СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Огород на подоконнике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективно творческое дело «Огород на подоконнике»

 

Вид КТД: трудовое воспитание. Цель:  

Создание огорода на окне, уход за растениями в комнатных условиях.

Задачи:

- формировать интерес к познавательной деятельности посредством посадки и выращивания семян.

-  обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

-  воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Возраст участников:  5 – 7 лет.

Методическое оборудование:

- земля для посадки;

- ящики для посадки растений;

- лейки, фартуки, грабельки;

- дневник наблюдений;

 семена растений, горшки;

научная литература.  

Содержание

Методы, формы

деятельности  коллектива

  1. Предварительная работа  (коллективное целеполагание)

Подводит к выбору темы КТД:

- Ребята, совсем  скоро у нас закончится весна и наступит лето. Чем вы занимались прошлым летом, особенно в последние его дни?

- А кто-нибудь из вас помогал своим родителям в огороде или ездил в деревню к бабушкам, дедушкам? Чем вы там занимались? Помогали ли вы им с домашними делами?

- Да, действительно, в конце лета принято убирать урожай – выкапывать, вырывать то, что выросло за теплое время года. А вы любите то, что растет на огороде: овощи, растения? Почему?

- Но иногда же этого хочется и зимой, когда нет свежей зелени. Что нам тогда делать?

- А почему нам нельзя самим вырастить зелень? Как вы думаете, почему свои продукты лучше, чем в магазине?

- Подумайте, что мы можем сделать, чтобы у нас были свои свежие растения даже зимой?

Чтение  книг об овощах,  беседы о пользе овощей,

подготовка оборудования и посадочного материала.

 

Отвечают на вопросы:

- Катались на велосипеде, гуляли, отдыхали.  Да. Помогали по дому, убирали урожай.

 

 Да, любим. Там много витаминов, это полезно для здоровья. Овощи и съедобные растения можно использовать для салата.  Купить в магазине.

 В магазине их могут продавать не свежими, обрабатывать чем-нибудь вредным, свои бесплатные.

 Можно выращивать в горшках, как цветы.  Нужно, чтобы каждый дома сделал маленькую грядку. Можно в  группе на подоконнике сделать   для этого не большие грядочки.

  1. Коллективное планирование

- А действительно, давайте мы с вами попробуем выращивать зелень сами. А где мы это будем делать?

- А как мы назовем наше дело?

 

- Где мы будем располагать наш огород? Нужно, чтобы было достаточно тепло и светло.

- Так вот у нас и готово название: «Огород на подоконнике». Ребята, вам нравится это название? Кто «за», поднимите руки.

- Здорово, что вам понравилось это название. Теперь нам нужно с вами все продумать, а для этого нам нужны «главные садоводы». Кто будет мне помогать в самом сложном – организации нашей работы?

Если кто-то забудет полить растения, то другие это сделают. Каждый сможет видеть, что выросло.

Предлагают свои варианты: - Огородик - Зимняя грядка - Свежая зелень

- Можно на подоконнике.

 Проводят голосование.

 Набираются добровольцы в «совет дела». Распределяют должности: руководитель по поливу, главный по семенам, организатор посадки и т.д. Набирают себе помощников (по желанию). Распределяют обязанности в группах.

  1. Коллективная подготовка

  Воспитанники с воспитателями выбирают место для посадки, виды растений, семена. Планируют работу с родителями (помощь по закупке семян, изготовлению ящиков), работу с партнерами (работники столовой). Определяют сроки работы: 6 месяцев. Определяют реализацию выращенных растений: сдавать в  столовую. Составляют лист обязанностей. Изучают литературу по выращиванию огородных растений.

Работа  индивидуальная,   коллективная работа.

 

  1. Проведение КТД

 Д\И «Волшебная корзинка»

 Ребята, а сейчас я вам буду загадывать загадки:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос!

( ответы детей, воспитатель достает морковь из корзинки)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я?

(ответы детей.)

 Молодцы, ребята! Вот она - капуста.

(ответ детей, воспитатель показывает детям кочан капусты)

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется... (огурец).

(воспитатель достает из корзинки огурец)

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

(воспитатель достает из корзинки помидор)

Приготовить на обед

Ты не сможешь винегрет,

Если овоща такого

У тебя на грядке нет.

(Свекла)

(воспитатель достает  из корзинки свеклу)

Беседа:

 Кто мне может сказать, а зачем люди выращивают овощи? Что из них можно приготовить?

(ответы детей.)

Можете мне сказать, почему нам витамины особенно необходимы весной?

  ( ответы детей.)

 Скажите мне, что можно приготовить из овощей?   Скажите мне, пожалуйста, как будут называться салаты, приготовленные из овощей?

( ответы детей.)

 Давайте вместе приготовим овощной салат?! Какие овощи мы возьмем? (дети делятся на две команды.)  

Д\И «Веселый повар» 

Молодцы! что еще можно добавить в салаты?

  В салат мы еще добавим лук, петрушку, укроп - в них тоже много витаминов. Ребят, кое-что из этих полезных овощей и растений мы с вами можем вырастить на подоконнике.

 Как вы думаете, что для этого нам понадобиться (земля, ящики, семена.)

 Давайте подойдем к столам и посмотрим, что на них лежит.

(рассматривание семян.)

Какие семена вы узнали? (ответы детей)

Вы видели, как растет укроп? (ответы детей.)

Семена сейчас очень маленькие, но когда мы их посадим и будем за ними ухаживать, из них вырастет  укроп.

Какие   части растения вы знаете? (корень, стебля, листья). А для чего растению нужен корень? (ответы детей), стебель, листья? (ответы детей).

 Эти знания пригодятся, когда мы будем наблюдать, как растет наше растение.

А теперь давайте отдохнем! Приглашаю вас на физкультминутку!

Физкультминутка:

Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)

Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)

Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)

Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)

Экспериментальная деятельность:

А теперь, оденьте фартуки,   подойдите все ко мне.

Что нужно чтобы посадить укроп? (ответы детей)

Сейчас я сделаю 1бороздку в земле, как вы думаете, для чего я это делаю? (ответы детей).

Теперь каждый из вас возьмет по зернышку, и положит в бороздку, и присыпаем его землей, только зернышко нужно положить с хорошими, добрыми мыслями для того чтобы ему было тепло и уютно в земле и оно побыстрее выросло.

Как вы думаете ребята, что сейчас нужно сделать?

(полить зернышко).

Ребята скажите, что нужно нашему растению? (свет, тепло).

Правильно ребята! теперь мы каждый день будем наблюдать за нашим огород, и будем записывать результаты наших наблюдений в наш дневник наблюдений.

 Думаю, наш огород скоро порадует своим урожаем!

А сейчас пойдем и помоем руки.

Чем понравилась   наше занятие? (ответы детей)

Что нового узнали? (ответы детей)

О чем расскажите дома родителям? (ответы детей)

Все молодцы. Спасибо!

 

 

  1. Подведение итогов

Задает вопросы:

- Ребята, мы с вами провели такое значимое коллективное дело, которое можно назвать проектом. - Как вы думаете, у нас с вами все получилось, что мы задумывали? - Какие проблемы возникли? - Какой результат мы получили в итоге? - Вам было интересно работать над этим делом? - Как мы с вами поблагодарим родителей за помощь?

Отвечают:

- Да, мы вырастим укроп/лук/петрушку самостоятельно. - Было трудно поливать растения. - Мы узнали много нового об огородных растениях и то, как их выращивать. Мы вырасти сами зелень. - Да, интересно наблюдать за ростом растений. - Можно им написать/нарисовать благодарности, сделать поделки.

  1. Ближайшее последействие

Задает вопросы:- Как вы думаете, можно ли будет продолжить нашу работу? - Если продолжать, то где нам брать семена, нам ведь нужно финансирование. - Хотели бы вы повторить это в следующем учебном году?

Отвечают, планируют на будущее:

- Да, можно. - Можно зелень выращивать и отдавать  в столовую.

 

Просмотр содержимого документа
«Огород на подоконнике»

 



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»





Методическая разработка

коллективно-творческого дела

по трудовому воспитанию дошкольников


«Огород на подоконнике»




Разработала:

воспитатель Жеребятьева Л.М.- 1квалификационная категория,

воспитатель Корнеева И.А. – высшая 1квалификационная категория





















Павловск, 2024




Коллективно творческое дело «Огород на подоконнике»


Вид КТД: трудовое воспитание.
Цель:

Создание огорода на окне, уход за растениями в комнатных условиях.

Задачи:

- формировать интерес к познавательной деятельности посредством посадки и выращивания семян.

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.


Возраст участников: 5 – 7 лет.

Методическое оборудование:

- земля для посадки;

- ящики для посадки растений;

- лейки, фартуки, грабельки;

- дневник наблюдений;

семена растений, горшки;

научная литература.


Содержание

Методы, формы

деятельности коллектива

  1. Предварительная работа (коллективное целеполагание)

Подводит к выбору темы КТД:

- Ребята, совсем скоро у нас закончится весна и наступит лето. Чем вы занимались прошлым летом, особенно в последние его дни?

- А кто-нибудь из вас помогал своим родителям в огороде или ездил в деревню к бабушкам, дедушкам? Чем вы там занимались? Помогали ли вы им с домашними делами?

- Да, действительно, в конце лета принято убирать урожай – выкапывать, вырывать то, что выросло за теплое время года. А вы любите то, что растет на огороде: овощи, растения? Почему?

- Но иногда же этого хочется и зимой, когда нет свежей зелени. Что нам тогда делать?

- А почему нам нельзя самим вырастить зелень? Как вы думаете, почему свои продукты лучше, чем в магазине?

- Подумайте, что мы можем сделать, чтобы у нас были свои свежие растения даже зимой?

Чтение  книг об овощах, беседы о пользе овощей,

подготовка оборудования и посадочного материала.


Отвечают на вопросы:

- Катались на велосипеде, гуляли, отдыхали. Да. Помогали по дому, убирали урожай.



Да, любим. Там много витаминов, это полезно для здоровья. Овощи и съедобные растения можно использовать для салата.

Купить в магазине.


В магазине их могут продавать не свежими, обрабатывать чем-нибудь вредным, свои бесплатные.

Можно выращивать в горшках, как цветы.
Нужно, чтобы каждый дома сделал маленькую грядку.
Можно в группе на подоконнике сделать для этого не большие грядочки.

  1. Коллективное планирование

- А действительно, давайте мы с вами попробуем выращивать зелень сами. А где мы это будем делать?

- А как мы назовем наше дело?



- Где мы будем располагать наш огород? Нужно, чтобы было достаточно тепло и светло.

- Так вот у нас и готово название: «Огород на подоконнике». Ребята, вам нравится это название? Кто «за», поднимите руки.

- Здорово, что вам понравилось это название. Теперь нам нужно с вами все продумать, а для этого нам нужны «главные садоводы». Кто будет мне помогать в самом сложном – организации нашей работы?

Если кто-то забудет полить растения, то другие это сделают. Каждый сможет видеть, что выросло.

Предлагают свои варианты:
- Огородик
- Зимняя грядка
- Свежая зелень

- Можно на подоконнике.

 Проводят голосование.

 Набираются добровольцы в «совет дела». Распределяют должности: руководитель по поливу, главный по семенам, организатор посадки и т.д.
Набирают себе помощников (по желанию). Распределяют обязанности в группах.

  1. Коллективная подготовка

Воспитанники с воспитателями выбирают место для посадки, виды растений, семена. Планируют работу с родителями (помощь по закупке семян, изготовлению ящиков), работу с партнерами (работники столовой).
Определяют сроки работы: 6 месяцев.
Определяют реализацию выращенных растений: сдавать в столовую.
Составляют лист обязанностей.
Изучают литературу по выращиванию огородных растений.

Работа индивидуальная, коллективная работа.


  1. Проведение КТД

Д\И «Волшебная корзинка»

 Ребята, а сейчас я вам буду загадывать загадки:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос!

( ответы детей, воспитатель достает морковь из корзинки)

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я?

(ответы детей.)

 Молодцы, ребята! Вот она - капуста.

(ответ детей, воспитатель показывает детям кочан капусты)

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется... (огурец).

(воспитатель достает из корзинки огурец)

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

(воспитатель достает из корзинки помидор)

Приготовить на обед

Ты не сможешь винегрет,

Если овоща такого

У тебя на грядке нет.

(Свекла)

(воспитатель достает  из корзинки свеклу)

Беседа:

 Кто мне может сказать, а зачем люди выращивают овощи? Что из них можно приготовить?

(ответы детей.)

Можете мне сказать, почему нам витамины особенно необходимы весной?

  ( ответы детей.)

 Скажите мне, что можно приготовить из овощей?   Скажите мне, пожалуйста, как будут называться салаты, приготовленные из овощей?

( ответы детей.)

 Давайте вместе приготовим овощной салат?! Какие овощи мы возьмем? (дети делятся на две команды.)  

Д\И «Веселый повар» 

Молодцы! что еще можно добавить в салаты?

  В салат мы еще добавим лук, петрушку, укроп - в них тоже много витаминов. Ребят, кое-что из этих полезных овощей и растений мы с вами можем вырастить на подоконнике.

 Как вы думаете, что для этого нам понадобиться (земля, ящики, семена.)

 Давайте подойдем к столам и посмотрим, что на них лежит.

(рассматривание семян.)

Какие семена вы узнали? (ответы детей)

Вы видели, как растет укроп? (ответы детей.)

Семена сейчас очень маленькие, но когда мы их посадим и будем за ними ухаживать, из них вырастет укроп.

Какие части растения вы знаете? (корень, стебля, листья). А для чего растению нужен корень? (ответы детей), стебель, листья? (ответы детей).

 Эти знания пригодятся, когда мы будем наблюдать, как растет наше растение.

А теперь давайте отдохнем! Приглашаю вас на физкультминутку!

Физкультминутка:

Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)

Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)

Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)

Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)

Экспериментальная деятельность:

А теперь, оденьте фартуки, подойдите все ко мне.

Что нужно чтобы посадить укроп? (ответы детей)

Сейчас я сделаю 1бороздку в земле, как вы думаете, для чего я это делаю? (ответы детей).

Теперь каждый из вас возьмет по зернышку, и положит в бороздку, и присыпаем его землей, только зернышко нужно положить с хорошими, добрыми мыслями для того чтобы ему было тепло и уютно в земле и оно побыстрее выросло.

Как вы думаете ребята, что сейчас нужно сделать?

(полить зернышко).

Ребята скажите, что нужно нашему растению? (свет, тепло).

Правильно ребята! теперь мы каждый день будем наблюдать за нашим огород, и будем записывать результаты наших наблюдений в наш дневник наблюдений.

 Думаю, наш огород скоро порадует своим урожаем!

А сейчас пойдем и помоем руки.

Чем понравилась   наше занятие? (ответы детей)

Что нового узнали? (ответы детей)

О чем расскажите дома родителям? (ответы детей)

Все молодцы. Спасибо!



  1. Подведение итогов

Задает вопросы:

- Ребята, мы с вами провели такое значимое коллективное дело, которое можно назвать проектом.
- Как вы думаете, у нас с вами все получилось, что мы задумывали?
- Какие проблемы возникли?
- Какой результат мы получили в итоге?
- Вам было интересно работать над этим делом?
- Как мы с вами поблагодарим родителей за помощь?

Отвечают:

- Да, мы вырастим укроп/лук/петрушку самостоятельно.
- Было трудно поливать растения.
- Мы узнали много нового об огородных растениях и то, как их выращивать. Мы вырасти сами зелень.
- Да, интересно наблюдать за ростом растений.
- Можно им написать/нарисовать благодарности, сделать поделки.

  1. Ближайшее последействие

Задает вопросы:- Как вы думаете, можно ли будет продолжить нашу работу?
- Если продолжать, то где нам брать семена, нам ведь нужно финансирование.
- Хотели бы вы повторить это в следующем учебном году?

Отвечают, планируют на будущее:

- Да, можно.

- Можно зелень выращивать и отдавать в столовую.