». Под историей имеется в виду период становления психологии, который ознаменовался выделением ее из философии, сближением с естественными науками и организацией собственногоэкспериментального метода.
- Предмет изучения психологии, ее задачи
- Предмет изучения психологии, ее задачи
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.
В истории психологии можно выделить следующие основные этапы изучения психического:
- развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII века);
- развитие представлений о психике в философских учениях (начало XVII века - середина XIX века);
- развитие психологических знаний в системе психологи как самостоятельной науки (с середины XIX века по настоящее время).
ПРЕДМЕТ изучения современной психологии – психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
- Предмет изучения психологии, ее задачи
- Предмет изучения психологии, ее задачи
- Предмет изучения психологии, ее задачи
- Предмет изучения психологии, ее задачи
основными задачами современной психологии являются :
- изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
- анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;
- изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;
- содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.
1.2. Отрасли психологии
Определенное представление о психике дает человеку и его собственный жизненный опыт. Поэтому можно выделить научную и житейскую психологию.
Житейскую психологию составляют психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни. Каждый человек в какой-то мере психолог, поскольку имеет свой жизненный опыт .
Научная психология — это обобщённый опыт всего социума. Она рассматривает конкретные ситуации и обобщает их с помощью научных понятий.
1.2. Отрасли психологии
Научная психология разделяется на фундаментальную и прикладную
1.3. Методологические основы психологии
Методология (от греч.тethodos- путь исследования или познания, logos- наука, учение)- учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.
1.3. Методологические основы психологии
Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальную и частную
1.3. Методологические основы психологии
Специальную методологию психологии составляют принципы :
принцип детерминизма , то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяетя под их воздействием;
принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а самосознание обеспечивает активный характер деятельности;
принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;
принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.
1.4. Основные методы психологических исследований
Метод интроспекции, начиная с трудов Р. Декарта и Дж. Локка (XVII век) и до В. Вундта (конец XIX – начало ХХ века), был основным методом получения психологического знания, потому что существовало мнение, что сознание человека должно изучаться иначе, чем внешний мир.
Интроспекция (от лат. iпtrospecto - смотрю внутрь) – это особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.
1.4. Основные методы психологических исследований
В современной психологии методы исследования условно делят на объективные, описательные и методы психологической помощи