СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир ТВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир ТВ»


Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4 «Б» классе

Тема: «Трудные времена на Русской земле»

студентки 32 «А» группы

Тамамян Ани Артуровны













Урок будет выдан: 13.02.2024

МБОУ СОШ №13

Учитель: Царева Анжела Ивановна

Методист: Жукова Татьяна Константиновна





Новосибирск, 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 «Б».

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении трудных времен на Русской земле.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

1. -Учащиеся научатся оценивать характер влияния монголо-татарского ига на развитие Древней Руси.

-Учащиеся получат возможность ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах.

2. -Учащиеся научатся находить на карте места сражений с иноземными захватчиками.

-Учащиеся получат возможность научиться соотносить изученные исторические события с датами.



Дидактические:

1.Формировать представление о влияния монголо-татарского ига на развитие Древней Руси, ориентировании в важнейших для страны и личности событиях и фактах.

2.Формировать умения находить на карте места сражений с иноземными захватчиками, научиться соотносить изученные исторические события с датами.

Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога.

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.




2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.






3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- У учащихся будет сформирован познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании;

- У учащихся может быть сформировано понимание, почему важно быть едиными.

Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании.


2. Формировать понимание, почему важно быть едиными.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник, карточки для самостоятельной работы и рефлексии, презентация.

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)









Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Меня зовут Ани Артуровна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал.


-На слайде представлена цитата: «История ветер, который вырывает из прошлого имена, события и даты и гонит их перед собой в будущее.»

-Как вы ее понимаете?


Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.









Предполагают свои варианты.


К: соблюдать правила ведения диалога.













2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)









Организует актуализацию знаний.

-На прошлом уроке вы проходили тему «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

-Давайте вспомним, что вы изучили, ответив на вопросы.

Тест:

1) Летопись-это:

  1. запись важнейших событий

  2. первая рукописная книга

  3. славянская азбука

2) Славянскую азбуку создали:

  1. Минин и Пожарский

  2. Кирилл и Мефодий

  3. Нестор и Геродот

3) Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

  1. Нестор

  2. Геродот

  3. Кирилл

4) Киноварь-это краска:

  1. зеленого цвета

  2. красно-оранжевого цвета

  3. синего цвета

5) Чем писали на Руси?

  1. ручками

  2. корой дерева

  3. перьями и писалами

-Молодцы вы отлично усвоили пройденный материал.








-Запись важнейших событий


-Кирилл и Мефодий



-Нестор





-Красно-оранжевого цвета


-Перьями и писалами




П: - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании;

;

3. Выявление места и причины затруднения


Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

-А теперь, чтобы нам узнать тему нашего урока, нам нужно разгадать шифр.


- Верно. Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить?







-Трудные времена на Русской земле.










-Узнать о трудных временах на Русской земле.












П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании;

.

4. Построение проекта для выхода из затруднения.

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)


Организует планирование учебных действий.

- Для достижения цели урока, что нам нужно составить?

Слайд 5

- Посмотрите на слайд, пункты плана перепутаны. Нам нужно поставить их в правильном порядке.

- Для начала, что нам нужно узнать?




- Прочитайте со слайда последний пункт плана.







- План действий.



1. Узнать как Русь боролась с захватчиками.

2. Охарактеризовать основные сражения Руси.

3. Оценить последствия монгольского нашествия на Русь. 



Р: выстраивать последовательность выбранных действий.


5. Реализация построенного проекта.


Словесный (беседа)

Практический (упражнение)




Наглядный (демонстрация)


-Давайте посмотрим на слайд. Ребята, что изменилось?



-Как вы думаете, что поменялось? Какие произошли перемены?

Это говорит о силе или о слабости нашего государства?


Феодальная раздробленность- распад единого государства на отдельные части.

-Раздробленность характеризуется раздроблением единого государства на отдельные княжества. Каждое из них имело свою систему управления, свою экономику, свою армию, законодательство. Однако, при этом сохранялись и признаки единого государства: формальная зависимость от Киева, общность культуры и языка.


-Последствия раздробленности Руси. Давайте подумаем, в чем они заключались?


-Молодцы. А теперь посмотрите на доску и давайте сравним ваши ответы с последствиями раздробленности:

1. Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению Руси. Разъединённые княжества не могли в одиночку противостоять врагу. Русские земли стали уязвимы.

2. Возникали междоусобицы. Князья пытались расширить свою территорию, начинали войны с соседними правителями. Эти раздоры ослабляли военную мощь и снижали темпы экономического развития.

3. Государство раздробилось на мелкие княжества. Изначально образовалось 15 владений, позже они раскололись на 50, со временем — на 250. Русь теряла политическое единство.


-Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга. Как вы думаете, способствовало это усилению нашего государства в предстоящей борьбе с захватчиками?


-А почему нет?




-Верно.


Организует работу с учебником.

-Ребята откройте учебник на 59-ой странице. Кто прочитает 2 абзац сверху? (один ученик читает)


Это кочевы́е наро́ды живущие за счёт скотоводства. Они кочевали "куренЯми", т.е. родовыми или племенными объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. С постепенным распадом родового строя из "курЕней" выделялись отдельные семьи, "аилы".

Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве. Уже подростки были отличными наездниками и охотниками. Не удивительно, что повзрослев, они становились и великолепными воинами.

Основу их войска составляли конница и лучники.


-Посмотрите на 60-ую страницу в учебнике. Сравните вооружение русского и монгольского воина. У кого были преимущества и в чем?

-Почему?




-Верно. Теперь откройте 61-ую страницу.

Посмотрите на карту.

-Первое столкновение русских и татаро-монголов произошло в 1223 году на реке Калке. (показ на карте)

В результате битва на реке Калке как вы думаете она была проиграна и выиграна русскими князьями?

