СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся со строением клеток и их функциями организма человека

Сформировать у учащихся систему знаний о строении клетки и ее органоидах

Просмотр содержимого документа
«Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр»



УРОК: 4

Школа: ГУ «Бестюбинская средняя школа отдела образования Камыстинского района»

Дата:

Имя учителя: Кунтуаров С.У.

КЛАСС: 8

Количество присутствующих: 4

Отсутствующих: 0

Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека

Тема урока: Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр.

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока

  • познакомить учащихся со строением клеток и их функциями организма человека

  • Сформировать у учащихся систему знаний о строении клетки и ее органоидах

Цели урока

Ученик знает:

особенности строения клеток человеческого организма

Ученик понимает:

роль клеток в жизнедеятельности организма

Ученик умеет:

объяснить процессы протекающие в клетке, взаимосвязь между органоидами клетки

Языковые цели

Учащиеся могут:

Могут спрашивать и объяснять устно,

Используя необходимую терминологию и определённую формулировку


Предметная лексика и терминология

клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр , комплекс Гольджи,

Серия полезных фраз для диалога/письма


Предварительные знания


Клетка – основная структурная единица организма растения. 6 класс.


План

Запланированное время проведения

Содержание урока

Оборудование

1 мин

Оргмомент.


3-4 мин.








5-8 мин










Создание коллаборативной среды: для создания комфортной среды урока проводим игру «Розовые очки». Ознакомьтесь с вашим маршрутным листом, который одновременно является и планом изучения нового материала. По ходу урока мы с вами, используя рисунки и текст учебника, выполним задания маршрутного листа. (приложение 1)

Отправная точка. Проверка выполнения домашнего задания.

Биологическая разминка (слайд)- 10 вопросов.

Устный опрос:

·         Что такое клетка? Строение клетки. Какой бывает форма клеток организма человека?

·         Что такое ядро? Какую роль выполняет ядро?

·         Каково строение ядра? Каковы функции пор в мембране?

·         Какого строение клетки? Какую роль выполняет ядро?

·         Во всех ли клетках бывает ядро? Что такое хромосомы и гены? (в виде биологической разминки)



Вызов:

Учитель на стадии вызова демонстрирует видео-фрагмент (Жила-была жизнь, 1 серия - Планета клеток. Альбер Барийе, 1987)

После обсуждения учащиеся предлагают свои мысли. Учитель координирует работу класса, комментируя ответы школьников. Так учащиеся выходят на тему урока, записывают тему урока в тетрадях и обсуждают цели урока.



Устно


16-21 мин.


























.



10 мин.








Осмысление:

Ребята. Ознакомьтесь с вашим маршрутным листом, который одновременно является и планом изучения нового материала. По ходу урока мы с вами, используя рисунки и текст учебника, заполнить задания маршрутного листа.


Станция 1: учащиеся выполняют задания использую текст учебника. В тексте они выписывают только определение. После выполнения учащиеся обмениваются листами и проводят взаимооценивание.

Станция 2. Учащиеся выписывают только названия органоидов. Также по окончанию проводится взаимооценивание.

Станция 3.на данной станции учитель разделяет класс на две группы. в группе учащимися назначается лидер. учитель называет группам разные органоиды. Учащиеся создают постер, постер должен быть информативный, затем аргументировано его защищают. Лидер оценивает активность работы каждого участника группы. постеры остаются на доске.

Станция 4. Учащиеся выполняют задания используя раннее составленные постеры. После выполнения- взаимопроверка.


VI. Закрепление изученного материала.

Станция 5. Учащиеся откладывают свои маршрутные листы на стол, закрывают учебники, и учитель задает вопросы по материалу новой темы.

Ученики ориентируясь на рисунки на слайде, определяют по внешнему виду органоид клетки, его функцию, особенности строения. За правильный ответ учитель начисляет по 0,5 балла каждому индивидуально.

- работа со слайдом

Вопросы:

  1. Какой органоид изображен под № 1? (аппарат Гольджи)

  2. Под каким № расположен клеточный центр? ( № 5)

  3. Какой органоид формируется в аппарате Гольджи ? (лизосома).

  4. Под каким № находится лизосома на рисунке ? (№ 4 ).

  5. Какой органоид называют « энергетической станцией клетки ?» ( митохондрия ).

  6. Какой органоид изображен под № 2 ? (ЭПС)

  7. Почему один из видов ЭПС называют шероховатой? (на ней находятся рибосомы).

Станция 6. Дифференцированные задания. Тестовые задания (для учащихся с высоким и средним уровнем обученности) и задания на соответствие (для учащихся с низким уровнем обученности). После выполнения выдаются ключи. Учащиеся самооценивают себя. (приложение 2)











учебник





учебник



Пазлы. Постер.






Лист маршрута. постер.




Слайд. Интерактивная доска.


























вопросники







5 мин




VII Формулировка вывода по цели урока :

На уроке мы познакомились со строением клетки, ее органоидами. Вами были защищены постеры по органоидам клетки. Сейчас прошу вас внимательно выслушать выводы урока, но мною сознательно будут допущены ошибки. Ваша задача найти их и поправить меня.

Органоиды, так как подобно органом целого организма, выполняют специфическую функцию. Современные средства исследования позволили биологам установить, что по строению клетки все живые следует делить на организмы «безъядерные» и «ядерные» - эукариоты. В группу прокариот попали все бактерии и синезеленые (цианеи), а в группу эукариот – грибы, растения и животные. Общность химического состава и строения клетки – основной структурной и функциональной единицы организмов - свидетельствует о единстве происхождения всего живого на Земле.

В отличии от прокариотической клетки ДНК в эукариотической клетке находится в цитоплазме. Эндоплазматическая сеть бывает двух видов гладкая и шероховатая. На гладкой ЭПС происходит синтез АТФ,а на шероховатой синтез белка. В митохондриях происходит синтез липидов и углеводов. Лизосомы клетки участвуют во внутриклеточном пищеварении. Красоту осенним листьям и цветам предают хромопласты.


ИД



Подведение итогов урока.

Количество баллов

оценка

19-22,5

5

15-18,5

4

6-14,5

3

VIII. Домашнее задание.(слайд )


3 мин

Рефлексия:

(2 минуты). По методике «Приём Синквейна» (реакция на состоявшееся событие).

Я сейчас вас попрошу написать пятистишие, в котором:

1 строчка – существительное, которое хотим обозначить;

2 строчка – два прилагательных, характеризующих данное существительное;

3 строчка – три глагола, обозначающих действие того существительного;

4 строчка – четыре слова, характеризующих сегодняшнее событие;

5 строчка – одно слово-возглас!!!





Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспитательный элемент)

Для более сильных учащихся предусмотрен самостоятельный поиск информации. Более слабым – поддержку окажет учитель при выполнении заданий.

Дифференциация предусмотрена и при работе над домашним заданием.

Использование критериального оценивания (формативного) при выполнении заданий по новой теме.


Связь с ИКТ через работу с ИД, интернет-ресурсами.

Учитель должен обратить внимание на то, как важно вести здоровый образ жизни. Особое внимание следует уделить на то как вредные вещества влияют на жизнедеятельность клеток.

Рефлексия

Были ли цели урока/Цели обучения выполнимы? Что учащиеся выучили сегодня? Какова была учебная атмосфера? Успешным ли оказалось моё дифференцирование? Удалось ли мне вложиться в отведенное время? Какие изменения я внес в план и по какой причине?

Используйте данный раздел для рефлексии (размышления над уроком). Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Цель урока была достигнута. Ученики знают о строении клеток, знают о их роли. Атмосфера на уроке была плодотворной, учащиеся охотно работали с учебным материалом. С дифференцированными заданиями учащиеся справились на хорошо и отлично. На всех этапах урока были соблюдены временные рамки.










Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?


























Приложение 1

Маршрутный лист.

Отправная точка

Самооценивание (макс. 5 баллов)

  • Достижение

Критерии

дескрипторы


9-10

5 баллов


7-8

4 балла


5-6

3 балла


3-4

2 балла


1-2

1 балл




Станция 1: Дайте определение эукариотической клетке _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Взаимооценивание (макс. 2 балла)

  • Достижение

Критерии

дескрипторы


Полное определение

2 балла


50/50

1 балл


Не нашел определения

0 баллов


Станция 2: Найдите основные органоиды клетки на стр.144

Взаимооценивание (макс. 2 балла)

  • Достижение

Критерии

дескрипторы


8 /8

2 балла


5/8

1 балл


Менее 5

0 баллов


Перечислите их:1.______________________2.___________________ 3__________________

4.___________________ 5._________________ 6.__________________ 7._________________

8_____________________

Станция 3: Составьте постер с описанием органоидов и их функций.

Оценивание лидером группы (макс. 2 балла)

  • Достижение

Критерии

дескрипторы


Активно участвовал в дискуссии, предлагал идеи

2 балла


Частичное участие в групповой работе

1 балл


Был недостаточно активен

0 баллов


Станция 4: Перечислите функции и строение органоидов (органоид-строение-функция), используя материал станции 3.

Взаимооценивание (макс. 2 балла)

  • Достижение

Критерии

дескрипторы


8 /8

2 балла


5/8

1 балл


Менее 5

0 баллов


1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________

6____________________________________________________________________________

7____________________________________________________________________________

8____________________________________________________________________________

Станция 5: работа со слайдом



оценивание учителем (макс. 3,5 балла)

  • Достижение

Критерии

дескрипторы


Правильный ответ

0,5 балла

Неправильный ответ

0 баллов

Станция 6: тест


Самооценивание (макс. 5 баллов)

Критерии

дескрипторы

  • Достижение

тест

Таблица на соответствие



7

5

5 баллов


6

4

4 балла


5

3

3 балла


3-4

2

2 балла


1-2

1

1 балл
















Приложение 2.


Тестовые задания ( для учащихся с высоким и средним уровнем обученности)

1. Мембраны и каналы шероховатой ( гранулярной ) эндоплазматической сети ( ЭПС ) осуществляют синтез и транспорт:

а) белков б) липидов в) углеводов г) нуклеиновых кислот.

2. Мембраны и каналы гладкой ( агронулярной ) эндоплазматической сети ( ЭПС ) осуществляют синтез и транспорт:

а) белков б) липидов в) углеводов г) нуклеиновых кислот

3. В цистернах и пузырьках аппарата Гольджи осуществляется:

а) секреция белков б) синтез белков, секреция углеводов и липидов

в) синтез углеводов и липидов, секреция белков, углеводов и липидов.

г) синтез белков и углеводов, секреция липидов и углеводов.

4.Лизосомы формируются на:

а) каналах гладкой ЭПС б) каналах шероховатой ЭПС

в) цистернах аппарата Гольджи г) внутренней поверхности плазмалеммы.

5. Пищеварительные ферменты, содержащиеся в лизосомах, синтезируют:

а) каналах гладкой ЭПС б) рибосомы шероховатой ЭПС

в) цистерны комплекса Гольджи г) сами лизосомы.

6. Лизосомы обеспечивают в клетке переваривание:

а) пищевых частиц б) пищевых частиц и удаление отмирающих частей клетки

в) пищевых частиц, удаление отмирающих частей клетки и целых клеток

г)пищевых частиц, удаление отмирающих частей клеток и органов.

7. Митохондрии содержатся в цитоплазме:

а) животных клеток б) животных и некоторых растительных клеток

в) всех клеток, за исключением клеток прокариот

г) всех клеток прокариот и эукориот.















































Зашифруйте последовательно в виде трех цифр информацию о строении и функциях органоидов клетки (для учащихся с низким уровнем обученности).

1.Митохондрии

а. Органоиды клетки овальной формы, окруженные одинарной мембраной, содержащие гидролитические ферменты.

a. Транспорт продуктов биосинтеза к поверхности клетки, образование лизосом, упаковка продуктов клеточного метаболизма.

2.Рибосомы

б. Стопка уплощенных мембранных цистерн и связанных с ними пузырьков.

b. Хранение наследственной информации.

3.Лизосомы

в. Состоит из двух субъединиц – большой и малой.

c. Синтез АТФ, участие в клеточном дыхании.

4.Комплекс Гольджи

г. Органоиды клетки, окруженные двойной мембраной, содержащей хроматин.

d. Автофагия, автолиз, расщепление органических веществ.

5.Ядро

д. Органоиды клетки, содержащие многочисленные внутренние складки – кристы.

e.Синтез белка.