Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29) г. Краснотурьинск
Мини - проект
«Наш весёлый огород на подоконнике»
Проект разработали и выполнили:
воспитатели логопедической группы
Пономарёва Юлия Анатольевна –
высшая категория гр. № 7,
Викулова Александра Александровна –
1 квк гр. № 7,
Арнольд Александра Сергеевна гр. № 10,
тьютор Карпецкая Юлия Николаевна гр. № 7,
и воспитанники гр. № 7, № 10
(дети 5 - 7 лет)
МО Краснотурьинск 2025 г.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….стр. 4
Актуальность………………………………………………………стр. 4
Цель, задачи………………………………………………………..стр. 4
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный………………………………………..стр. 5
2 этап. Организационный…………………………………………стр. 6
3 этап. Заключительный или итоговый…………………………стр. 6
Таблица. Содержание работы с детьми по дням……………….стр. 6
Выводы по результатам проекта……………,…………………...стр. 9
Используемая литература………………………………………...стр. 10
Приложение 1 Защита «Нашего весёлого огорода на подоконнике».………………………………………………………стр. 11
Приложение 2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике».………………………………………………………стр. 13
Приложение 3 Занятие "Наш весёлый город на подоконнике" для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет (цветы).……………………………………………….……………..стр. 16
Приложение 4 Конспект« Огород на подоконнике» для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет (овощи).…………………………………………………..................стр. 21
Приложение 5 Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» (овощи и цветы)………………………………………………….....стр. 28
Приложение 6 Чтение произведений О. Емельяновой «Что растет на огороде», С. Михалкова «Овощи».……………………………………………………............стр. 31
Приложение 7 Фото проекта……………………………………стр. 35
Введение
Наступила весна. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Актуальность
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к познавательной деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширить знания детей о культурных растениях;
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, помидор, укроп, огурец, горох и фасоль);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
Развивающие:
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе.
1.Возрастная группа: от 5 до 7 лет
2. Вид проекта: краткосрочный
3. Тип проекта: познавательный
4. Форма проведения: групповая
5.Участники проекта: воспитатели, дети и родители
Материально - технические ресурсы:
компьютер; подбор фотографий, картин, иллюстраций; дидактические игры;
мини - сборники стихотворений и загадок; консультации для родителей;
муляжи овощей, создание лэпбука «Огород на окне», «Помидор», «Цветы»;
подбор посадочного материала.
Условия реализации проекта:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29)
МО Краснотурьинск
Срок реализации: с 21 апреля по 25 апреля 2025 года
Ожидаемый результат:
Дети пополнят свои знания новыми культурными растениями.
С помощью работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет сформировано бережное отношение к растительному миру и уважительное отношение к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Основные направления реализации проекта:
Беседы с детьми;
Наблюдения;
Изготовление атрибутов для дизайнерского оформления огорода;
Трудовая деятельность и поручения;
Дидактические и настольно печатные игры.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный - сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Основной - реализация проекта.
Заключительный - подведение результатов.
Подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта, сформировать интерес у детей по созданию условий для реализации проекта.
Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы.
Сбор информационного материала.
Создание условий для организации и оформления работы в «Нашем весёлом огороде на подоконнике».
Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Основной этап:
Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
Беседа с детьми по теме «Что такое огород…».
Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.
Совместное создание в группе огорода, посадка семян овощей и луковиц, цветов.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Чтение произведений О. Емельяновой «Что растет на огороде», С. Михалкова «Овощи».
Совместный труд воспитателя и детей (полив, рыхление, прореживание).
Проведение дидактических игр, пальчиковых гимнастик, игр малой подвижности.
Отгадывание загадок про овощи и цветы.
Чтение стихотворений про овощи и цветы.
Создание и заполнение дневника наблюдений за растениями.
Художественно - эстетическое развитие: рисование овощей и цветов на мини - выставку в группе.
Заключительный этап:
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.
Создание лэпбуков.
Представление и защита «Нашего весёлого огорода на подоконнике» (экологический конкурс среди дошкольных учреждений муниципального округа Краснотурьинска
«Огород на подоконнике»).
Итоговый протокол и диплом (грамота) 3 место.
Мини - выставка рисунков в группе:
«Наш весёлый огород на подоконнике»
К опыту работы будут приобщены фотографии по проведению проекта.
Таблица
Содержание работы с детьми по дням:
«Наш весёлый огород на подоконнике». Это место, где природа и фантазия переплетаются, а каждый уголок наполнен жизнью. В нашем огороде растут не только овощи и цветы, но и дружба, умения и радость. Здесь мы учимся заботиться о растениях, наблюдать за их ростом и делиться своей любовью к природе.
Посадили огород,
Посмотрите, что растёт!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!
Период | Содержание работы | Задачи по образовательным областям |
21.04.2025 понедельник | - Развитие речи. Сбор информации совместно с детьми и родителями. - Беседа с родителями «Знакомство с проектом». - Оформление родительского центра, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. - Беседы и посадка огорода с детьми. - Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. - Чтение произведений О. Емельяновой «Что растет на огороде», С. Михалкова «Овощи». - Дидактическая игра «Собери в корзинку овощи». - Дневник наблюдений Посадка, уход и полив растений с детьми. - Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». | П.Р. – Поощрять обсуждение детьми различных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в процессе проектной деятельности; Р.Р. – продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать сказки и и драматизировать их; П.Р. – развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. |
22.04.2025 вторник | - Дневник наблюдений Уход и полив растений с детьми. - Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. - Беседы и посадка огорода с детьми. - Рассматривание иллюстраций, картинок. - Художественно – эстетическое развитие. - Рисунки детей «Овощи» и «Цветы». - Дидактическая игра «Третий лишний» (овощи и цветы). - Чтение и заучивание стихотворений и загадок на тему «Овощи и цветы» к защите огорода. | Р.Р. – уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект; Х-Э.Р. – продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении рисунка; С-К.Р. – развивать умение заниматься самостоятельно выбранным делом. |
23.04.2025 среда | - Дневник наблюдений Уход и полив растений с детьми. - Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» (овощи и цветы). - Дидактические игры и лэпбуки «Цветы», «Помидор», «Огород на окне». - Художественно – эстетическое развитие. Раскраски на тему: «Вот какой урожай, собирай не зевай». - Малоподвижная игра «Поймай мяч, если…» | Ф.Р. – учить придумывать варианты игр, проявляя творческие способности; С-К.Р. – формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. |
24.04.2025 четверг | - Дневник наблюдений Уход и полив растений с детьми. - Работа с родителями и консультация для родителей «Огород на подоконнике». - Занятие "Наш весёлый огород на подоконнике" для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет (цветы). - Оформление нашего весёлого огорода на подоконнике (атрибутика). - Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. - Физминутки. | Ф.Р. – продолжать знакомить детей с различными физкультминутками для снятия мышечного напряжения; Ф.Р. – учить придумывать варианты игр, проявляя творческие способности; |
25.04.2025 пятница | - Дневник наблюдений - Уход и полив растений с детьми. - Конкурсная комиссия. Защита «Нашего весёлого огорода на подоконнике» - Итоговый протокол и диплом (грамота) 3 место. - Фотоотчёт (фотовыставка) для детей и родителей. | Р.Р. – совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью. |
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Дети познакомились с культурными растениями.
У детей сформировался интерес по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на подоконнике.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Выводы по результатам проекта.
По реализации проекта «Наш весёлый огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
Дети:
- сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
- научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
- сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
- Бережнее стали относиться к растительному миру.
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги:
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Используемая литература:
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».
Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры».
Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа».
Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?».
Приложение № 1
Защита «Нашего весёлого огорода на подоконнике»
Представление и защита для конкурсной комиссии.
Мини - сборник стихотворений и загадок.
Педагог:
- Здравствуйте, гости дорогие. С радостью представляем вам «Наш весёлый огород на подоконнике». Это место, где природа и фантазия переплетаются, а каждый уголок наполнен жизнью. В нашем огороде растут не только овощи и цветы, но и дружба, умения и радость. Здесь мы учимся заботиться о растениях, наблюдать за их ростом и делиться своей любовью к природе.
Слова детей:
Загадки про овощи: | Загадки про овощи: |
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя, резкий. Горький вкус имеет он Обжигает… не лимон. (Лук) | В домике одноэтажном Созревает овощ важный. За стеклом сидит синьор, Толстый, красный - ... (Помидор) |
В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь. Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква) | Что это за рысачок Завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки… (Кабачок) |
Я – и свежий, и соленый. Весь пупырчатый, зеленый. Не забудь меня, дружок, Запасай здоровье впрок. (Огурец) | Над ним не кружит пчёлка, Она с ним не дружна. Пахучая метёлка Солениям нужна. (Укроп) |
В этих желтых пирамидках Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза) | Петрушка, лук, огурчик мелкий, Редис на голубой тарелке Уже порезаны лежат. Добавь сметаны – ешь ... (Салат) |
Стихотворения про овощи и цветы: | Стихотворения про овощи и цветы: |
Подружитесь с овощами, И с салатами и щами. Витаминов в них не счесть. Значит, нужно это есть! | Ешь от пуза кукурузу, Потому, что нравится! Да и всем она по вкусу - Желтая красавица! |
Помидор я, иль томат, Витаминами богат, На вид я не ужасный: Круглый я и красный, Положить меня в салат Каждый будет очень рад. Лук растёт на огороде, Он большой хитрец в природе, В сто одёжек он одет, Ребятишки на обед Не хотят его срывать, Зачем слёзы проливать!? | Она добрая, Горчица! - Ею можно излечиться - От простуды и артритов, От мигреней и бронхитов... Её зёрнышки - в соленьях, В кулинарных откровеньях. Питаться будем правильно, Питаться будем вкусно, И в огороде я салат, Посею густо-густо. Пускай растёт на радость всем, Потягиваясь к солнцу, За ростом я буду глядеть Из нашего оконца. |
А пойду - ка в огород, Посмотрю, что там растёт. Обойду все грядки, Все ли там в порядке? | Укроп - полезное растение, И в этом нет у нас сомнения, Его добавим мы в салат, И каждый будет очень рад. |
Кто лежит такой пузатый И в рубашке полосатой? Это вам не пустячок, Это чудо - кабачок! | Тыква выросла на грядке - Не поднимете, ребятки! Если ягода она, То, наверно, для слона! |
А бархатцы - из бархата, Из жёлтого, из красного. Совсем не прихотливы, Не требуют полива. | Я все цветы люблю, язык их понимаю, И нежным взором их ласкаю, В них каждый лепесток играет, Храня в себе частичку рая, Их запах в сердце проникает, Душа от счастья замирает. |
Приложение № 2
Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольного возраста может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно - исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной - тепло, воду, свет; для другой - тепло, воду, темноту; для третьей - холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого - на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук - репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для ребенка дошкольного возраста ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд - это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на подоконнике» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.
Приложение № 3
Занятие "Наш весёлый огород на подоконнике" для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет (цветы)
Выращивание растений в доме - это удовольствие, создание красивого интерьера и несомненная польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Дом, наполненный красивыми цветами, пышной зеленой листвой или даже колючими кактусами, хранит частичку природы, солнца и лета независимо от погоды за окном.
Многие дети в дошкольном возрасте с удовольствием наблюдают за живой природой. Им интересно, как живут животные и растения, как из маленького семечка вырастает целое растение. В отличие от более трудоемкого ухода за животными, уход за комнатными растениями доступен и посилен ребёнку, поэтому выращивание "своего" растения на своем подоконнике играет важную роль в воспитании ребёнка дошкольного возраста.
Во-первых, это знакомит ребенка с коплексом знаний о физиологии растений, об экологии и экологических факторах, важных для живого организма. во-вторых, формирует навыки практической опытнической работы, развивает любознательность и наблюдательность.
Нельзя забывать и о том, что уход за растением прививает ребенку определенные организационные навыки: учит его быть самостоятельным и ответственным. Высаживая растения, ухаживая за ними, ребенок учится терпению и наблюдательности, понимает, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Дети нетерпеливы, и ожидание долгосрочных результатов научит их тому, что не все на этом свете достается легко и просто. Зато забота о растении способствует развитию у ребенка эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому существу, почувствовать радость дружеских контактов с природой, помогает овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе.
Цель: ознакомление воспитанников с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.
Задачи:
- познакомить с технологией выращивания растений из семян в комнатных условиях;
- расширить представление о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
- закрепить навыки ухода за растениями;
- формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.
- Растут ли у вас дома на подоконнике цветы? какие?
- Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома?
- Наверное, у вас все цветы посадила мама или бабушка.
А сегодня мы посадим те цветы, которые позже в мае, когда будет теплая погода, высадим их на наши цветники.
Но вы уже достаточно взрослые, чтобы самим посадить и вырастить свое собственное растение - только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно , чтобы вырастить на подоконнике самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать. Мы с вами будем садоводами - исследователями, отправляющимися на поиски открытий в удивительном мире растений.
Для начала давайте посмотрим, как хорошо вы знакомы с растениями. Посмотрите на картинки, знаете ли вы, что это за растения, как они называются?
- А как вы думаете, цветы - это живая или неживая природа?
- Цветок тоже живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому для того, чтобы вырастить дома на подоконнике растение, нам нужно о нем заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
- Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение?
Во-первых, растению нужно выбрать место - например, подоконник. Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобится дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садится солнце.
- Давайте посмотрим на окошки нашей комнаты и подумаем, какое окошко будет самым лучшим для выращивания нашего сада?
Во-вторых, нам понадобятся инструменты. Наш крохотный сад, конечно, не потребует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, нужно будет насыпать землю из пакетов в специальные горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет набор для песочницы: совочек, грабельки, лейка, все - как у настоящего садовника!
Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.
- Куда мы будем сажать наше растение? В землю!
- Где нам взять землю, чтобы посадить растение?
Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой.
Конечно же нам понадобятся специальные ёмкости или горшочки, в которые мы будем сажать растение! это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки или продолговатые контейнеры.
Итак, у нас есть все, чтобы вырастить свой маленький сад!... Или еще не все?
- Что еще нам необходимо?
- Конечно же, семена.
- Что именно мы будем выращивать в своем саду?
Астры, лён разных сортов, питунии, бархатцы, хризантемы, календула «Жёлтый хулиган», вербена «Идеал», Колеус Блюма.
А вы знаете, что семена - это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чем его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?
- Что помогает семени проснуться?
- Что происходит с семечком дальше?
- Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
- Какое чудесное превращение произойдет с семечком?
Вот как из маленького семени вырастает растение, как оно тянется к свету. Давайте и мы потянемся и разомнемся, подражая нашим зеленым друзьям.
Вот теперь мы готовы к наполнению жильцами нашего минигородка.
- Какие же растения мы можем там посадить? Может, вкусные и полезные?
Ведь будет так здорово принести на кухню то, что мы вырастили сами.
Очень интересно наблюдать за тем, как растет горох или фасоль. Это бобовые растения. Они совершенно неприхотливы, их семена долго сохраняют всхожесть. Поместите горошины в горшочки с плодородным грунтом и следите, чтобы грунт не пересыхал. Первые всходы вы увидите уже через полторы недели, а затем начнется еще одна интересная часть садоводства - растения начнут виться! Для них нужно будет установить опоры и подвязать тонкие стебельки, чтобы они не упали. После этого вы сможете увидеть, как гибкие усики оплетают опору, как появляются белые цветы, а затем и стручки с молодым горошком, который можно попробовать. Несколько стручков можете оставить на вырост, чтобы получить свой собственный посевной материал к новому сезону!
- А теперь давайте посмотрим на уже пророщенное семечко гороха. Давайте его рассмотрим и назовем основные части молодого проростка:
- корень, корневая система
- стебель
- семядольные листья
- Куда растет корень?
- Куда растет стебель?
- Вы уже знаете, какие тайны скрывает маленькое семечко, мы с вами посмотрели, как из него появляются корень и росточек. Нам осталось только посадить свое семечко и подождать, пока оно прорастет. Но настоящий садовод помнит - посадить растение мало, за ним нужно ухаживать, ведь оно такое же живое существо, как и мы с вами.
- Как нужно ухаживать за растениями?
- Следить, чтобы земля не высыхала - поливать растение или опрыскивать из пульверизатора.
После полива аккуратно рыхлить землю, чтобы не образовалась корка, мешающая корням дышать.
Обеспечивать им достаточное количество света.
И тогда ваше растение будет хорошо расти и порадует вас своими зелеными листьями, а может даже цветами и плодами.
Приложение № 4
Конспект« Огород на подоконнике» для детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет (овощи)
Цель: создание огорода на подоконнике, уход за растениями в комнатных условиях.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности, посредством посадки и выращивания семян.
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, фронтальный опрос);
- наглядные (иллюстрации, картинки, фотографии);
- практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
- игровые (д/и игры).
Предварительная работа:
- чтение об овощах;
- беседы о пользе овощей;
- подготовка оборудования и посадочного материала.
Оборудование и материалы:
- земля для посадки;
- ящики для посадки растений;
- лейки, фартуки, грабельки;
- семена;
- дневник наблюдений.
Ход занятия:
Д\И «Волшебная корзинка»
Ребята, а сейчас я вам буду загадывать загадки:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос!
( ответы детей, воспитатель достает морковь из корзинки)
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я?
(ответы детей.)
Молодцы, ребята! Вот она - капуста.
(ответ детей, воспитатель показывает детям кочан капусты)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется... (огурец).
(воспитатель достает из корзинки огурец)
Этот овощ кисло - сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется... (помидор).
(воспитатель достает из корзинки помидор)
Приготовить на обед
Ты не сможешь винегрет,
Если овоща такого
У тебя на грядке нет.
(Свекла)
(воспитатель достает из корзинки свеклу)
Беседа:
Кто мне может сказать, а зачем люди выращивают овощи? Что из них можно приготовить?
(ответы детей.)
Можете мне сказать почему нам витамины особенно необходимы весной?
( ответы детей.)
Скажите мне, что можно приготовить из овощей? Скажите мне, пожалуйста, как будут называться салаты, приготовленные из овощей?
( ответы детей.)
Давайте вместе приготовим овощной салат?! Какие овощи мы возьмем? (дети делятся на две команды.)
Д\И «Веселый повар»
Молодцы! что еще можно добавить в салаты?
В салат мы еще добавим лук, петрушку, укроп - в них тоже много витаминов. Ребят, кое-что из этих полезных овощей и растений мы с вами можем вырастить на подоконнике.
Как вы думаете что для этого нам понадобиться (земля, ящики, семена).
Давайте подойдем к столам и посмотрим что на них лежит (рассматривание семян.)
Какие семена вы узнали? (ответы детей)
Вы видели как растет укроп?(ответы детей.)
Семена сейчас очень маленькие, но когда мы их посадим и будем за ними ухаживать из них вырастет растения укроп.
Какие вы части растения вы знаете?(корень, стебля, листья)А для чего растению нужен корень?(ответы детей),стебель, листья?(ответы детей).
Эти знания пригодятся когда мы будем наблюдать как растет наше растение.
А теперь давайте отдохнем! Приглашаю вас на физкультминутку!
Физкультминутка:
Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)
Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)
Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)
Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)
Экспериментальная деятельность:
А теперь одеваем фартуки, и подойдите все ко мне.
Что нужно чтобы посадить укроп?(ответы детей)
Сейчас я сделаю 1 бороздку в земле, как вы думаете для чего я это делаю?(ответы детей).
Теперь каждый из вас возьмет по зернышку, и положит в бороздку, и присыпаем его землей, только зернышко нужно положить с хорошими, добрыми мыслями для того чтобы ему было тепло и уютно в земле и оно побыстрее выросло.
Как вы думаете ребята что сейчас нужно сделать?(полить зернышко).
Ребята скажите что нужно нашему растению? (свет, тепло).
Правильно ребята! теперь мы каждый день будем наблюдать за нашим огород, и будем записывать результаты наших наблюдений в наш дневник наблюдений.
Думаю наш огород скоро порадует своим урожаем!
А сейчас пойдем и помоем руки.
Чем понравилась наше занятие? (ответы детей)
Что нового узнали? (ответы детей)
О чем расскажите дома родителям? (ответы детей)
Все молодцы. Спасибо.
Приложение № 5
Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное» (овощи и цветы)
Цель игры: формирование навыков классификации объектов и научение различать продукты питания (овощи) и несъедобные предметы.
Задачи:
- развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления.
- научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
Правила игры: дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Если называется съедобный предмет - дети хлопают, несъедобный - топают.
Еще один вариант с мячом. Если съедобный предмет, то дети ловят мяч, если несъедобный, то не ловят мяч.
Ход игры:
Рано утром я проснулся –
Улыбнулся, потянулся.
И конечно же с утра съел арбуз (автобус, фокус, кактус, и т. п.)
А потом и вертолет (самолет, томат, горох, лён и т. п.)
А вчера я на обед съел - монеты (кукурузу, тыкву, лук, и т. п.)