-Как вы думаете почему?

Разногласия и бесконечные войны сильно ослабили русские княжества. Из-за гордыни и уверенности в победе русские князья не захотели объединяться. Они недооценили сил монгольского войска

Однако, русские князья, к сожалению не сделали выводов из этого поражения. Распад Руси только усиливался, потому что русские князья посчитала, что кочевники. А теперь давайте разберемся- кто же были эти захватчики?

-Только в 1237 году монголы подошли к границам Руси. Русские люди ошибочно полагали, что могут легко справиться с ними.

Во главе монгольских войск встал хан Батый. (Показ захвата русских городов на карте.)

Работа с учебником.

-Какие города были захвачены?

-Первым русским городом на пути оказалась Рязань, которая долго сопротивлялась врагу, но пала в 1237 году, была полностью уничтожена.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. Из-за распутицы.

На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Захватив его, они полностью уничтожили город с его населением. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

-После завоевания Руси, монголами было создано новое государство- Золотая Орда.

-На Руси установилось монголо-татарское иго- система зависимости Руси от Золотой орды. (на слайде) Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Дань собирали наместники монгольского хана- баскаки.

-Дань это - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

-Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. Это право они получали в виде ярлыка- грамоты на великое княжение. В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли. Большое число народу было уничтожены, многие проданы в рабство.

- Но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли.

В 1240 году на западную Русь обрушились крестоносцы (шведские и немецкие рыцари). (Крестоносцы-люди, участвовавшие в так называемых крестовых походах. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Главная их цель – распространение католичества по всему миру.)


-Как вы думаете, почему для нападения они выбрали именно это время?










-Русь была поделена на многие княжества.




















Отвечают.




























-Нет.





-Потому, что у нашего государства не было единства.



































-У монгольского войска.

-Так как он сидит на коне и имеет оружие дальнего боя.










-Проиграна.

-Феодальная раздробленность.




















































































-Чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор.











































































































Научатся оценивать характер влияния монголо-татарского ига на развитие Древней Руси.


Учащиеся научатся находить на карте места сражений с иноземными захватчиками.



Получат возможность ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах.




















































































П: - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.







П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;











































П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;


К: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании;


6. Первичное закрепление нового материала и способов действий.


Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

-Как мы помним, полчище Хана Батыя не пошло в какой город?

-Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр.

- Первая Битва проходила на реке Неве. Откройте страницу 63-ую и посмотрите как прозвали князя Александра?

-А почему его так прозвали?


-Верно. Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего девятнадцать лет. Александр рассчитывал на фактор внезапности. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские воины отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местного населения, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов.

План молодого князя заключался в следующем:


Ополченцы должны были отрезать шведам путь к отступлению к кораблям.

Внезапный и мощный удар конницы должен был нанести решающее поражение противнику.

Русское войско нанесло внезапный удар по разработанному плану. Шведы не ожидали такого поворота событий, вследствие чего в их рядах началась паника, ополченцы уничтожили 3 шведских корабля. Внезапность удара, а также крупные успехи русского войска, вынудили шведов отступить. Невская битва продолжалась до наступления вечера.

-Спустя 2 года, т.е в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы.

В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем. (Работа с картой.)

Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от срединного полка сосредоточились основные силы — пехота и конница. А поодаль находились два засадных полка, готовых по команде вступить в бой.

И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством. Но их добивали свежие силы засадного полка.

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»






-Новгород.








-Александр Невский

-За победу на реке Неве.

















Получат возможность ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах.






















Научатся находить на карте места сражений с иноземными захватчиками.


К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

























К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в его познании;

;

7.Самостоятельная работа.

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)




Организует самостоятельную работу обучающихся.

- А теперь проведем небольшой тест по тому, о чем мы с вами говорили.

Задание №1

___________________________________- распад единого государства на отдельные части.


Задание №2

Какой город не смогло захватить монгольское войско во главе с ханом Батыем? _________________


Задание №3

У какого войска было преимущество? ________________________


Задание №4

_______________________________-государство, созданное монголами после завоевания Руси.


Задание №5

Почему князя Александра прозвали Невским? ________________________________________________


Задание №6

А) 1223 год


Б) 1237 год


В) 15 июля 1240 год


Г) 1242 год


1) Ледовое побоище

2) Монгольское нашествие на Русь

3) Битва на реке Калка

4) Невская битва


А

Б

В

Г








Выполняют задание самостоятельной работы (вставляют пропущенные слова в текст).
































Получат возможность научиться соотносить изученные исторические события с датами.

П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок;


8.Включение изученного в систему знаний.

Словесный (беседа)


Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Давайте вернемся к началу нашего урока.


-Что такое феодальная раздробленность?




-Кто в 1237 году возглавил монгольское войско?


Что такое иго?





-Как назвали рыцарей, на одежде и доспехах, которых был изображен крест?


-Кто победил в битве на реке Неве?



-О чем мы сегодня с вами говорили?







- Распад единого государства на отдельные части.

-хан Батый



-Система зависимости Руси от Золотой орды


-Крестоносцы




-Александр Невский.


-О трудных временах Русской земли.














К: соблюдать правила ведения диалога.


















П: делать выводы.











У учащихся может быть сформировано понимание, почему важно быть едиными

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Достигли ли мы цели урока?


- Весь ли план действий мы выполнили?



Проведение рефлексии:

-Сейчас вам нужно будет дополнить фразы:

  • Я узнал(а)…

  • Я запомнил(а)…

  • Я научился(ась)…

  • Я повторил(а)…

  • Я затрудняюсь…

-Запишите домашнее задание…

- Наш урок закончен, до свидания!



-Да.


-Да.



Осуществляют самооценку деятельности на уроке.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.