СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве

Просмотр содержимого документа
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве»

ПРОЕКТ

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве


Актуальность проекта

Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, а как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзия – это изменение образовательной системы, и принятие ребёнка на уровне всей школы. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Таким образом, создание модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.

Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В МАОУ СОШ № 28 обучаются дети, которым решением территориальной ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам V, VII и VIII видов, дети-инвалиды. На основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования у детей отмечается: системное недоразвитие речи I - III уровня, задержка психического развития смешанного генеза, гиперкинетическое поведение, резидуальные явления органического поражения ЦНС. Специалисты рекомендовали организовывать занятия с детьми с ОВЗ согласно составленным заключениям: обучение по программам специальных коррекционных учреждений VII и VIII видов; занятия с логопедом, психологом; лечение и наблюдение у невролога, психиатра.

Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в нашу школу, остается практически постоянным. Так, в 2015-16 уч. г. - 7 детей-инвалидов, 11 детей с ОВЗ, в 2011-12уч.г. - 5 детей - инвалидов, 10 детей с ОВЗ, в 2016-17 уч. г. - 5 детей – инвалидов и 11 детей с ОВЗ, в 2017-18 уч. г. 7 детей –инвалидов и 13 детей с ОВЗ, в 2018-19 учебном году в нашем образовательном учреждении обучается 6 детей –инвалидов, из них лишь трое с сохраненным интеллектом, и 13 детей с ОВЗ, . Именно инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок с разными психофизиологическими и индивидуальными особенностями может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволяет ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

Коллектив школы составляет 150 человек, в большинстве своем это учителя, имеющие педагогический стаж более 15 лет. Среди них 30 % имеют высшую квалификационную категорию, 60 %– первую квалификационную категорию. Средний возраст педагогов составляет 43 года. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов ведется по разным формам: индивидуальное обучение на дому, частичная и полная инклюзия в общеобразовательных классах, дистанционное обучение.

В МАОУ СОШ № 28 созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования:

  • Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан и ведет свою работу психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), специалистами которого осуществляется сопровождение как детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так и их нормативно развивающихся сверстников.

  • Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в региональную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

  • Школа частично обеспечена методической литературой, учебниками, оборудованием для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

  • Имеется в наличии следующее оборудование: песочный ящик, гимнастические палки, массажный коврик, сухой бассейн, арифметические столы, массажные мячи.

  • В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (педагог-психолог, школьный фельдшер, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, учителя с большим стажем работы). Планируется на договорной основе пригласить логопеда, социального педагога,

  • педагога-дефектолога.

  • Функционируют кабинет педагога – психолога и медицинский кабинет, библиотечно – информационный центр, тренажерный и два спортивных зала, актовый зал. Начато создание школьного музея.

  • В школе имеется столовая с современным оборудованием на 250 посадочных мест.

  • Выстроена планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Заместители директора по воспитательной и учебной работе, педагог – психолог и учителя начальных классов прошли обучение по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПк, реализуемой рамках обучающих мероприятий реализуемой Государственной программы Доступная среда. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, в следующем учебном году пройдут обучение инклюзивному образованию.

  • Налажено взаимодействие: с муниципальным центром помощи семье и детям, учреждениями дополнительного образования детей (Детско-юношеский центр, школа искусств, детская спортивная школа), территориальной ПМПК, муниципальным учреждением здоровья, имеются договоры о сотрудничестве.


В работе над проектом были использованы методы:

  • анализа и синтеза;

  • проектирования;

  • прогнозирования.

После анализа сложившейся в образовательном учреждении ситуации, возникает проблема: при стабильном сохранении контингента детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствие системы в работе с данной категорией учащихся. Поэтому включение в Государственную программу Доступная среда по инклюзивному образованию является возможностью решения данной проблемы.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, не зависимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Задачи проекта:

  1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.

  2. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

  3. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.

  4. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ и детьми - инвалидами, имеющим различные нарушения.

  5. Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.

  6. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности.

  7. Внесение раздела «инклюзивное образование» в основную образовательную программу школы.

Теоретико – методологическая основа проекта

В основу проекта положены идеи Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности. Традиционная система психолого-педагогического сопровождения учащихся, функционирующая в специальных образовательных учреждениях, не обеспечивает необходимых условий для воспитания самостоятельной независимой личности и приводит, как правило, к возникновению иждивенческих установок, снижению мотивации достижений, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков. А ведь развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

Значимыми для нас являются и идеи Малафеева Н.Н. о том, что введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей все системы коррекционной помощи.

Исследования И.М. Бгажноковой, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, Л.Б. Баряевой по проблемам развития, обучения и социализации детей с задержкой психического развития, представляют для нас интерес при реализации инклюзивного образования в нашем образовательном учреждении.

Основные принципы работы в рамках проекта:

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ).

  2. Принцип дифференцированной помощи (учет уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых).

  3. Принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого).

  4. Деятельностный принцип (повышение активности родителей путем участия в разных видах совместной деятельности).

  5. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

6.Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

  • Каждый человек способен чувствовать и думать

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

  • Все люди нуждаются друг в друге

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

  • Для всех обучающихся достижение прогресса

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Стратегия достижения поставленной цели

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и творческая группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (в середине и конце учебного года), заседаниях МО учителей начальных классов и классных руководителей (один раз в год), заседаниях творческой группы.

Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в несколько этапов:


Подготовительный этап (01.05.20 – 15.06.20):

  • курсовая подготовка участников проекта;

  • создание творческой группы педагогов школы;

  • сбор информации по предпосылкам вступления в проект по инклюзивному образованию; разработка проекта.

