СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание группа 2-1 с 21.04 по 24.04

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обществознание группа 2-1 с 21.04 по 24.04»

Обществознание. Группа №2-1.

Преподаватель: Салахбекова Мадина Магомедовна.

21.04.2020г.

Раздел IV Социальная сфера общества.

Контрольная работа по обществознанию


01. К высшему классу в России относятся:

а) крупные бизнесмены

б) инженерно-технические работники

в) сотрудники научных учреждений

г) профессура высших учебных заведений


02. К высшему классу в экономически развитых странах относятся:

а) инженерно-технические работники

б) собственники крупных предприятий

в) сотрудники научных учреждений

г) профессура высших учебных заведений


03. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к:

а) социальным низам

б) «синим воротничкам» (принадлежность работника к рабочему классу)

в) Пролетариям (соц. класс, не обладающий права собс-ти на ср-ва произ. . наемные рабочие)

г) Маргиналам (человек, наход-ся на границе соц. групп, систем, культур и испытываюзщий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей)


04. Из всех терминов в списке к понятию «высший класс» не относится термин:

а) члены правительства

б) политические лидеры

в) менеджеры

г) президенты

д) крупные бизнесмены

е) наиболее влиятельные представители творческой интеллигенции


05. К низшему классу относятся:

а) беженцы

б) безработные

в) гастарбайтеры (иностранный наемный работник)

г) мигранты


06. Сверхтрудолюбие — это:

а) негативная девиация в широком смысле слова

б) девиация в узком смысле слова

в) позитивная девиация в широком смысле слова


07. Выделите причину девиантного поведения:

а) биологические особенности человека

б) равнодушие окружающих

в) ненависть к общественным законам

г) состояние общества


08. Касты, сословия, классы — это:

а) элементы социального статуса личности

б) этапы развития государства в новое время

в) типы социальной стратификации

г) социальные группы, присущие средневековому обществу


09. Верны ли следующие суждения?

А. Принадлежность к определенной страте влияет на образ жизни человека.

Б. В современном обществе возможен переход из одного социального класса в другой.

а) Верно только А

б) Верно только Б

в) Оба суждения неверны

г) Верны оба суждения


10. Кастовый строй является разновидностью:

а) социальной стратификации

б) государственного устройства

в) экономической системы

г) политического режима


11. Система разделения труда лежит в основе ... стратификации.

а) политической

б) кастовой

в) этнической

г) профессиональной


12. Выделите критерий стратификации:

а) партийность

б) неравенство

в) образование

г) знакомства


13. Данный статус передается по наследству. Его обладатель относится к привилегированному сословию. Это статус:

а) аристократа

б) предпринимателя

в) чиновника

г) финансиста


14. Выражением социальной стратификации является:

а) классовое деление общества

б) идейный плюрализм (когда каждый может высказать свое мнение)

в) различие типов экономических систем


15. Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются:

а) критериями социальной стратификации

б) проявлениями социальной мобильности

в) показателями общественного прогресса


16. На распределении дохода и собственности основана ... социальная стратификация.

а) кастовая

б) политическая

в) экономическая

г) профессиональная


17. Найдите черты сходства между кастой и классом:

а) предполагает возможность перехода из одной группы в другую

б) является типом стратификации

в) существует запрет на переход из одной группы в другую

г) принадлежность к страте определяется участием и местом в производственном процессе

д) принадлежность к группе передается по наследству


18. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является:

а) нация

б) каста

в) народность

г) класс


19. Выражением социальной стратификации является:

а) сословное деление общества

б) многоукладность экономики

в) разнообразие культурных традиций

г) идейный плюрализм


20. Из всех перечисленных терминов к понятию «исторические типы стратификации» не относится термин:

а) сословия

б) классы

в) касты

г) граждане

д) рабство




Домашнее задание: ответить письменно на вопросы.

Выполненное задание отправить на электронную почту salakhbekova91@mail.ru c указанием ФИО и номер группы.





Обществознание. Группа №2-1.

Преподаватель: Салахбекова Мадина Магомедовна.

22.04.2020г.

Раздел IV Социальная сфера общества.

Тема: Личность.

План:

1) Понятие «Социальная общность». Типы общностей;

2) Социологические концепции личности;

3) Социальные статусы и роли;

4) Социализация как процесс;

5) Девиантное поведение.





1. Человек – субъект и объект общественных отношений. Он продукт развития общества и его законов, но и общества состоит из людей. Таким образом, человек – один из важнейших факторов, определяющих общество.


