Кирюшина Наталья Николаевна,
Тошакова Ольга Валентиновна
учителя ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинска
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИЗ ШИРШИНСКОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА)
Аннотация: Статья посвящена вопросам внедрения технологии дистанционного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями на дому (в условиях интерната) с учётом специфических особенностей данной категории.
В статье рассматриваются условия, необходимые для проектирования дистанционного учебного процесса, анализируются как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения, результаты внедрения в образовательный процесс дистанционной технологии.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, платформа Zoom.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Потребности общества в образовании, стремительные технологии и концепция ФГОС требуют нового подхода к образовательному процессу.
Практика работы образовательных учреждений показала, что в качестве эффективной модели организации образования учащихся с особыми образовательными потребностями, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать модель внедрения дистанционных образовательных технологий.
Ситуация с введением карантина и режима самоизоляции с целью профилактики распространения коронавируса показала отсутствие единого подхода и модели дистанционной работы, неготовность специалистов к коррекционно-развивающей работе с учащимися с особыми образовательными потребностями в онлайн формате, отсутствие специализированных онлайн-ресурсов, разрозненность учебно-методического материала и т.п.
Наша школа, принявшая решение о включении в образовательный процесс дистанционной технологии, для обучения воспитанников Ширшинского психоневрологического интерната, была вынуждена решать целый ряд практических вопросов, разрабатывать собственную модель этого включения, исходя из имеющихся внутренних ресурсов.
Нормативно – правовые условия: Администрацией школы были разработаны и утверждены локальные акты (положения, приказы) о реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых определен набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;
Составлено расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом согласно требованиям СанПиН 2.4.2.3648-20 о продолжительности непрерывного применения технических средств;
Законные представители обучающихся были своевременно проинформированы о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Кадровые условия: Педагоги, практикующие в работе дистанционные образовательные технологии:
Обучились на курсах повышения квалификации «Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации»;
Принимали участие в межрегиональном онлайн-вебинаре «Здоровьесберегающая реализация образовательных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологии»;
Регулярно участвовали в вебинарах АОИОО: «Психологические аспекты дистанционного (электронного) обучения», «Современные инструменты реализации электронного обучения с использованием дистанционных технологий».
Материально – технические условия: Работа в образовательной организации началась с того, что каждое рабочее место было обеспечено следующими техническими средствами:
Автоматизированным рабочим местом учителя (web-камерами, микрофонами);
Бесперебойным доступом в Интернет.
Техническое обеспечение рабочего места обучающихся на дому (в интернате) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий включало:
Компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
Канал подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Образовательный процесс осуществлялся в режиме онлайн-уроков на платформе Zoom.
Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу.
При организации обучения было так же предусмотрено:
Увеличение продолжительности времени в процессе online занятий, отводимого на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их выполнение, а также ограничение объёма изучаемого материала обучающимися, его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся на дому (с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей);
Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход.
Учителя внесли корректировку в рабочие программы, в которых чётко обозначили форму обучения, технические средства обучения, способы взаимодействия; определили допустимый объем домашних заданий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; подготовили дидактические и иные материалы, которые возможно использовать удаленно.
При реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий время работы за компьютером строго регламентировано.
Обучающимся предлагались разные формы образования:
Дистанционные занятия (онлайн уроки);
Самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (роль тьютора выполнял воспитатель) на основе выданных дополнительных заданий.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии online и offline.
Занятия проходили по-разному: педагоги объясняли и записывали материал на доске, работали с учебником, отправляли обучающимся презентации по разным предметам, а также задания. Ссылку на размещённые материалы направляли законным представителям обучающихся. Работы учеников поступали в виде фото на электронную почту или в мессенджерах, либо передавали лично педагогу.
Работа в дистанционном формате, безусловно, занимает больше времени и усилий всех участников данного процесса.
К достоинствам дистанционного обучения можно отнести следующее:
Снятие временных ограничений учеников и педагогов;
Обучающиеся, находящиеся на домашнем обучении, получают возможность общения с педагогом, независимо от их территориальной расположенности;
Гибкость и адаптивность обучения. Обучающиеся занимаются по удобному для них расписанию и в удобном темпе;
Мобильность - реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья.
Но есть и недостатки:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина обучающихся с особыми образовательными потребностями, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
Трудности возникают также при трансляции занятий: не всегда стабильное соединение с сетью Интернет; некоторые педагоги интерната, которые оказывают индивидуальную помощь во время урока, не в совершенстве владеют компьютером и прикладными программами. Платформы для общения (социальные сети, мессенджеры, платформы для конференцсвязи) известны давно, но не все учащиеся с особыми образовательными потребностями способны самостоятельно их использовать, поэтому участие в процессе обучения законных представителей играет большую роль. Педагог всегда найдёт пути организации обучения, если законные представители принимают сложившиеся условия.
Основная проблема — это низкий уровень владения персональным компьютером основной массы обучающихся.
Дистанционное обучение становится популярным с каждым днём, оно позволяет не только повысить качество образования, но и даёт обучающимся на дому возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Это содействует интеграции в социум посредством интернет технологий, дает возможность молодым людям реализовать себя.
Подводя итоги, стоит отметить, что дистанционная работа с обучающимися на дому (в интернате) крайне трудна: обучающиеся требуют присутствия педагога (воспитателя интерната) для осуществления контроля, корректировки их состояния, стимуляции. Поэтому участие воспитателей стало для нас, учителей, большой помощью.
Опыт индивидуальной работы с данной категорией показывает, что молодые люди с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы.
Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения учащихся с особыми образовательными потребностями во многом помогая им реализоваться как личность.
Работа в условиях дистанционного обучения будет продолжаться, всесторонне анализироваться, но уже сейчас необходимо воспринимать её как важнейший профессиональный опыт, однако мы уверены, что дистанционное обучение никогда не заменит живое общение ученика с учителем в традиционной форме работы в классе.
Список литературы
Всё о дистанционном образовании в России и на Украине. «Применение дистанционного обучения в школе». [электронный ресурс] – Режим доступа: http://distancionnoeobuchenie.com/primenenie-distancionnogo-obucheniya-v%20shkole-chast-1/#more-319 свободный – (16.10.21).
Использование новых технологий в дистанционном обучении / А. С. Ольнев, Н.М. Румянцев: Издательство "Спутник+" – Москва: Актуальные проблемы современной науки, 2011. – № 1. – 96 с.: ISSN: 1680-2721
Учительский портал. «Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями». [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1822 свободный - (16.10.21).
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. «Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499085755 свободный - (16.10.21).