СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одарёнными детьми состоит из урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми в условиях ФГОС»


















Выступление на заседании кафедры начального обучения на тему: «Организация работы с одаренными детьми в условиях ФГОС»

















Подготовила : Рамазанова Л.Ф.





«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

В своей работе с одаренными детьми я целесообразно полагаюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми использую технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости начинаю уже в начальной школе.

Моя работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и из внеурочной деятельности:

  • Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации),

- творческие и нестандартные задания.


  • Проблемно-развивающее обучение

Реализую технологию проблемного обучения: создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, сравнением, аналогией, обобщением.


  • Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

  • Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

  • Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

  • Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Внеурочная работа с одаренными детьми. В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты: различные конкурсы и викторины;

  • проекты по различной тематике.

  • олимпиады по предметам;

  • научно-практические конференции;

  • выступления и доклады;

  • активная внеклассная работа;

  • предметные недели;

  • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины;

  • Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (детская библиотека, и др.).

  • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, даю задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, например, со словарями различного типа.

В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.

В октябре Ищанова Индира из 2 А класса приняла участие во Всероссийском конкурсе «Читающая страна». Мы сняли видеоролик на стихотворение И.С. Тургенева «Осенний вечер.. Небо ясно..» и отправили на конкурс. Так же обучающиеся из 2 А в октябре приняли активное участие в республиканском фотоконкурсе «Мой край, возлюбленный навеки». В данном конкурс ребята приняли участие совместно с родителями. Представили свои замечательные фотографии. Это семья Кашаповых «Осень пришла в мой город», Мухамедзяновых «Вечерний пруд», Гильфановых «Пруд Акбабая».
Критерием достижения планируемых образовательных результатов является проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы участие в олимпиадах различного уровня.

Для подготовки учащихся к олимпиадам провожу занятия, консультации. Мы изучаем дополнительную литературу, выполняем задания олимпиад прошлых лет.

Да, и не следует забывать, что в работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки.


Рекомендации:

1. Вовремя уметь выявить одаренных детей.

2.Создать у обучающихся мотивацию к достижению цели, готовность идти на творческий риск.

3.Педагогу тесно сотрудничать с психологом, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

4. Требование постоянного роста педагогического мастерства.

4