УДК 373.24
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Пестрякова Валентина Алиевна (Pestryakova Valentina Alievna), старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты.
E-mail: [email protected], г. Воркута (Vorkuta), Россия (Russia).
Аннотация: в статье представлены материалы по организации педагогического сопровождения семейного воспитания, описывается опыт работы МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты по организации эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.
Ключевые слова: воспитание, сотрудничество, семья, программа, педагогическое сопровождение.
UPDATE PRACTICE OF EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATION, MEETS THE CHALLENGES OF THE NEW TIME
Abstract: the article presents the materials on the organization of pedagogical support of family education, describes the experience of MBDOU "kindergarten № 34" Vorkuta on the organization of effective cooperation with the families of the pupils.
Key words: education, cooperation, family, program, and educational support.
Рассматривая педагогическое сопровождение семейного воспитания, т. е. взаимодействие семьи и педагогов определяется процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития семейного образования. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания [1, с.204].
Педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое сопровождение [4,с.87].
Педагогическое сопровождение семьи, на этапе дошкольного образования ребенка решает множество задач, такие как: развитие интереса старших дошкольников к школьному обучению; повышение педагогической культуры родителей в период подготовки детей к школе; повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в дошкольном периоде [3, c.64].
Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и обучению детей дошкольного возраста. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания [2, с. 253].
Для организации работы в данном направлении, нами была разработана программа педагогического сопровождения семейного воспитания «Детский сад и семья – партнеры и друзья!»
Целью программы является: повышение эффективности системы поддержки семейного воспитания, посредством привлечения родителей к активному участию в педагогическом и воспитательном процессе.
Задачи:
- активизировать педагогическое и культурное сознание родителей и коллектива МБДОУ;
- содействовать развитию и укреплению семейных отношений на основе российских духовно-нравственных и культурно-исторических традиций;
- использовать творческий потенциал родительского сообщества (родительского комитета) в распространении положительного опыта и традиций семейного воспитания;
- создать оптимальные условия для снятия организационных, психологических и информационных барьеров и преодоления поведенческих комплексов участников взаимодействия.
Содержание программы ориентировано на работу с педагогами, родителями и совместную деятельность педагогов и родителей.
Работа с педагогами представлена следующими действиями:
- социально – психологическая и мотивационная подготовка педагогов к общению с родителями (проведение с педагогами мастер-классов, семинаров-практикумов);
- составление семейного портрета (анкетирование родителей, посещение на дому, педагогические наблюдения, беседы);
- развитие и совершенствование навыков самооценки и анализа деятельности (тренинги, деловые игры);
- совершенствование навыков планирования работы с семьей (консультирование, деловые игры, практикумы, согласование и принятие планов работы с родителями на учебный год);
- анализ эффективности взаимодействия педагогов с семьей (анализ документации, анкетирование, тематическая проверка, опрос);
- координация деятельности педагогов по защите прав детей (корректировка плана работы инспектора по охране прав детства в соответствии с «семейным портретом»; разработка и использование педагогами в деятельности памятки и алгоритма по взаимодействию с неблагополучными семьями; ведение документации по работе с семьей).
Работа с родителями:
- организация рекламной деятельности МБДОУ (сбор информации о неорганизованных детях; обновление стенда в детской поликлинике; МБДОУ; оформление стенда по защите прав детства);
- Привлечение родителей к сотрудничеству с МБДОУ:
- «На пороге школы» (устный журнал) - для родителей старших и подготовительных групп;
- «Детский лепет» (видео журнал) -для родителей ясельных групп;
групповые (не менее 2 в год).
- «Бабушкины посиделки»;
- «Школа молодых родителей»;
- «Отцы и дети».
Консультирование по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.
Совместная деятельность:
- Установление партнерских отношений между участниками образовательного процесса (проведение совместных мероприятий):
календарные и сезонные утренники;
праздники физкультурно-спортивной направленности;
конкурс чтецов;
театральная неделя;
семейные посидели;
реализация плана по досугам и развлечениям;
совместные прогулки и экскурсии;
оформление совместных выставок;
реализация проектов согласно темы недели;
проведение открытых занятий;
участие в конкурсных мероприятиях различного уровня и направленности и проч.
- Повышение компетентности и престижности родителей, установление эмоционального контакта (посещение детей на дому, педагогические наблюдения за детьми из семей группы риска, составление актов проверок условий проживания воспитанников, изготовление подарков детьми и для детей).
Программа педагогического сопровождения семейного воспитания отвечает вызовам нового времени. Благодаря реализации данной программы нам удалось усилить внимание к проблемам семейного воспитания; повысить качество социальной и педагогической поддержки семьи в воспитании детей; активизировать педагогический, культурный, образовательный потенциал родителей и педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Азаров Ю.В. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. – М.: Эксмо, 2015. – 446с.
Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка. - М.: Ленанд, 2014. - 320c.
Микляева, Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128c.
Москалюк О.В., Л.В. Погонцева Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123с.