В обыденном сознании такие понятия как «человек», «личность», «индивид» обычно отождествляются. Однако в науке это не одно и то же. Человек - биологический вид, высшая ступень развития живых организмов на Земле, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Это понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента появления Homo sapiens. Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для неё важно понятие личность. Это понятие вводится для выделения неприродной. социальной сущности индивида. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки.


Личностью не рождаются, а становятся. Когда речь идет о каком-то конкретном человеке, употребляется понятие «индивид», под которым понимается конкретный человек как единичный представитель человеческого рода (от латинского individ — неделимый, конечный). Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Это понятие выражаёт своеобразие, неповторимость, уникальность конкретной личности.


Таким образом, человек – это биологический вид. Индивид – конкретный представитель человеческого рода. Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность - особенности отличающие данную личность от других.


Движущей силой человеческой активности являются потребности. Они – неотъемлемая часть личности, причина многих ее поступков и действий. Потребность – это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, зависимость от того, что составляет условия его существования. Удовлетворение потребности – процесс возращения индивида в состояние равновесия, снятия напряжения.

А. Маслоу расположил потребности от низших (биологических) до высших (духовных), классифицировав их как:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности.

3. Престижные потребности.

4. Духовные потребности.


Первые две группы потребностей являются первичными (врожденными), а остальные три вторичными (приобретенными).

Неудовлетворенные потребности обладают движущей силой.

Физиологические потребности и потребности в безопасности присущи всем, а высшие – дифференцируют людей, отличают их друг от друга.


2. Социологические концепции личности.

В современной социологии имеются различные концепции личности. Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей (Дж. Мид, Т. Парсонс). Она основана на идее о том, что личность – это функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющими элементами социальной роли являются:

1) ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли;

2) ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.


Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования общества. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, ее социальной значимостью. интегративным показателем положения социальной группы в системе общественных отношений является социальных статус. В любом обществе складывается пирамида ролей и статусов, определяющая социальное неравенство.

Поведенческая концепция личности (Дж. Хоманс, Б. Скиннер и др.). она рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо (знание, власть, комфорт, уважение и т.д.). чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение. Изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. При этом чем чаще человек в прошлом получал вознаграждение, тем менее ценным будет для него последующее действие.

Психологическая концепция (З. Фрейд). Он рассматривал человека как систему нужд, а общества – как систему запретов (табу). Фрейд видел в личности три главных психологических компонента – «Оно», «Я», «Сверх–Я», которые лежат соответственно в сфере подсознания, сознания и сверх сознания человека. Подсознание (низший слой), или «Оно» включает биологические потребности (сексуальные, в пище и т.д.).

Сознание или «Я» («Эго») – средний слой. На этом уровне человеком руководит принцип реальности. Он вынуждает его подчиниться рассудку, логике, из всего извлекать пользу, выгоду.

Сверх – сознание («Супер - Эго») – верхний слой. Это воспринятые человеком нормы: требования, запреты, стереотипы, правила поведения, законы. При этом низший и верхний слои наиболее агрессивны, они «атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Согласно З. Фрейду история человечества – это история нарастающего психоза.

Поскольку обществу угрожает опасность дезорганизации, всегда есть необходимость социального контроля и социализации.


3. Социальные статусы и роли.

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли), обладая соответствующими правами, обязанностями, т.е. имеет определенный статус.

Статус - это разностороння и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе. Его отражают профессия, квалификация, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийная и профессиональная принадлежность, национальность, вероисповедание, возраст, семейное положение, родственные связи. Кроме того, социальный статус — это совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, а также условий для выполнения этих, требований. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название «статусного набора».

Различают социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, и т.д.). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от, того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить на приписываемый, т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения (пол, возраст, национальность, раса), и достигаемый, т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида.

Каждая личность, как правило, имеет множество статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главный статус — .наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Обычно это должность по основному месту работы.

Социальная роль — это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Социальные статусы и социальные роли могут закрепляться, формально (в законе) и неформально с помощью моральных норм. Ролевое поведение — это реальное, фактическое поведение того, кто выполняет данную социальную роль.

Таким образом, социальный статус — это права и обязанности, а социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса о данном обществе.

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Это — сравнительная оценка обществом социальной значимости различных социальных групп, институтов и организаций, социального положения, профессий, действий людей их позиция в обществе. Престиж – это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении и разделяемая обществом.


4. Социализация как процесс.