Организационный этап (01.08.2020-01.09.2020):

Основной (деятельностный) этап (01.09.20-01.05.21): разработка пакета документов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в образовательном учреждении (локальных актов школы, внесение изменений в должностные обязанности всех работников школы, разработка индивидуальных образовательных планов, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных рекомендаций для всех работников школы, адаптированных программ).

  • информирование общественности по внедрению инновации;

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий;

  • повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию;

  • использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов сопровождения;

  • работа методической службы по созданию условий для инклюзивного обучения; сбор материалов для мониторинга результатов реализации проекта.

Заключительный этап (рефлексивный) (01.05.19 - 31.05.19) .

Результатом реализации проекта можно считать выполнение ряда условий, а именно:

  • Создание нормативно-правового обеспечения реализации данного проекта.

  • Создание механизма управления и контроля над организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.

. Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения реализации проекта.

  • Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение) и детей -инвалидов.

  • Обеспечение кадрами.

  • Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.

При выполнении перечисленных условий мы получим

  1. Образовательную модель ОУ, которая позволит обучаться в ней всем детям независимо от их возможностей через:

    • организацию доступной среды,

    • формирование банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей группы продленного дня, педагогов дошкольного и дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах,

    • организацию воспитательной среды, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;

  2. Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

  • Анализ развития детей два раза в год.

  • Реализация мониторинга качества образования.

  • Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.

  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.

  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.

Аналитический этап (01.06.20-31.08.20) - обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Оформление отчетной документации. Публикация в СМИ материалов по внедрению проекта.

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно - правовая база проекта по внедрению инклюзивного образования:

  • Закон «Об образовании в РФ» в редакции от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;  

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 Об утверждении прилагаемого порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» .

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации     от 27.03.2000 № 27/901-6)

  • «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06

  • Конвенция о правах инвалидов

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом  Российской  Федерации Д. Медведевым

04 февраля 2010 года, Пр-271

  • Локальные акты школы (положение о ПМПк, положение об инклюзивном обучении, положения о портфолио учащегося и учителя, положение о ведении дневника динамического наблюдения, Положение о рабочей программе учителя, Положение об оценивании детей с ОВЗ).
    Кадровое обеспечение проекта

При условии успешной реализации данного проекта планируется получить следующие результаты:

1.Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).

5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.

6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.

7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.

8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Возможные риски в ходе реализации проекта.

Реализуя проект, необходимо учитывать все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбирать адекватные задачам методы и приёмы.

1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса).

Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:

  • организация дополнительного обучения;

  • расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.

3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах ИО.

Для решения данной проблемы поставлены задачи:

  • Внедрить в практику программы «Обучение взрослых» для педагогов.

  • Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.

  • Информировать всех участников реализации Программы о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ через официальный сайт ОУ.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Однако педагогическую профессию из рада других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности, и в связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Неоценимый вклад в изучение профессиональной деятельности педагога внесли: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, А.С. Макаренко, Сластёнин В.А., В.А. Кан-Калик и др.

По мнению Сластёнина В.А., основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии так же состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Эти специфические особенности педагогической профессии остро актуальны в современных условиях совершенствования отечественной системы образования, которая в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психолого-педагогических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех детей без исключения: детей-инвалидов; детей с различным уровнем развития и отличающимися способностями; детей, относящихся к другим этническим или культурным группам внутри какого-то определенного социума, и являющихся меньшинством. Эту задачу призвано решить инклюзивное образование.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное (включающее) образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для любого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы. Прежде всего должна быть создана моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка; которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей.

Как полагают Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р., реализация этого принципа означает:

1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

2) задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Меняющаяся образовательная парадигма, растущая интегративность образовательного пространства, его открытость, необходимость реализовывать разнообразные модели и технологии образования довольно существенно трансформируют представления о том, какие профессионально-личностные характеристики современного педагога следует считать действительно значимыми и особенно - в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, особо важной становится проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию.

Как показывают исследования С. В. Алёхиной, М. Н. Алексеевой, Е. ЛАгафоновой и др., первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности (профессиональной, психологической и методической) учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями; обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Но самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы, – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. По мнению Назаровой Н., сотрудничество учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса.

Основным психологическим «барьером» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы.

Базовым психологическим процессом, влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребенка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие этого ребенка.

Однако, по мнению психологов, эмоциональное принятие в педагогической деятельности имеет профессиональный «барьер» – учитель психологически не принимает ребенка, в успешности обучения которого не уверен. Учитель не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. В ситуации детей с сенсорными нарушениями появляется еще и коммуникативный барьер – барьер «непонимания». Наиболее проблемная группа – дети с нарушениями интеллекта. Они заведомо не смогут освоить учебную программу массовой школы, для них чаще всего необходимо специальное построение индивидуального образовательного маршрута и использование иной программы обучения, что для педагога общеобразовательной школы крайне сложно (даже если школа лицензирована на несколько видов образовательных программ). В работе с ними необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели академические результаты. Удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории детей во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, с социально-культурной адаптацией в обществе.

Педагоги, имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач;

4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Липски и Гартнер считают, что учителя способствуют активизации потенциала учащихся, при сотрудничестве с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами; в условиях вовлечения в разнообразные виды общения с учениками, так что узнают каждого индивидуально, кроме того; при участии в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями.

Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания.

Литература

1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.

2. Назарова НИнтегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.

3. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.

4. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.

5. Материалы курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда».