3
Организация двигательной активности детей в режимных моментах детского сада.
Движение - это жизнь. Эти слова известны практически каждому человеку.
Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не всё понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходима уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.
Современные дети испытывают «двигательный» дефицит; то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизоров; играя
в тихие игры за столом) увеличивается нагрузка на определённые группы мышц
и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координаций движения, выносливости, гибкости и силы.
Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет
на характер их умственной работоспособности.
Движение – главное условие нормального роста организма.
Приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков может быть достигнуто при целенаправленном правильно организованном режиме двигательной активности.
Двигательная активность бывает:
- регламентированной (утренняя гимнастика, физкультминутки, дин. паузы, ритмика, бодрящая гимнастика.)
- частично-регламентированной: спорт. праздники, игры, подвижные игры, дни здоровья, спортивные досуги, индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учётом уровня здоровья.
- нерегламентированная деятельность: самостоятельная деятельность детей
в помещении и на улице.
Степень подвижности детей можно разделить на 3 основные подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.
Большую роль играет в двигательном режиме самостоятельная деятельность (без явного вмешательства педагога). При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие двигательную деятельность: физ. уголок, маски для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, спортивные атрибуты для прогулки.
Двигательная активность ребёнка начинается с утренней гимнастики, которая проводится ежедневно до завтрака в течение 10- 12 минут на воздухе или хорошо проветренном помещении.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может приводиться в разных формах:
- Традиционный комплекс утренней гимнастики;
- Утренняя гимнастика в игровой форме;
- С использованием полосы препятствий;
- С включением оздоровительных пробежек;
- С использованием простейших тренажеров.
Традиционная гимнастика состоит из 3 частей.
Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега.
Основная часть – это общеразвивающие упражнения. Данные упражнения развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку
и умение ориентироваться в пространстве. В заключительной части: ходьба, упражнения на восстановление дыхания.
Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую
по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.
Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Принеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длинной статической паузой (математика, развитие речи, ИЗО деятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности.
Утром обязательно нужно проводить и индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения нервной системы, ожирения.
В течение дня реализуются следующие технологии оздоровления:
- упражнения на координацию осанки;
- пальчиковая гимнастика, которая проводится 2 раза в день;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика является хорошим способом повысить иммунитет ребёнка, восстановить дыхательную систему после заболевания, а также предотвратить частые простудные заболевания. А если ребёнок отличается гиперактивностью,
то благодаря дыхательной, он начинает расслабляться и успокаивается. Кроме этого, если постоянно заниматься с ребёнком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выходе произносить различные
по длине фразы.
Двигательная разминка проводится в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости
у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе НОД с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность двигательной разминки не более 10 минут. Место проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Физкультминутки мы проводим в перерывах между НОД, а также в процессе самого НОД. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающий эмоционально положительное состояние психики.
Физкультминутка между двумя НОД может проводиться в виде подвижной игры и упражнений.
Особое место уделяется двигательной активности на прогулке. Начинается прогулка со спортивной ходьбы к участку, после чего организуются подвижные игры.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче.
Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т.д.
Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы
с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего процесс психического и физического развития детей.
Большую роль играет самостоятельная деятельность детей на прогулке. Двигательная активность направлена не на результат, а на получение удовольствия
от состояния движения. Отсутствие регламентации предполагает участие ребёнка только в тех играх, который он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое. Именно поэтому после дневного сна мы проводим бодрящую гимнастику, которая позволяет постепенно перейти к бодрому состоянию. Необходимо помнить, что темп пробуждения у детей разный и разная степень выраженности эмоционального реагирования. Воспитатель должен чутко уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки
по разным видам физических и спортивных упражнений: ЛФК, каратэ, танцы)
и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные НОД детей совместно с родителями, участие родителей
в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного возраста.
Создание здорового образа жизни для ребёнка в дошкольном учреждении является первоосновой его полноценного воспитания и развития.
Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.