Социализацией называется процесс включения индивида в общества, в его структурные подразделения (т.е. в социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладение им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности. Каждое новое поколение, каждая личность проходит свой путь освоения культурных достижений общества. Таким образом. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Процесс социализации включает в себя как целенаправленное, организованное, контролируемое воздействие на личность со стороны различных структур (например, образования), так и стихийное воздействие, которое иногда может быть весьма существенным. Социализация – длительный процесс, продолжающийся вс. Жизнь человека с детства до глубокой старости.

Характер социализации определяется типом общества и той культуры, в которой этот процесс осуществляется.

Процесс социализации включает субъект и объект. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения (семьи, учебного и трудового коллектива и т.д.).

Вторичная социализация осуществляется формальными организациями и учреждениями (производством, государством, СМИ, армией, судом, церковью и т.д.).

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия адаптации (0-13 лет). Она длится от рождения до подросткового возраста, когда социальный опыт усваивается некритически.

2. Стадия индивидуализации (14-25 лет). В этот период у человека появляется желание выделиться, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции. На этом этапе появляется желание найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия. Она охватывает весь период трудовой деятельности человека.

5. Послетрудовая. Это пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передаче его новым поколениям.


В связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость ресоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков, правил поведения вместо прежних. Процесс отучения от старых ролей, норм, ценностей называется ресоциализацией.


Для описания степени включенности индивида в общество и социальные группы применяются понятия модальной и маргинальной личности. Модальной личностью называют индивида, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность — индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично социализированный в каждую, но полностью не включенный ни в одну из них.

Возникновение маргинальности связано с такими явлениями, как смена профессии и места жительства, внезапное разорение и обогащение. Маргинальные группы и слои возникают при коллективной миграции, особенно вынужденной, при массовой потере работы, жилища, обнищании, лишении гражданских и политических прав.

В зависимости от объекта маргинализации различают:

1) этномаргинальность, возникшую в результате перехода индивида в другую национальную среду;

2) социомаргинальность, связанную с незавершенностью перемещения социальных групп;

3) экономическую, связанную с потерей работа и прежнего материального благополучия;

4) политическую, обусловленную утратой общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) религиозную, являющуюся следствием отказа о г традиционных конфессий.


В состоянии маргинальности индивиды обычно ощущают дискомфорт и неудовлетворенность. Крайними последствиями маргинальности могут быть самоубийство или наоборот, повышение творческой активности.


5. Девиантное поведение.

Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным. В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения.

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явления, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными идеями и невозможностью их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации, девиантном поведении.

Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет пять типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм – это согласованность целей и средств. Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Ритуализм – отказ от культурных целей при безусловном следовании институциональным нормам. Ритуализм – образец покорности, вынужденного смирения. Ретризм – бегство от действительности. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом предлагаются новые цели и нормы, за которые идет борьба.

Согласно Р. Мертону, аномия возникает в результате рассогласования целей и средств их достижения.

Отклонения от норм могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, наркомания.


https://studopedia.su/6_38395_lektsiya-.html  


Вопросы:

1) Что такое HOMO SAPIENS?

2) Дайте определение понятию «индивид»

3) Что является движущей силой человеческой активности?

4) Какие типы статусов входят в «статусный набор»?

5) Дайте определение понятию «девиация»



Домашнее задание: составить краткий конспект, ответить письменно на вопросы.

Выполненное задание отправить на электронную почту salakhbekova91@mail.ru c указанием ФИО и номер группы.



Обществознание. Группа №2-1.

Преподаватель: Салахбекова Мадина Магомедовна.

23.04.2020г. 24.04.2020г.

Раздел IV Социальная сфера общества.

Тема: Семья как социальный институт и малая группа.

Правовые основы семьи и брака.

План:

1) Семья. Типы семейных структур;

2) Брачно-семейные отношения в РФ. Заключение брака;

3) Расторжение брака.




 1. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно‑экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые‑социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

2. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридическиоформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно‑семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом. Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;

б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть, как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;

б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ‑инфекции;

в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.


3. От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.


https://studopedia.ru/7_21092_semya-kak-sotsialniy-institut-i-malaya-gruppa-pravovie-osnovi-semi-i-braka.html


Вопросы:

1) Как называется функция семьи, которая подразумевает охрану здоровья членов семьи, организацию их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.?

2) Это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении) объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью друг за друга;

3) Семья которая состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей;

4) Как называют наследование по женской линии?

5) Одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами