СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности учащихся при решении текстовых задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное – сформировать такой общий подход к решению задач, когда задача рассматривается как объект для анализа, для исследования, а ее решение – как конструирование и изобретение способа решения. Это осуществляется в процессе обучения математике с помощью основополагающих принципов дидактики.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности учащихся при решении текстовых задач»

Организация учебной деятельности учащихся при решении текстовых задач

Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых они могут достичь успеха т вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определённых препятствий при достижении цели.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи. В начальном курсе математике особое место отводится решению текстовых арифметических задач. Сложность решаемых задач постепенно возрастает, и в 4 классе дети встречаются уже с довольно сложными задачами, при решении которых особенно труден процесс рассуждений. Поэтому очень важно провести анализ задачи, довести содержание и решение задачи до понимания учащимися.

Всё это требует особых подходов к организации учебной деятельности учащихся. Рассмотрим один из них на примере решения следующей нестандартной задачи.

Задача 1. Сколько времени будет проходить поезд длиной 500м через тоннель, длина которого 1500 м, если скорость поезда 60 км/ч?

Сначала целесообразно решить более простые задачи на использование соотношений между расстоянием, скоростью и временем.

1) Скорость поезда 60 км/ч. Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 240 км?

2) Скорость поезда 60 км/ч . Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 1 км?

3) Впереди тоннель длиной 500 м. Какое расстояние пройдёт тепловоз от момента выезда в тоннель до того момента, когда последний вагон поезда выйдет из тоннеля?

4) Скорость птицы 30 км/ч. Сколько времени она будет лететь через тоннель, длина которого 500м?

Решение этих задач вполне доступно учащимся.

Предложенная серия задач выполняет две функции:

а) готовит учеников к восприятию фабулы основной задачи, разъясняет её;

б) при решении этих задач ученик уже выполняет те логические операции, которые необходимы при решении основной задачи.

Важно обратить внимание учащихся на содержание задачи 4) и основной задачи. В результате сравнения условий этих задач ученики должны осознать , что в обеих задачах рассматривается движение тела в тоннеле. В том и другом случаях известна длина тоннеля и скорость тела, а необходимо найти время движения. Но школьники должны заметить и существенное отличие. В основной задаче тело имеет длину, тогда как птицу в задаче 1) можно принять просто за точку. Это и влияет на решение задачи.

Для пояснения решения задачи можно использовать чертежи. В задаче 4) расстояние, которое пролетает птица, равно длине тоннеля. А в задаче 1 расстояние увеличивается на длину поезда (500+500+1000 9метров), 1000м=1км). Поезд ехал со скоростью 600 км/ч или 1 км/мин.Значит, время за которое поезд будет проходить тоннель, равно одной минуте.

Таким образом, можно выделить следующие этапы решения основной задачи:

1) установить зависимость между основными величинами условия задачи;

2) обратить внимание учащихся на то, что поезд пройдёт тоннель, когда его последний вагон выйдет из тоннеля, а в это время тепловоз удалится от конца тоннеля на расстояние, равное длине поезда;

3) найти расстояние, пройденное тепловозом;

4) выделить скорость в таких единицах измерения, чтобы окончательный результат был выражен натуральным числом;

5) вычислить время прохождения тоннеля поездом.

С целью контроля усвоения данного материала после решения задачи1 можно предложить детям аналогичную задачу:

Задача 2. Мимо телеграфного столба проходит поезд длиной 800 м со скоростью 400м/м. Сколько времени поезд проходит мимо столба?