Опыт использования инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста.
Всем известно, что дети раннего возраста полноценно усваивают только то, что им интересно, что вплетено в контекст адекватного возрасту общения с взрослыми и в предметно-практическую деятельность, поэтому необходимы особые психолого-педагогические условия. Сегодня актуальной проблемой является научная организация процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике: создаются новые программы, методики, разрабатываются технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях
Предлагаем опыт применения инновационных технологий при работе с детьми в группах раннего возраста.
Во главу угла личностно - ориентированного обучения малышей ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования
В рамках личностно-ориентированной технологии нами используются сенсорные коробки и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.
Сенсорная коробка стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Хеппенинг - форма современного искусства, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками разными способами: кончиками пальцев ставим точки, проводим линии, прикладываем пальчики: 1 - 2 пальчика - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки; кулачком - со стороны большого пальца - розы, улитки, ракушки; полураскрытым кулачком - радуга, бананы; ладошками – солнышко, бабочка, цветочек, рыбки; ногами – снеговик, жук.
В рамках здоровье сберегающей технологии – кинезиологические упражнения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, развивать физические и психофизиологические качества, способствует расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка. Примеры таких упражнений: массаж ушных раковин, движения руками и ногами, качание головой, симметричный рисунок, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и др. Дети раннего возраста эмоционально реагируют и с удовольствием повторяют движения за педагогом под песенку «Испеки нам колобок, бабушка Маруся».
Куклатерапия. Кукла для ребенка партнер по общению во всех его проявлениях. Метод куклотерапии основан на идентификации ребенка с игрушкой. Он базируется на трех основных понятиях: игра, кукла, кукольный театр. В раннем возрасте роль куклы заключается в замене реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. В куклотерапии используются все виды кукол: куклы марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные, веревочные, объемные, тканевые. Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических процессов и обучающую.
В рамках технологий обучения и развития в работе с малышами используем элементы ТРИЗ технологии.
Например, метод «Морфологического анализа» применяется нами при проведении ОД, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности. Характеристики объекта заносятся на «волшебную» дорожку, расположенную горизонтально. На вертикальной дорожке - расположены объекты природного, рукотворного или сказочного мира. Для малышей первой младшей группы берём один вертикальный показатель. Например, петушок. Детям предлагается творческое задание – сделать красивым петушка, отправив его гулять по «волшебной» дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Такое задание уточняет знания детей о некоторых цветах и оттенках; побуждает фантазировать на основе изменения цвета.
Также, при проведении ОД, в ходе режимных моментов, при организации прогулок, используем упрощенный вариант метода «Мозгового штурма». Например, при создании проблемной ситуации педагог спрашивает у детей: «Кто стучится?», «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?», «Чем мы можем помочь герою или сказочному персонажу». Выслушивает ответы, подводит итог, уточняя обсуждаемую ситуацию, а потом смотрит вместе с детьми, кто же стучался или, доставая игрушку из мешочка, выясняет, кто в домике живет, либо подводит детей к тому, как можно помочь и как решить проблему.
«Круги Луллия» помогают развивать у детей системное мышление и творческое воображение, умения систематизировать, классифицировать и уже даже, решать проблемы. Например, «Помоги детёнышу найти свою маму», «Подбери часть предмета».
Мы представили часть инновационных технологий, которые вызывают наибольший интерес у педагогов детских садов нашего объединения при организации взаимодействия с детьми раннего возраста, помогают в организации воспитательно - образовательного процесса, создавая благоприятные условия для развития малышей.