СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация освоения краеведческого компонента во внеурочной деятельности при работе с младшими школьниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация освоения краеведческого компонента во внеурочной деятельности при работе с младшими школьниками»

Любовь к родному краю –

один из вернейших признаков

любви к своей стране.

К.Г. Паустовский


Тема: Организация освоения краеведческого компонента

во внеурочной деятельности при работе

с младшими школьниками


Большой интерес в наше время вызывает изучение родного края в начальной школе.

Я расскажу об организации освоения краеведческого компонента во внеурочной деятельности при работе с младшими школьниками.

Все мы знаем, что именно в младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для духовно-нравственного и морального развития личности. Именно в этот период закладываются базовые ценности, способности и качества личности. При знакомстве учащихся с историей и культурой малой родины, у них появляется гордость за свой край, желание узнавать больше, внести вклад в развитие малой родины.

Краеведческий материал в начальной школе изучается эпизодически, но дети всегда проявляют большую заинтересованность к нему.

Вы спросите, чему же способствует изучение краеведческого материала у младших школьников?

На самом деле, есть несколько важных пунктов:

  1. развитие интересов;

  2. расширение кругозора;

  3. формирование познавательной самостоятельности;

  4. формирование профессиональной направленности.

Очень важен тот факт, что краеведческую работу можно проводить практически на всех учебных дисциплинах. Также во внеурочной и внешкольной работе.

Хочу поделить с вами своим опытом ведения краеведческой деятельности с младшими школьниками во время внеклассной работы.

Существует несколько форм внеклассной работы краеведческой деятельности, но я расскажу о двух, которые применю в своей работе:

  • Краеведческий уголок

  • Краеведческие экскурсии


Краеведческие экскурсии делятся на:

  • Природоведческие

  • Исторические

  • Краеведческие

  • Производственные


В моем классе есть краеведческий уголок.

Он необходим для:

  • организации краеведческой деятельности;

  • формирования интереса к истории родного края;

  • воспитания гражданственности и патриотизма;

  • развития поисково-информационных умений;

  • развития воображения;

  • формирования мировоззрения о прошлом и настоящем родного края, о людях которые оставили значимый след в истории региона.

Краеведческий уголок несет в себе очень важные функции:

  1. Активизация познавательной деятельности

  2. Воспитание патриотизма

  3. Наглядность в обучении

  4. Связь обучения с жизнью

  5. Осуществление межпредметных связей

Ведение краеведческого уголка эффективно когда:

  1. Материал уголка - источник новых знаний способствующих расширению кругозора учащихся

  2. Информация в нем работает на постоянной основе, постоянно обновляется

  3. Материалы собраны и представлены учащимися.

Краеведческий уголок в моем классе ведут и оформляют дети. Проекты (по окружающему миру, математике, русскому зыку), сочинения, рисунки, доклады и много другое представлено в нем. Детей это увлекает, им интересно вести его, следить за его наполняемостью. Иногда ребята сами предлагают темы для обсуждения и оформления краеведческого уголка.


Краеведческие экскурсии

Их роль в организации краеведческой деятельности очень важна. Самый главный фактор – смена восприятия информации. Посещение музеев, памятников архитектуры, исторических мест, библиотек, выставок и т.д. Экскурсии - это один из способов сплочения коллектива, объединение интересов. Из чего на основе полученных знаний следуют совместные проекты, творческие коллективные работы и многое другое.

Экскурсии делят на:

  • Природоведческие ( наблюдение за природой родного края, знакомство с ее особенностями; способствуют формированию и воспитанию бережного отношения к природе).

  • Исторические ( на таких экскурсиях дети знакомятся с историей своей местности, узнают о людях прославивших свой край, о подвигах героев; они формируют нравственные качества школьников, расширяют исторические знания и прививают любовь к истории своего края).

  • Краеведческие

  1. Эффективная форма изучения краеведческого материала

  2. Способствуют:

  • Расширению кругозора

  • Развитию интеллектуальных способностей

  • Формируют коллективистские качества школьников в процессе совместной деятельности.

  • Производственные (дети знакомятся с сельскохозяйственным и промышленным производством своего края).

Мы с ребятами посетили много исторических мест Рязани и рязанской области. Буду честна, путешествия, даже маленькие вызывают бурю положительных эмоций и откладывают в памяти множество положительных моментов. Считаю, что именно это и подталкивает ребят творить, создавать что-то новое пользуясь полученными знаниями, делиться с окружающими и друг с другом посредствам проектов, докладов, художественных работ.


Краеведческая работа должна применятся на каждом этапе развития и становления личности. Чем раньше это начать делать, тем эффективнее будет результат. Краеведение дает возможность детям младшего школьного возраста увидеть красоту природы, архитектуру, живопись в народном творчестве. Все вышеперечисленное несет огромный вклад в развитие познавательного интереса, в формирование исследовательских навыков, любовь к культуре и истории своего народа, любовь в родному краю и малой родине.