Я еще люблю покушать кресс - салат (снегопад, Ленинград и т. п.)
А еще и чемодан, еле - еле прожевал.
Ко мне мама подошла - молоко скорей дала.
Не прошло и часа, снова кушать захотел.
Положил себе в тарелку я с десяток голубей -
Ой, конечно огурцов.
Вот и случай был недавно,
У меня болел живот -
Хотя съел - то кабачок, и дом, и розетку с утюгом,
Сладкой тыквой я заел, вот живот и заболел.
Вам советую друзья без сметаны есть нельзя - горчицу, салат, машину,
А сосульки просто диво - сладки, вкусны и красивы.
Никогда я не скучаю, сладким чаем запиваю.
Чтоб и дальше меня слушать дайте мне цветы покушать.
Можно даже бархатцы, только красивые.
Вот и пить я захотел, уж давно воды не пил.
Все вокруг мне говорят надо овощи кушать –
В них витаминов куча - это А, Б, С и гайка -
Ведь не то, что балалайка.
Может шутят все вокруг -
Светофор ведь лучший друг.
Нет, конечно же друзья овощи - это лучшая и полезная еда.
Ешьте тыкву, огурцы, томат, кабачки, укроп и лук, а еще есть кресс - салат, горчица, кукуруза - это всё найдете вы у нас в огороде без прикрас. А цветы для красоты, мы их поливаем, только глазками смотреть - мы не забываем.
Ведь голодными друзья - быть в саду никак нельзя!
Мы с детьми играем в эту игру, обычно перед обедом. Каждый раз само собой получается что - то новенькое (слова, которые выделены курсивом их заменяют на другие). Попробуйте сами - вы увидите какая это позитивная игра для детей.
Приложение № 6
Чтение произведений О. Емельяновой «Что растет на огороде», С. Михалкова «Овощи»
«Что растет на огороде»
Олеся Емельянова
Мы видали в магазине
Много овощей в корзине,
Только все они не тут,
А на грядочке растут.
Грядка та на огороде.
Это что - то клумбы вроде,
Ведь по ней нельзя ходить
И растениям вредить!
Там, на клумбе, то есть грядке,
В строгом все растет порядке.
И порядок тот таков,
Что не терпит сорняков.
И без них, поверьте, братцы,
Трудно что где разобраться.
Вроде здесь морковь была,
Дернул, а она - свекла.
Только бы была охота -
Различим мы их в два счета.
У морковки рыжий цвет,
У свеклы такого нет -
В сарафан она одета
Фиолетового цвета.
А картофель с малых лет
В плащ коричневый одет.
Не похож он даже близко
На румяную редиску,
Но уж коль не «над», а «под» –
Все равно он корнеплод.
Над землей жить веселее,
Там чем выше, тем теплее,
И заплелся, если б мог,
Прямо на небо горох.
Тянет длинные усищи
И себе опору ищет,
Ведь любой его стручок
Хочет свой погреть бочок.
Перья лука зеленеют
И от солнышка длиннеют,
С нетерпением он ждет,
Что из лейки дождь пойдет.
Разделяет эти чувства,
В листья кутаясь, капуста.
С ней согласен с давних пор
Краснощекий помидор.
Чем сильнее солнце греет,
Тем быстрее он созреет.
Но огурчик - крокодил
В том его опередил.
Взял и занял спозаранку
Лучшую в кладовке банку,
И теперь ужасно рад,
Что не будет в ней томат.
Их соперничество глупо -
Для засолки и для супа,
Для салата и для щей
Надо много овощей!
Стихотворение «Овощи»
Сергея Михалкова.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Приложение № 7
Фото
Беседы и посадка огорода с детьми 21.04.2025 ПН
Уход и полив растений с детьми 22.04.2025 ВТ
Дневник наблюдений 22.04.2025 ВТ
Рисунки детей «Овощи» и «Цветы» 23.04.2025 СР
Дидактические игры и лэпбуки «Цветы», «Помидор», «Огород на окне» 24.04.2025 ЧТ
Наш весёлый огород на подоконнике 24.04.2025 ЧТ
Работа с родителями и консультации для родителей 24.04.2024 ЧТ
Конкурсная комиссия. Защита «Наш весёлый огород на подоконнике» 25.04.2025 ПТ
Итоговый протокол и диплом (грамота) 3 место 25.04.2025 ПТ